Корабль покинул акваторию «Севмаша», где в течение ряда лет проходил глубокую модернизацию, и с большой группой российских специалистов на борту отправился в Индийский океан.

История этого нового-старого авианосца, к сожалению, успевшего уже и в наше время (больше года назад) столкнуться с серьёзными «неприятностями» аварийного плана, во многом созвучна крайне непростой и противоречивой судьбе морских авианесущих сил России-СССР. Прежде авианосец с труднопроизносимым названием «Викрамадитья» был, как известно, авианесущим крейсером «Адмирал Горшков», то есть носил имя выдающегося советского флотоводца и стратега, целых три десятилетия, вплоть до горбачёвской «перестройки» возглавлявшего Военно-морской флот страны.

В этом факте заключён, как видится, некий глубокий и опять же несколько противоречивый символизм. До сих пор разной степени квалификации и добросовестности специалисты спорят о взглядах адмирала С. Г. Горшкова на приоритеты военно-морской стратегии нашей самой большой в мире сухопутной державы.

Одни приписывают легендарному советскому адмиралу неприятие развития отечественного ВМФ с опорой на крупные авианосные группы и соединения, утверждая, что Горшков однозначно предпочитал им сокрушительные удары моряков-подводников. Другие, очевидно, более компетентные эксперты, считали и считают его сторонником сбалансированного развития нашего военного флота, в котором бы мощные группировки подлодок были уравновешены не менее внушительными надводными группами, в том числе способными нести на себе большое количество самых разных боевых самолётов и вертолётов.

Этот, по сути, исторический спор не утратил своей острой актуальности и по сей день. Быть ли авианосцам основой (или одной из основ) российских морских сил сдерживания? А если быть, то когда? На этот «спаренный» вопрос ответ, по-видимому, может быть только один: «Скорее – всё же быть. Но лишь тогда, когда у России появятся для этого достаточные экономические возможности». И даже такой ответ сам по себе для нашего государства не нов.

В прежнюю эпоху при всех колебаниях маятника многолетней дискуссии вокруг возможного усиления отечественного Флота авианосцами, главный аргумент звучал не иначе как «по одёжке протягивай ножки». Но и при таком относительно экономном (по сравнению с другими видами вооружений) подходе к началу «времени реформ» наши корабелы успели построить несколько полноценных, по сути, авианосцев. Из них в составе Российского Флота остался, увы, лишь тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 «Адмирал Кузнецов». Судьбы остальных, обусловленные пресловутыми 1990-ми, сложились, мягко говоря, по-разному…

Бывший собрат «Адмирала Кузнецова» по вышеуказанному проекту «Адмирал Горшков» теперь называется индийским словом «Викрамадитья», становясь флагманом военно-морских сил дружественной нам страны.

Плохо это или хорошо? В том, что в России почти не осталось собственных авианосцев – нет, конечно же, ничего хорошего. Как и в том, что Николаев, в котором они когда-то создавались, сейчас – «иностранный» город.

Однако то, что работники «Севмаша» оказались способны создать у себя мощную технологическую базу, заложили основу для производства больших авианесущих кораблей – несомненное благо. Во всяком случае, если в обозримой перспективе в Северодвинск поступит от государства заказ на строительство нового авианосца, то можно надеяться, что этот заказ там начнут, не мешкая, грамотно и умело выполнять. То есть научно-технический и производственный потенциал для воссоздания собственной авианосной составляющей Флота в России имеется.

В настоящее время «Севмаш» пытается договориться с индийской стороной насчёт сервисного обслуживания у себя «Викрамадитьи» на срок от 20 до 40 лет.

Вряд ли у индийцев есть веские основания для того, чтобы от такого предложения отказаться.

Андрей Ефремов

Источник