В ходе пикета 31 января 2015  года около станции метро «Университет»  участники обсуждали все возрастающую  значимость  духовно-религиозных ценностей.  Жителей, ставящих подписи в поддержку православного храма в районе, глубоко возмущают факты грубого нарушения отдельными муниципальными депутатами, например,  Е.Л. Русаковой, требований законодательства о защите персональных данных, когда к проверке листов с подписями за храм привлекаются  граждане из числа противников храмов, не обладающие соответствующими полномочиями.

Крайне негативно воспринимают православные жители и отсутствие реакции главы муниципального округа Гагаринский  на их обращения с требованием дать объективную оценку  вышеописанным незаконным действиям депутата.

Власти  района также не предпринимают никаких мер, чтобы воспрепятствовать распространению в районе листовок, содержащих клевету в отношении Русской Православной Церкви. На словах ратующие за сохранение социального согласия, на деле они оставляют безнаказанными агрессивные действия противников строительства храма в ущерб конституционным правам православного населения.

Для  верующих людей, посещающих богослужения в воскресные и праздничные дни, очевидна необходимость храма в районе  вблизи места жительства. На пикете 14 февраля  2015 года,   накануне великого праздника Сретения Господня, две женщины, проживающие на Ленинском проспекте, поставившие свои подписи в поддержку строительства храма,  сообщили участникам пикета, что как раз собираются поехать на праздничное богослужение в другой район за неимением храма рядом с домом. Но поскольку дорога занимает много времени, которое придётся выкраивать у семьи, поэтому у работающих граждан участие в субботней вечерней службе зачастую вызывает проблемы.

Однако подобные факты не смущают противников строительства – одна из прохожих безапелляционно предложила православным жителям ходить в храм Живоначальной Троицы на  Воробьевых горах, находящийся на расстоянии около двух километров. По ее мнению, это не составит труда ни пожилым людям, ни родителям с маленькими детьми в колясках. 

Одна из жительниц гневно сообщила присутствующим, что рада, что «православных выгнали с проспекта Вернадского», и что  их «нужно гнать отовсюду, поскольку они хотят захватывать парки и скверы». Недостоверная информация и обвинения, распространяемые противниками храмов в социальных сетях, насаждают агрессию и порождают конфликты.

При этом призывы православной общественности к конструктивному и уважительному диалогу игнорируются, а власти района, на словах декларирующие свое стремление, прежде всего, избежать конфликтов, установить социальное согласие, на деле игнорируют факт нарушения прав православного населения и лишь потакают тем, кто пугает их протестными акциями.

Когда организаторы пикета обращают на это внимание жителей, многие остаются равнодушными – так, во время пикета 28 февраля  2015 года организаторам посоветовали лучше собирать деньги для оказания помощи больному ребенку. 

К сожалению, многие из них не осознают, что духовное здоровье не менее важно, чем телесное, более того, христианство рассматривает милосердие в качестве одной из главных добродетелей. Русская Православная Церковь активно проводит благотворительную работу – наряду с общецерковными мероприятиями,  каждый православный приход старается в меру своих возможностей оказывать помощь нуждающимся.

Воскресным утром, а также в дни церковных праздников можно наблюдать, как православные жители Гагаринского района вынужденно отправляются на богослужение в храмы в других районах – по мнению некоторых противников, это даже хорошо, поскольку есть возможность побывать в различных храмах города.

Но для верующих людей, регулярно  посещающих богослужения, очевидно, что главное – не архитектурные достоинства того или иного церковного строения, а участие в Таинствах Церкви, возможность регулярно причащать детей, пожилых и больных родственников. Когда в храм нужно ехать общественным транспортом, или идти более километра, или преодолевать крутые лестницы, это превращается в серьезную проблему.

Одна из проходивших мимо девушек демонстративно остановилась и сделала несколько фотографий участников пикета, а на предложение сначала спросить разрешение, безапелляционно отказалась – противники Церкви не склонны проявлять уважение к людям, имеющим другую точку зрения.

К сожалению, для людей, воспитанных в атеистических традициях, для части молодежи, ставящей своей целью, прежде всего, успешную карьеру и максимальное получение материальных благ, ситуация, когда в районе с населением около 80 тысяч человек нет православного храма, выглядит вполне нормальной.

Эта проблема особенно остро сказывается на пожилых людях, и на пикете 7 марта 2015 года активистам  рассказали о пожилом жителе района, похоронившем жену. Посещая её могилку, мужчина заходит в расположенный на кладбище храм, но он сожалеет, что хотел бы ходить и чаще, если бы  храм находился вблизи дома. Нежелание чиновников прислушаться к просьбам православных жителей лишает таких людей столь необходимого для них в горькие минуты утешения.       

Несмотря на то, что информация о Троицком храме села Семеновское, закрытом в богоборческие годы и впоследствии разрушенном, стала довольно широко известной, среди жителей района пока еще встречаются люди, не знакомые с историей храма и его настоятеля о. Александра Орлова, расстрелянного за призывы водить детей в церковь и причисленного Церковью к лику святых.

Узнавая от организаторов пикета о событиях тех лет, люди высказываются о необходимости восстановления исторической справедливости и увековечения памяти священномученика Александра Орлова.

Во время пикета к организаторам подошел молодой человек и заявил, что, по его мнению, в Москве и так строится слишком много православных храмов, которые не нужны славянам, и добавил ряд радикальных высказываний, крайне опасных в контексте угрозы межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

Местные деятели из числа членов партии «Яблоко» и «Союза жителей Гагаринского района» для борьбы храмами используют тезисы о защите зеленых насаждений и сохранении архитектурного облика и сознательно уводят общественное мнение от реальных проблем.

От представителей районной власти нередко слышатся утверждения о том, что они жертвуют интересами православных жителей во имя благородной цели – сохранения социального мира в районе, недопущения конфликтов. Однако за счет ущемления интересов одной группы жителей в угоду другой подлинного мира достичь невозможно.

Агрессия и нежелание вникать в чужие проблемы свидетельствуют о нравственном неблагополучии общества, наводят на мысль о том, что, данная ситуация используется для дестабилизации общества, и для этого используются любые предлоги: экономические сложности, защита зеленых насаждений, сохранение объектов культурного наследия.

Между тем  возникающий духовный вакуум  заполняется уродливыми и опасными образованиями, и непонимание этого в наше непростое время, когда судьба страны фактически зависит  от нравственного выбора каждого, может привести общество к ситуации самых опасных и необратимых изменений.     

 

Пресс-служба Координационного центра

«Защитим «Программу-200»