Достижения отечественного образования ХХ века, получившие в стадии наивысшего развития мировое признание, ныне утрачены нашей школой.

Основной внутренней причиной положения, сложившегося в российском образовании и науке, является, с одной стороны, – очевидная некомпетентность, с другой – целенаправленная деструктивная деятельность руководящих органов и ангажированных чиновников и «начальства» сферы образования, противодействующая сохранению и развитию в России школьного образования высокого уровня.

При проведении разрушительных «новаций» мнение специалистов, наследие классиков отечественной науки цинично игнорировались; реформами командовали чиновники, не желающие принимать во внимание и малой доли проблем якобы «руководимой» ими важнейшей области государственного строительства или же люди на деле относящиеся к России безучастно или враждебно. Иные работники названной сферы не противостояли абсурдным «реформам», желая не противоречить указаниям, даваемым «сверху», чтобы «удержаться на плаву».

Созданная системой руководства рабская зависимость учителей от иных насаждаемых и явно подчинённых чужим и чуждым школе интересам руководителей учебных заведений, не обладающих ни педагогическим знанием, ни талантом, зачастую создаёт обстановку для жесточайшего произвола и беспринципности в школьной среде.

Главный результат произвола в нынешнем преподавании русского языка и литературы – недопустимо низкий уровень владения молодёжи родным словом. Слово сосредоточивает не только многовековой опыт народа, но является школой мысли и единственным способом целостного и всестороннего освоения жизни. Владение словом определяет уровень культуры человека и его возможности в приобретении знаний.

В условиях сложных цивилизационных процессов и намеренного снижения «пятой колонной» уровня владения родным словом, при провоцируемом и беспрепятственном распространении растлевающей «массовой культуры», навязываемой вестернизации и поддерживаемой «сверху» глобалистами англоязычной культурно-языковой экспансии, в обстоятельствах неизбежной стандартизации и технологизации действительности, наш язык, наша словесность нуждается в последовательной действенной, нелицемерной, созидательной языковой политике, в защите от негативных воздействий СМИ, а также – от целенаправленных, иногда замаскированных акций информационно-психологической агрессии.

*        *       *

Цинизм и пошлость в СМИ разрастаются, условия для противодействия этому в школе – сокращаются (имеется в виду не только уменьшение содержания гуманитарных предметов и в особенности – словесности, но и характер содержания новых программ, которые, как справедливо утверждает учёный-психолог, «направлены на разрыв поколений, на понижение интеллектуального и нравственного уровня наших детей, на формирование абсурдности и беспредметности и даже на национальное самоунижение. Это проводится через множество текстов, рисунков и тому подобное» (Наш современник, № 8, 2010. С.182).

В этих условиях мы, граждане России, учителя, учёные-филологи, преподаватели высших учебных заведений, чувствуем себя обязанными возглавить активную деятельность по возвращению к исконным началам духовной и созидательной жизни нашего народа, принимая во внимание коренной пафос русской словесности, сущность нашей веры, благодатный характер отечественной культуры и её вековые традиции.

Прежде всего следует обратиться к тем безусловным неколебимым идеалам, которые, исповедуя на словах, мы забываем в действительности. Следует осознать, что любое отступление на фронте родного слова в условиях духовной оккупации должно быть оценено только как предательство Родины.

Осознавая это предательство, поддерживаемое некоторой частью «руководства сверху», мы видим свой долг в утверждении, сохранении и защите русского слова, в возрождении достойного преподавания русского языка и русской литературы в школах и вузах России, в широком распространении плодотворной и единящей Россию русской культуры, получившей мировое признание.

Это возможно при условии сохранения, утверждения и повсеместной защиты русского языка, при безусловном осознании того, что духовно-нравственные ценности народа, его образование, его культурное и духовное наследие входят как органические части в общую систему, определяющую жизнеспособность, сохранность и безопасность нации и России как независимой державы.

Сознавая, что будущее страны определяется уровнем и широтою образованности её граждан, мы с тревогой и болью наблюдаем как «с помощью» реформ разрушаются основы нормального школьного и вузовского образования, опирающиеся на освоение основополагающих базовых дисциплин, на принципы научности, системности, образовательной полноты, целесообразности и воспитательной ценности учебных программ, на теснейшую связь школьного дела, университетского и педагогического образования с наукой и культурой.

Первоочереднойзадачей восстановления школьного образования в настоящее время становится: утверждение отечественного мировоззрения в современной школе России. Вторая задача – возвращение в школу фундаментальных знаний в той мере, в какой они были присущи ей в период расцвета в ХХ веке. Всё это определяет требование истинного национального и патриотического сознания и имеет целью третью задачу – вернуть в школу русскую классическую литературу, консолидирующую русскую культуру как феномен европейского и мирового масштаба, позволяющий всем национальным культурам России, опираясь на неё, существовать  и расцветать в ней и рядом с ней. Это возможно лишь с восстановлением исторически сложившегося национального и патриотического сознания, ныне подорванного непоследовательной, ненаучной, неэффективной и во многом разрушительной школьной политикой.

Сегодня требуется решительная сменаобеднённых за время реформ школьных стандартов и вузовских программсоответствующими уровню школы независимой державы. Необходим решительный поворот от ориентации школы на воспитание человека с потребительским, обыденным сознанием к воспитанию человека-созидателя, исполненного чувства гражданской ответственности и патриотизма.

Необходимо помнить, что только изучение классической литературы, а не случайного подбора произведений создаёт предпосылки для воспитания истинного вкуса и целого ряда других непременных качеств духовно и нравственно здоровой личности.

Необходимо решительно отказатьсяот нигилистического отношения к духовным и культурным традициям народа, вернуться к историческому осмыслению жизни человека и общества, памятуя, что вне исторического контекста «знание литературы не может быть ни цельным, ни существенно полезным» (В.И.Водовозов). Необходимо добиться изменения отношения к преподаванию гуманитарных дисциплин, то есть восстановления содержания программ и количества учебных часов на изучение русского языка и литературы в школах и вузах страны, и наконец –возвращения в школу «забытого» за время разрушительных реформ богатейшего отечественного научно-методического наследия. Это единственно возможный путь реального восстановления школы, подорванной неслучайными «новациями» разрушителей.

Языковой уровень носителей родного языка – вопрос стратегический и политический. Мы считаем своим долгом возбудить широкое всероссийское движение за возрождение русского языка, литературы и истории отечества в нашей школе, добиться доведения её учебно-воспитательного состояния до уровня, соответствующего школе независимой державы, обладающей высочайшей традиционной культурой, богатейшим наследием в области национального образования.

Мы считаем безусловно тупиковыми образовательные новации, вроде ЕГЭ, неуместного тестирования, «дрессировочных» методов обучения и воспитания, тормозящих развитие школьного дела и наносящих ощутимый урон отечественной школе.

Настоящим Манифестом мы заявляем о начале широкого движения в защиту русского языка, русской литературы и в целом русской культуры от недопустимых выпадов русофобов, врагов российской государственности, русской цивилизации и всех крепящих её основ. Мы будем содействовать профессиональной, научной оценке состояния всех областей жизни и государственной деятельности, определяющих содержание и направление развития важнейших духовно-образовательных сфер, начиная с состояния языка и культуры и кончая политикой в области средств массовой информации и защиты прав нормальной личности, нормальной семьи, школы и условий нормальной жизнедеятельности человека и народа в русле созидательных духовных ценностей великой русской культуры.

Мы будем содействовать повсеместной организации и работе обществ, кружков и других форм организации по пропаганде и защите русского языка, русской литературы, русской культуры и образования, а также юридической защите прав граждан, семей и сообществ людей в этих областях жизни, явно и тайно угнетаемых иными кругами и манипуляторами из «пятой колонны» современной власти.

Нетвредным новациям, разрушающим нормальную жизнь и плодотворные традиции родного языка, культуры и образования! Нет – поддерживаемой закулисой растленной и убогой масскультуре и антикультуре, выросших на ядовитых корнях ксенофобии и насилия над свободным духовным развитием человека и народа!

Да здравствуетвеликий, могучий и свободный русский язык! Да здравствует созидательная, несущая разумное, доброе, вечное русская классическая литература и культура! Да здравствуют созидательные и единящие народы духовно-нравственные и педагогические традиции отечественного образования, наша русская школа!

 

* Одобрен на ХХY Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа».