Российская делегация в ПАСЕ на заседании ассамблеи 10 апреля демонстративно отказалась участвовать в обсуждении вопроса о российском полномочиях и, проинформировав об этом руководство ПАСЕ и глав парламентских фракций, покинула заседание. О деталях произошедшего и о дальнейших шагах России корреспонденту «Известий» Константину Волкову рассказал глава международного комитета Госдумы Алексей Пушков.

— Что именно запретили России большинством голосов собравшиеся представители разных стран на сегодняшнем заседании ПАСЕ?

— Запретили не только голосовать, но и принимать участие в руководящих органах ПАСЕ и в мониторинговых миссиях. То есть от всего объема полномочий России остается едва ли треть. В этих условиях делегация приняла решение покинуть сессию. Мы заявили, что категорически не согласны с санкциями, особенно со стороны стран, на протяжении последних 15 лет регулярно нарушающих международное право и несущих ответственность за гибель 147 человек во время обстрела грузинскими войсками Цхинвала в августе 2008 года, со стороны тех, кто  участвовал в агрессии в Ираке и бомбил Ливию.

— Каковы дальнейшие действия России?

— Российская делегация покинула зал, заявив, что оставляет за собой право принять решение, будет ли она вообще участвовать в работе ПАСЕ до конца 2014 года. И решение это будет принято в обозримой перспективе. Сейчас большая часть делегации готовится вернуться в Москву. Там мы соберемся и будем решать, в каких формах принимать участие в работе ассамблеи дальше. Пока что есть очень сильные настроения не участвовать в ней вообще до начала 2015 года. Мы не собираемся работать без полномочий, тем более когда возврат этих полномочий обусловлен совершенно нереалистическим требованием возврата Крыма.

— Как скажется на России отсутствие нашей делегации в ПАСЕ?

— Наша работа в ПАСЕ сейчас мне не представляется возможной. Ранее россияне участвовали в работе руководящих органов — Бюро ПАСЕ, постоянного комитета, президентского комитета. Кроме того, мы были в наблюдательных миссиях. То, что нам предлагают сейчас, недостойно России, великой державы, входящей в состав Совета безопасности ООН и в значительной степени определяющей конфигурацию решений, касающихся мировых событий. Поэтому удовлетворяться ролью статистов без права голосовать Россия не должна.

— Приостановка работы в ПАСЕ скажется на отношениях с другими европейскими структурами?

— Нет, решение ПАСЕ их совершенно не касается. Это не касается также и Совета Европы в той части, что относится к сотрудничеству правительств. С предложением исключить Россию из Совета Европы не выступает ни одна страна. Но вокруг именно Парламентской ассамблеи создалась особая ситуация. Когда и на каких условиях мы будем возвращаться туда, станет ясно позже.

— Рассматриваете возможность ответных мер со стороны Москвы?

— После таких шагов невозможно говорить о продолжении работы ПАСЕ по мониторингу в отношении Российской Федерации, по направлению их докладчиков к нам. Будут, скорее всего, на какое-то время прекращены и контакты между руководством ПАСЕ и представителями российского парламента.

— Насколько напряженным было сегодняшнее заседание?

— Обсуждение, в первую очередь это касается украинского вопроса, носило совершенно безобразный характер и часто выходило за пределы элементарной парламентской этики. Украинская делегация обвиняла Россию в антисемитизме, заявляла, что «русский народ вас вначале накормит, а потом зарежет». Всё это не встречало никакого протеста со стороны президента ПАСЕ Анны Брасер из Люксембурга, которая, похоже, полностью утратила контроль над происходящим. В такой обстановке российская делегация отказалась участвовать в дискуссии, не желая присутствовать на этом параде пещерной ненависти к России, которую демонстрировали представители Украины, Грузии, Эстонии и ряда других государств.

— Хоть кто-то сочувственно отнесся к России?

— Нам удалось убедить часть реалистически мыслящих членов ассамблеи, что исключение России из ПАСЕ приведет к полному прекращению диалога между Россией и этой организацией. Поэтому экстремистское предложение представителя Великобритании Роберта Уолтера о том, чтобы полностью исключить Россию из ПАСЕ до конца 2014 года не было принято, за него проголосовала лишь четверть присутствующих.

Источник