Человек - существо духовное.

С этим вряд ли кто-то будет спорить.

Это значит, что собирают людей воедино не только материальные интересы, а еще и интересы духовного порядка. Отсюда тема духовных скреп, общего стиля, общей эстетики.

Стиль и красота, даже если они принадлежат к так называемой массовой культуре, к примеру, вот тоже духовное. И по идее должны объединять. "Красота спасет мир" - чем не духовная скрепа?

Так вот у нас она отсутствует. Смело можно сказать, что после нас ни эстетики, ни красоты не останется.

Каждое десятилетие имело свой стиль, свой образ, свой дух, свой аромат. Даже 90-е были хоть какими-то. Ну да, лихими, хаотичными, грязными.

Что осталось от нулевых? Какой стиль, какое единое дыхание эпохи?

Вот 50-е пышущие здоровьем и трудовым оптимизмом, красотой новостроек и духом начинающейся большой, простой и доброй жизни. "Верные друзья", "Мы с вами где-то встречались", "Весна на Заречной улице". Поэзия нового начала, большие надежды. Общее ощущение бодрости и человеческого братства, которое будет только нарастать. "И дождь, и ветер, и звезд ночной полет...", "Что так, что так сердце растревожено..."

Или 80-е. "Курьер", "Плюмбум, или Опасная игра", Катя Лычева, олимпийский "Темп", "Звуки во Вселенной" от "Зодиака" и "Эстафета" от "Арсенала". В каждом телевизоре, из каждого радиоприемника. Пульс улицы, электронные наездники, электронные будильники.

80-м вообще повезло. Там как минимум две эстетики, эпохи модернового развитого социализма и перестроечная, грязных углов "Криминального таланта", "Маленькой Веры" и "Воров в законе" в одном флаконе с полночными романтическими походами за гласностью народных депутатов.

Да, в начале 90-х был момент пропадания общей эстетики, неудивительно, не до жиру, быть бы живу.

Но пережили. И понеслось, снижено, но в одном и том же стиле "Я на рулетку жизнь свою поставлю...", спирт "Рояль", суровая эстетика стандартных некрашеных могильных оградок для тех, кто хлебнул свободы по полной.

В конце 90-х уже закат, но все еще единство "На вечеринке старых друзей ты танцевал с подругой моей", "Ты, ты кинула", "Все вернется...".

Однако, в 00 - е ничего не вернулось, вместо духовных скреп, какие есть от "Стрелок" и Шуры, вообще никаких. Вместо стиля "днем - кафе "Ромашка", вечером ночной клуб "Торнадо" - ничего. Даже латиноамериканские сериалы, задавшие пострадавшей в переходный период нации хоть какое-то единство, хоть какую-то систему ценностей ("богатые тоже плачут", "дикий ангел", "просто Мария"), перестали показывать.

Возникла духовная, эстетическая пустота, которую преодолеть не в силах оказались никто и ничто.

В стильные 80-е только загадывать могли о том, что будет "когда умолкнут все песни".

И вот они умолкли. Есть айфон, айпад, и Федя Бондарчук. Для кого-то есть Пелевин и Сорокин. А стиля нет, и нет эпохи, скреп между нами нет.

Лишь листки с календаря с календаря и бессмысленность слов "современники", "поколение", "народ". Темные века, о которых не то что потомки, мы и сами уже вспоминаем с трудом.

Сергей Морозов

Источник