Президент кинофестиваля «Встреча» рассказывает о роли кино в формировании ценностей общества

Искусство кино в формировании мировоззрения  отдельного человека и общественного мнения в целом играет очень важную роль.

Просмотр фильмов « Чапаев»,  который мальчишки смотрели по 10 раз, сформировало поколение людей  готовых отдать жизнь за идею. Именно они, воодушевленные подвигом этого киногероя, стали защитниками Родины в годы Великой отечественной войны.

А просмотр фильма « Брат» Алексея Балабанова  в годы перестройки направило молодежь на создание бандитских группировок и искалечило тысячи человеческих судеб.

Исследуя культурное и социальное поле, мы видим, как кино влияет на общество.

 Интересно проследить, как в разные периоды времени в нашей стране  создавали фильмы о роли отца в жизни семьи и общества в целом и как именно этот персонаж, его социальная роль, влияли на различные социальные и возрастные группы.

 Середина 20 века, предвоенный и военный период - фильмы: «Большая семья» (реж. Луков), « Отец солдата» (реж. Р. Чхеидзе), «Судьба человека» (реж. С Бондарчук).

 Послевоенные, 70 годы: « А зори здесь тихие». «Монолог» Ильи Авербуха, « Белорусский вокзал» Ан. Смирнова, «100 дней после детства» Сергея Соловьева и т.д.

 Это – фильмы, наполненные любовью не только к «родной крови», но и к каждому человеку, который рядом с тобой, который терпит бедствие, ответственность за которого ты берешь на себя.  Они наполнены подлинной отцовской заботой и ответственностью.

  80 годы – в фильмах улавливается тревога за подрастающее поколение, но все-таки и дается образ мужчины, способного и желающего сражаться за спасение душ молодежи: « Доживем до понедельника» Ростоцкого, « Пацаны» Д. Асановой, но уже появляется и «Ворошиловский стрелок» Говорухина, как колокол наступающей духовной безотцовщины.

 Не физической, а нравственной и духовной безотцовщины.

 90 и 00 годы - «Брат» Алексея Балабанова, «Плюмбум» Абдрашитова,  «Маленькая Вера» В.. Пичула, «Простые вещи», «Коктебель»,  « Как я провел этим летом» реж. А. Попогребского, « Географ глобус пропил» реж А. Велединского, «Сумащедшая помощь» Б. Хлебникова – здесь образы отцов до того уничижены, доведены до  такого безобразия, до такого бессилия и духовного и нравственного, что их и отцами назвать трудно.

 С 2010 по 2018 годы наряду с такими, все еще  не имеющими верных нравственных ориентиров,  как «Воробей» Ю. Шиллера, «Возвращение» Ан. Звягинцева, стали появляться фильмы об отцах, имеющих здоровые, в русских  национальных традициях отцовства, качества.

   Например. «Находка» реж. Вик. Демент, «Это твой день» реж. О. Масарыгин, «Коробка» Эд. Бордукова.

 Очень жаль, что эта тема  никак не отражается в мультфильмах для детей. Ведь дети играют в семью уже с трехлетнего возраста, и просмотр фильмов с четко выраженными позитивными ролями мамы и папы были бы очень полезны. Тем более, что сейчас очень много  детей растет без отцов.

 В этом плане очень приятно было видеть на нашем последнем  кинофестивале « Встреча» мультфильм « Два трамвая» режиссера Св. Андриановой, где рассказывается о взаимоотношениях отца и сына.

 Но без участия общественности, без социальной затребованности, изменения в этой области не произойдут.

Нужно чаще ставить вопросы о роли киноискусства в воспитании подрастающего поколения, о создании киностудий детского и семейного кино, о создании сети детских кинотеатров, так как роль визуальных искусств в наше время, его влияние на  мировоззрение подрастающего поколения очень велика.

 

президент Международного
православного Сретенского кинофестиваля "Встреча"

монахиня София (Ищенко)
г. Обнинск