В редакцию «Русской народной линии» поступил текст обращения ученых-историков и общественных деятелей к министру культуры России Мединскому Владимиру Ростиславовичу и директору Государственной Третьяковской галереи Лебедевой Ирине Владимировне с просьбой убрать картину И.Е. Репина об убийстве царем Иваном Грозным своего сына в запасники.
«Великое собрание Третьяковской галереи призвано нести свет просвещения и творчества русским людям, всем тем, кого интересует и притягивает русское искусство. В галерее множество замечательных картин, которые по-своему отражают художественные поиски лучших представителей русского народа, талантливых художников, - пишут авторы просьбы-послания. - Основу собрания XIX-XX века составляют такие мастера живописи, как А.Иванов, В.Суриков, А.Саврасов, И.Левитан, Ф.Васильеви многие другие. Однако в замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего, речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И.Е.Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885 г.). Современной исторической наукой твердо установлено, что Первый Русский Царь Иоанн не убивал своего сына.Отсутствуют какие-либо достоверные сведения об этом в первоисточниках XVI века. Напротив, древние летописи того времени свидетельствуют о болезни и преставлении Царевича Иоанна. Версия "сыноубийства" появляется только в качестве слуха - с приставкой "глаголют нецыи", в более поздних письменных источниках уже XVII века, созданных во время или после Смутного времени и основанных на записках явных врагов России, иностранных посланников Джерома Горсея и папского нунция Антонио Поссевино, которые приводят совершенно разные, явно недостоверные, версии якобы произошедшего "сыноубийства". В то же время, сохранившиеся подлинники материалов Посольского приказа того времени, дела о приезде папского посла Антонио Поссевино, включавшие Царскую переписку, позволили публиковавшему эти материалы в 1903 году академику Н.С.Лихачеву сделать обоснованный вывод, что Царевич Иоанн скончался в Александровской слободе после одиннадцатидневной болезни, казавшейся поначалу не опасной. О причинах этой болезни со всей ясностью свидетельствует вскрытие гробниц Царя Иоанна Васильевича Грозного и Царевича Иоанна Иоанновича в Архангельском соборе Московского Кремля, произведенное в 1963 году, и последовавшие достоверные точнейшие исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы честных останков Царевича. Превышение в 32 раза допустимого содержания в останках ртути, в несколько раз мышьяка и свинца неопровержимо свидетельствуют, что Царевич Иоанн скончался в результате отравления солями ртути, мышьяка, свинца. Экспертиза установила отсутствие каких-либо следов крови на волосах Царевича».
«Надо сказать, что и в ХIX, и в начале ХХ века серьезные историки "нелиберального толка" с достаточным сомнением относились к клеветническому слуху, обвиняющему Царя Иоанна Васильевича в убийстве своего сына. Современники Репина, даже доброжелатели и почитатели его таланта, такие как В.В.Стасов, считали картину неисторической. Известный российский историк С.Ф.Платонов в 1920-х годах также писал о клевете на первого Русского Царя. Исторические исследования, проведенные в наши дни видными историками и церковными деятелями: Митрополитом Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), Игорем Фрояновым, Сергеем Фоминым, Александром Бохановым и многими другими, с достоверностью установили, что никакого "сыноубийства" не было, а ложный слух был намеренно запущен врагами, с целью оклеветать благочестивого Царя Иоанна Васильевича Грозного. Эта клевета, как и само отравление Наследника Престола врагами России, ставила целью сломить волю Царя, волю русского народа в тяжелейшей войне с Польшей, Литвой, Швецией. В 1581 году почти все страны Северной и Центральной Европы при поддержке Римского папы, Германской и Османской империй вели жестокую войну для разрушения Свято-Русского Царства. В то время были захвачены многие северо-западные русские земли, крупнейший по тем временам город Псков был в многомесячной осаде. На юго-востоке России османы взбунтовали ногайцев и луговую черемису. Против России и Русского Царя сочинялись клеветнические пропагандистские памфлеты, русскими войсками пугали европейских обывателей. И отголоски этой клеветнической пропагандистской войны врагов России мы видим до сего дня на вызывающем отвращение лживом полотне, находящемся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи», - говорится в письме.
«Известно, - продолжают составители обращения, - что в благословенное Царское время живописец И.Репин, проникнутый революционными богоборческими идеями, относился с пренебрежением к русским православным традициям. Стоит посмотреть на его картину "Крестный ход в Курской губернии" (1883 г.), чтобы понять это его отношение. Но, если в картине "Крестный ход в Курской губернии" он выражает взгляд революционеров и русофобов на православную веру, русское духовенство, на традиции крестных ходов на Руси, то картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" является неприкрытой клеветой не только на Царя Иоанна, но и на русское Православное Самодержавие, на весь русский народ. Стоит вспомнить, что работа над картиной была начата в 1881 году, вскоре после зверского убийства террористами Императора Александра II, получившего именование Освободителя. Террористами велась открытая война с Российской государственностью, Самодержавной властью, и частью этой войны были действия против первого Русского Царя, эту Самодержавную власть на Руси утвердившего. Сам Репин не скрывал, что его картина направлена против Самодержавной монархии, то есть против Русского государства. Царь Иоанн Васильевич Грозный, полвека правивший Россией, был первым русским Царем, помазанником Божиим, укрепившим единодержавие и единозаконность на Руси, двукратно увеличившим территорию России, расширившим торговые пути и связи России со всем миром, основавшим многие города Российские, подавлявшим еретические движения, - напомнили авторы послания. - Он благодетельствовал многочисленным российским монастырям, а также православным монастырям Святой Земли, Синая и Святой горы Афон. Мы, русские люди, должны быть бесконечно благодарны нашим предкам за то, что они создали такую могучую державу, простирающуюся от Балтийского моря до Тихого океана, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей. Велика в этом заслуга Царя Иоанна Васильевича Грозного, расширившего пределы нашей страны, включившего в состав русского государства и Казанское, и Астраханское царства, и, самое главное, - Сибирское царство, богатствами которого, нефтью и газом, живет сегодня наша страна. Только за одно это мы, нынешние граждане России, потомки и продолжатели великих дел великого русского народа, должны в каждом городе Поволжья, Урала и Сибири, да и по всей России, поставить памятники Царю Иоанну Васильевичу Грозному и убрать клеветническую и лживую картину И.Репина из главной Русской галереи. Сам И.Репин получил за свои деяния Божье наказание - у него отсохла правая рука, он не мог не только писать картины, но и перекреститься. После революции 1917 года, находясь в изгнании, в Финляндии, он во многом изменил свои взгляды, стал прихожанином православного храма, пел на клиросе. И, видимо, к концу жизни, на чужбине, начал осознавать свои глубокие ошибки, главная из которых - что он направил свой Богом данный талант на разрушение России. Сегодня он явно был бы благодарен тем, кто уничтожил бы эту клеветническую картину».
«Сейчас, так же, как и 100 лет назад, картина И.Е.Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" оказывает на зрителя глубокое психологическое, эмоциональное воздействие, создавая эффект ложной "психологической достоверности", буквально запечатлевая в памяти тысяч и тысяч посетителей Третьяковской галереи, среди которых значительная часть - дети, не имеющие критического взгляда на мир, клевету на Россию и ее историю. Просим Вас, до окончательного разрешения вопроса по судьбе этой картины убрать ее из экспозиции Третьяковской галереи в запасники, чтобы она перестала оскорблять патриотические чувства русских людей, любящих и ценящих своих предков и выражающих им благодарность за создание великой могучей державы - Русского Православного Царства», - заключили ученые-историки и общественные деятели свое обращение.
Председатель оргкомитета Народного движения «Святая Русь» Василий Бойко-Великий; историк, профессор Санкт-Петербургского Университета Игорь Фроянов; директор Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого Анна Бойко-Великая; историк, общественный деятель Леонид Болотин; руководитель издательства «Царский дом» Ксения Лебедева; адвокат Алексей Аверьянов и другие.