Перелистывая подшивку «Российской газеты», с изумлением обнаружил в ней, в номере от 3 июня 2013 года, статью Алёны Карась «Иконы и смыслы». С безудержной радостью описывала она сомнительные по содержанию и эстетике авангардные постановки модных российских режиссёров (в том числе Константина Богомолова и Дмитрия Крымова), составившие большую программу современного русского театра, привезённую в Варшаву. Странно было читать на страницах правительственной газеты панегирики той части современного отечественного искусства, которое благодаря нашим неразборчивым (или слишком разборчивым?) чиновникам представила за рубежом наш театр исключительно как театр разрушения и политического поддакивания всем, кто хотел бы видеть нашу национальную историю чередой бесконечных варварских преступлений. Вот характерное восторженное высказывание Алёны Карась по поводу того, как наши театральные перформансы восприняли в Варшаве: «Разговор о сталинизме и Холокосте, советском антисемитизме и карательной психиатрии, параллели между большевизмом и нацизмом, переживания конца истории - всё это оказалось созвучно умонастроению сегодняшнего польского общества».
И что же конкретно оказалось созвучно? А вот что: «пародируя приёмы и приёмчики советской «ленинианы»... он (Дмитрий Крымов. - С.М.) касается и «самого святого» - девочки из повести Васильева «А зори здесь тихие» превратились у него в кукол».
Уверен, что никто из доживших до наших дней женщин-ветеранов войны не захотел бы, чтобы из них сделали средствами сценического искусства кукол-карикатур и одновременно жертв «преступного режима»! А ведь именно это и происходит в спектакле «Горки-10»! Удивительно, как у Алёны Карась язык повернулся с лёгкостью и категоричностью необычайной, пересказывая очередной сценический «изыск» нынешних хулителей родной истории, выдать такую фразу: «А кем ещё могут быть женщины, посланные на бой с «фашистской силой тёмною», как не куклами страшной адовой машины уничтожения?». А ведь речь идёт - напомню! - о перелицованных на новый сценический лад юных и отважных героинях из повести «А зори здесь тихие»!..
А как оценить эти лихие и безапелляционные фразы и фразочки по поводу «советского антисемитизма», по поводу безусловных параллелей «между большевизмом и нацизмом» и т.д.?! Сегодня только самые последние негодяи из либерального лагеря (вроде Леонида Гозмана) позволяют себе сравнивать нас, нашу страну и советский строй с нацизмом! Что - Алёне Карась действительно кажется, что подобные параллели созвучны умонастроению нашего сегодняшнего общества?
Восхваляя в своей статье тот современный российский театр, который, по её мнению, с «болью, яростью и ответственностью... воспринимает прошлое и настоящее России», она, по сути дела, восхваляет ту часть российской творческой элиты, которая объективно работает сегодня против России, кощунствуя и изгаляясь в своих модных опусах на потеху доморощенным и западным недоброжелателям! Как будто не осталось у нас сегодня на просторах России театров и творцов, которые говорят о родной стране талантливо, с гордостью и любовью?! Или нормальные человеческие чувства, нормальные герои сегодня уже не в чести в среде рафинированной интеллигенции? Похоже, что так.
А ведь в современном российском искусстве есть сегодня и напасть иного толка, которую составляют иные, едва ли не противоположные силы. Их, разумеется, не отнесёшь к «творческой элите». Но эти силы (я бы назвал их представителей пошляками и пакостниками) удивительным образом смыкаются с «авангардистами» и их интеллектуальной обслугой, потому что столь же усердно работают на уничтожение духовной и нравственной основы русского общества, основ национального искусства.
Среди подобных разрушителей - небезызвестный кинорежиссёр Кирилл Кузин, создатель профессионально неряшливой и грязной ленты «Самый лучший фильм». Тот самый Кузин, который когда-то произнёс сакраментальную фразу «Не нужно к кино относиться как к искусству. Это не искусство, это ремесло», и наши элитарные кинокритики, на словах ратующие за высокое искусство, это молча проглотили. По крайней мере, я не припомню, чтобы они обрушивались на подобных «ремесленников» и их кинематографических уродцев с таким же критическим пафосом и безапелляционным сарказмом, с какими неизменно высмеивали, а по сути - уничтожали и уничтожают национально ориентированное, доброе, нравственное, духоподъёмное кино (примеров здесь можно привести великое множество).
И что с того, что репутация Кузина и его второсортного детища - весьма сомнительна? Он уже нашёл деньги и успел склепать новую дурно пахнущую ремесленную поделку под названием «Залётчики»! И вот его команда ничтоже сумняшеся предлагает прокатчикам покупать и продвигать этот фильм, сопровождая свои предложения ссылкой на оскорбительный для нормального зрителя слоган: «Мечты сбываются... через задницу». А вот как создатели ленты видят и оценивают свою целевую аудиторию: «Молодежи свойственно клиповое сознание. Ежедневно они переваривают огромное количество информации: новости, демотиваторы, приколы, клипы, фильмы. Наш фильм концентрированно отражает в себе всё, чем живет сегодняшняя молодежь. Фильм являет собой эклектический поток гэгов, аллюзий, пародий, безбашенного юмора, экшна с реалистичными спецэффектами».
И хотя разрушителя традиционной морали и растлители молодых поколений сегодня изрядно преуспели благодаря подобным картинам и многочисленным развлекательным телевизионным каналам, всё-таки я уверен, что создатели ленты глубоко заблуждаются по поводу того, чем сегодня живёт и что сегодня предпочитает потенциальная молодёжная киноаудитория страны. Или они ориентируются исключительно на посетителей ночных клубов, потребителей дешёвой попсы и не менее дешёвых телевизионных зрелищ типа «Комеди клаб»?!
Беда нашего сегодняшнего российского кинематографа состоит в том, что подобные многочисленные создатели пошлых поделок, сами плохо обученные и воспитанные, ориентированы на некую тупую, «хавающую» массу, в то время как реальная киноаудитория сегодня всё ещё не до конца оскотинилась и ждёт талантливых, профессионально сделанных картин, в которых присутствуют и традиционные ценности, и даже нещадно оболганный патриотизм. И успех «Легенды N17» об этом красноречиво свидетельствует! Правда, и здесь наши «креативные» критики успели испортить обедню и напакостить своими циничными высказываниями: фильм-де хороший, но... вопреки своему патриотизму!
Как говорится, без комментариев! Но как бы хотелось, наконец, переместить подобных «интеллектуалов», объективно позиционирующих себя чужестранцами на родной земле, в края иные, где их разрушительные потуги, быть может, поймут, оценят и по достоинству оплатят. Нет, конечно, это будут не тридцать сребреников, а, может быть, гораздо больше. Но звук от их предательского звона уж очень похож!
Сергей МАЛЮТИН,
г. Курск