Еще в 2015 году, вскоре после того, когда родилась частная военная компания (ЧВК) под красивым названием «Вагнер», я выразил предположение, что под Россию закладывается «мина замедленного действия».

С тех пор, когда на обломках Советского Союза на свет появилось государство под названием «Российская Федерация», я говорил и писал, что под видом «рыночных» реформ и «демократизации» общества происходит непрерывный процесс ослабления этого нового государства.

Справедливости ради следует сказать, что ослабление государств происходило по всему миру. Это стало универсальным трендом, и за ним скрывался замысел «хозяев денег», стремившихся захватить власть над всей планетой, стать «хозяевами мира».  

Для реализации этого глобального проекта надо было максимально размывать национальные суверенитеты государств. Чтобы в какой-то момент времени их вообще ликвидировать, а на их обломках создать единое мировое государство и единой мировое правительство. Подтверждение этому плану мы находим в тысячах и тысячах источников.

Начиная с «Откровения апостола Иоанна» («Апокалипсис») и кончая докладами Римского клуба и «откровениями» президента Всемирного экономического форума (ВЭФ) Клауса Шваба.

Реализация этого плана в России происходила и происходит на наших глазах. Это: приватизация государственной собственности («чубайсовская приватизация» 90-х годов), дерегулирование экономики, допуск в страну иностранного капитала (добивающего остатки российской экономики), создание так называемого «цифрового правительства», «цифрового рубля» и многие другие меры, предписанные Вашингтонским консенсусом. Особо следует выделить такие меры, как поэтапный отказ государства выполнять свои традиционные (даже не связанные с экономикой) функции.

Так, раньше (до уничтожения Советского Союза) государство оказывало всем гражданам медицинскую помощь, теперь оно предоставляет «медицинские услуги». А чуть позднее чиновники стали заявлять, что, мол, частные структуры эти самые «медицинские услуги» предоставляют «более эффективно», чем государственные учреждения здравоохранения. А потому традиционную функцию государства по оказанию медицинской помощи следует передать частным организациям.

О социально-экономических и медицинских последствиях такой метаморфозы здравоохранения сегодня говорят и даже кричат многие. Но я хочу сказать, что конечной целью подобного «реформирования» здравоохранения и медицины является ослабление и уничтожение государства.

Подобная же «приватизация» государственных функций происходит в сфере образования, культуры, спорта, науки. При этом возможны две основные модели «приватизации» государственных функций:

1) государство отдает свои функции на «аутсорсинг» частным организациям, заключая с последними договоры и оплачивая договоры с помощью бюджетных денег;

2) частные организации оказывают услуги, идентичные государственным функциям, на коммерческой основе независимо от государства.

Что особенно тревожно и опасно – уже с конца прошлого века в мире стала наблюдаться тенденция к приватизации военной функции государства. В любом учебнике «Теория государства и права» вы прочитаете, что институт государства начинался именно с функции военной (обороны), а уже потом государство прирастало другими функциями.

И вот «хозяева денег» (мировая закулиса) добрались и до этой коренной функции государства. Посягательство на государственную монополию в военной сфере выразилось в создании частных военных компаний (ЧВК). «Википедия» дает следующее определение ЧВК: «коммерческое предприятие, предлагающее специализированные услуги, связанные с охраной, защитой (обороной) кого-либо и чего-либо, нередко с участием в военных конфликтах, а также со сбором разведывательной информации, стратегическим планированием, логистикой и консультированием».

Конечно, в истории были прецеденты использования наёмных частных силовых (военизированных) организаций в вооружённых конфликтах и войнах, привлечения на контрактной основе военных специалистов, советников и инструкторов для подготовки полицейских и вооружённых сил.

Достаточно вспомнить ландскнехтов (в переводе с немецкого – «слуга страны») — германских наёмных солдат позднего Средневековья.

Или, например, гессенских солдат. Это были войска, предоставлявшиеся гессенскими князьями другим властителям стран и государств в 17-18 вв. Продажа своих подданных иностранному государству или стране (чаще всего Англии) в солдаты, была выгодным промыслом, потому что за солдата платили до 150 талеров, не считая особого вознаграждения за убитых. Один только ландграф гессенский продал 17 тысяч своих подданных, что составляло 4,5 % населения его государства. Но военные наемники всегда были палкой о двух концах. В любой момент они могли повернуть свое оружие не против тех, кого им «заказывали», а против других. Иногда даже против «заказчиков».

В истории Европы на протяжении длительного времени (с 14 по 19 вв.) заметную роль играли швейцарские наёмные войска. Никколо Макиавелли в знаменитом трактате «Государь» (1513 г.) критически отзывался о сильно возросшей к началу 16 века зависимости Франции от швейцарских наёмных войск. Во Франции до сих пор известна поговорка «Нет денег — нет и швейцарца». Она родилась во время Итальянских войн, когда швейцарские наёмники армии французского короля Франциска I в разгар боевых действий (1538 г.) дезертировали из-за задержки жалованья.

Говорят, что в годы гражданской войны в России (1918-1922) большое количество иностранных наемников воевало как на стороне «красных», так и «белых». Но чаще всего такие наемники (латыши, венгры, китайцы и др.) были не обособленными группировками, а частью личного состава регулярных вооруженных сил.

«Самостийными» были скорее свои соотечественники, которые собирались в автономные военные соединения. Яркий пример – батька Махно на Украине. Кстати, Махно и другие «независимые» атаманы и батьки, командовавшие «независимыми» армиями (а фактически — бандами) получали морально-политическую поддержу со стороны российских идеологов анархизма, ратовавших за полное или частичное упразднение государства.

Поветрие создания ЧВК с конца прошлого века захватило целый ряд государств, но далеко не все. Во многих государствах мира в соответствии с их законодательством ЧВК запрещены и признаются наёмниками и незаконными организациями, нарушающими уголовные законодательства конкретных государств. И за это могут подвергнуться уголовному наказанию по решению суда этих государств.

По состоянию на 2019 год в мире действовало около 3 тысяч ЧВК с совокупным оборотом до 400 млрд. долларов в год; основными заказчиками их услуг являются государства, бюджет одной военной кампании может составлять около 20 млн. долларов. (Пономарев В.В. Частные военные компании: агенты стратегии непрямых действий // «Азимут научных исследований: экономика и управление», 2019 https://cyberleninka.ru/article/n/chastnye-voennye-kompanii-agenty-strategii-nepryamyh-deystviy)

Впрочем, имеются ЧВК, которые себя позиционируют «автономными от государства», имеющими иные (как правило, не раскрываемые) источники финансирования. Таковых особенно много среди ЧВК, зарегистрированных в США. Они очень удобны для Вашингтона, так как официальные власти Америки могут использовать ЧВК для реализации своих геополитических планов в любой точке мира, оставаясь при этом как бы «не причем».

Большой вклад в обоснование возможности и целесообразности использования ЧВК во внешней политике англосаксов сыграл английский военный историк и военный теоретик сэр Бэзил Генри Лиддел Гарт —Basil Henry Liddell Hart (1895-1970).

У него есть работа «Стратегия непрямых действий», в которой он утверждает, что во многих случаях государство может достигать своих целей, не прибегая к своей основной мощи и не ведя открыто войн с помощью своих вооруженных сил. Надо проводить стратегию непрямых действий, задачей которых является дестабилизация противника и приведение к власти своих (т.е. лояльных англосаксам) людей.

Сегодня мы видим по всему миру проявления этой стратегии непрямых действий и использование технологий мягкой силы. ЧВК – важный инструмент такой стратегии.

Первая в современном понимании частная военная компания «Watchguard International» была создана в 1967 году в Великобритании, её основателем был полковник британской армии Дэвид Стирлинг. Британское правительство поощряло развитие отрасли с многомиллиардным оборотом, которая к тому же контролировала себя сама. Расширение деятельности британских ЧВК сопровождалось растущими нарушениями прав человека, развитием торговли оружием и людьми, а также участием этих структур в политической дестабилизации. И при этом правительство Её Величества формально к этим событиям не имело отношения.

В статье «Британские ЧВК причастны к ряду преступлений по всему миру» отмечается: «Частные военные компании Соединенного Королевства не регулируются никаким законодательным актом, что позволяет им совершать преступления в различных частях мира и оставаться практически безнаказанными. Вместо того чтобы ввести правовой контроль над деятельностью ЧВК, британское правительство продолжает расширять их полномочия, негласно одобряя их незаконную деятельность».https://fondfbr.ru/stati/uk-mercenaries-crimes/

Чуть позднее ЧВК стали создаваться в США. Специалисты говорят, что самой крупной ЧВК стала учрежденная в 1997 году ЧВК Blackwater, позднее переименованная в Academi и, в конечном счете, ликвидированная в 2014 году. Основную прибыль она получала от участия в военных конфликтах, около 90 % выручки составляли правительственные заказы.

Из ныне действующих крупных американских ЧВК можно назвать Military Professional Resources Incorporated – MPRI (одна из старейших в США, создана в 1987 году), Fort Defence Group Corporation — FDG Corp., DynCorp (ранее Dynalectron Corporation).

По мнению американских экспертов, деятельность ЧВК США плохо отрегулирована законами. Правовые «дыры» затыкаются какими-то подзаконными актами. Так, в 1999 году командование армии США приняло нормативно-правовой документ, устанавливающий порядок взаимодействия военнослужащих США и сотрудников частных охранных и военных компаний в зоне боевых действий («Наставление FM 100-21»). Тем не менее, всякого рода «издержек» остается очень много. Это, в частности, стало причиной ликвидации ЧВК Blackwater.

В армии США отношение к использованию ЧВК неоднозначное. Так, в документе «Ключевая концепция армии США на 2016-2028 годы. Operational Adaptability» отмечается: «Увеличение использования частных военных компаний может представляться проблематичным из-за потенциально более высокой цены, меньшей стойкости к риску и вопросов, связанных с эффективным интегрированием военных и правительственных операций с деятельностью компании. Проблемы с поддержкой военных операций частными подрядчиками часто включают неясные отношения командования-подчинения, зависимость от возможностей, которые неожиданно могут оказаться недоступными, уменьшенный контроль над ключевыми функциями, этические соображения и юридические вопросы».https://www.defencetalk.com/the-army-capstone-concept-operational-adaptability-23586/

И вот я возвращаюсь к России и ЧВК «Вагнер». Прошло уже около десяти лет с момента рождения «Вагнера» и более восьми лет со времени озвучивания мною опасений по поводу этой структуры. Мои оппоненты называли меня «перестраховщиком». А в первые месяцы СВО на Украине, где ЧВК «Вагнер» показал примеры профессионализма и героизма, меня вообще обвинили в «неадекватности».

Но вот в субботу на прошлой неделе «мина» все-таки рванула. Никакой особой прозорливости для предсказания такого «взрыва» не требуется. Необходимо лишь скрупулезное изучение зарубежного опыта ЧВК и анализ «взрывов» подобного рода, которые уже происходили.

Было бы неплохо разобраться в истории создания ЧВК «Вагнер», истории ее операций в разных точках мира, порядке формирования личного состава. Особенно интересен вопрос об источниках финансирования компании, ибо мы понимаем: «кто платит, тот и заказывает музыку», точнее «музыкантов».

На этот счет полный разнобой в открытых источниках.

Кто-то говорит, что финансирование идет исключительно из федерального бюджета. Кто-то говорит, что деньги идут от (или через) разных бизнес-структур (и здесь упоминают Ротенбергов).

Кто-то говорит, что деньги от африканских президентов (которым «музыканты» оказывали услуги).

А сам Евгений Пригожин в одном из интервью заявил, что оплачивает все из собственного кармана. И это при том, что ежемесячные выплаты жалованья «музыкантам» эксперты оценивают в 5 миллиардов рублей (а ведь еще есть расходы на боеприпасы, оружие и многое другое).

Напомню, что «Вагнер» — далеко не единственная ЧВК в России. Можно также назвать такие, как «РСБ-Групп» («Российские Системы Безопасности»); «Славянский корпус» (примечательно, что зарегистрирована в Гонконге); «Енот», или «Единые народные общинные товарищества» (вообще действует без регистрации); «Редут»; «Конвой», «Патриот» и др.

Более чем уверен, что в рядах многих таких «неформальных» военных групп действуют наши сограждане, которые являются патриотами России и готовы проливать (и проливают) кровь за Родину. Но при этом мы должны помнить и поговорку: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Нам надо сойти с этой дороги, на которую нас кто-то поставил еще десять лет назад.

Все эти ЧВК, как отмечают специалисты, действуют в «серой» правовой зоне. А, следовательно, каждая из них является «миной замедленного действия».

Пора заняться «разминированием». Самый правильный путь «разминирования» – бойцов ЧВК сделать бойцами регулярных вооруженных сил России. А лучших командиров ЧВК, показавших делом свое умение воевать, сделать командирами подразделений и соединений ВС России.

 Катасонов Валентин Юрьевич

 

https://reosh.ru/valentin-katasonov-miny-zamedlennogo-dejstviya-pod-nazvaniem-chvk.html