Сегодня у Центробанков достаточно большой набор инструментов денежно-кредитной политики.  

Так, статья 35 Федерального закона о Банке России определяет следующие основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) обязательные резервные требования; 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени; 9) другие инструменты, определенные Банком России.

Мы сегодня является свидетелями разворачивающейся радикальной перестройки всей денежно-кредитной системы как в России, так и в большинстве стран мира. Пока еще не все это почувствовали. А она начинается, и старт этой перестройке должны дать цифровые валюты центральных банков – CBDC (англоязычная аббревиатура термина).

Переход от обычных денег (наличных и безналичных) к CBDC – часть глобального долгосрочного проекта построения «дивного нового мира» — тоталитарного общества в духе антиутопий Евгения Замятина (роман «Мы»), Олдоса Хаксли (роман «Дивный новый мир»), Джорджа Оруэлла (роман «1984»).

В «дивном новом мире» будет единый Центробанк, обслуживающий все человечество с помощью CBDC. У него, как и у нынешних Центробанков, будет своя денежно-кредитная политика (ДКП). Но политика совсем иного рода.

Сегодня Центробанки декларируют целью ДКП «таргетирование инфляции», управление валютным курсом национальной денежной единицы, поддержание стабильности на внутреннем финансовом рынке, стимулирование экономического развития и т.п.

А у мирового Центробанка будущего главной (а, может быть, и единственной) целью ДКП будет управление поведением каждого человека на планете. Это будет делать не так сложно.

Поскольку все цифровые деньги будут находиться в мировом ЦБ, у каждого жителя планеты там будет открыт счет CBDC. Но управлять этим счетом будет на человек, а мировой Центробанк. Человек – не владелец CBDC, а всего лишь пользователь цифровой валюты.

Во-первых, ЦБ будет определять, сколько денег можно перевести на счет человека.

Во-вторых, ЦБ может временно блокировать («замораживать») средства на счете в случае «неправильного» поведения человека.  Если человек окажется трудно воспитуемым, не желающим исправляться, счет можно блокировать на всегда. Человека обрекут на голодную смерть.

В-третьих, деньги на счете будут программируемыми. Они будут программироваться с учетом поведения человека, которое определяется с помощью так называемого социального рейтинга (сегодня дальше всех в деле внедрения социального рейтинга в жизнь продвинулся Китай).

Я уже писал на тему программируемой валюты в статье «Программируемые деньги, или Смертный приговор для человека. Инклюзивный капитализм Шваба под лупой» (https://t.me/REOSH_Sharapov/722).

Кратко напомню, что в перспективе CBDC должна программироваться по трем основным параметрам.

  1. Набор доступных товаров и услуг. Для человека с «хорошим поведением» открывается возможность покупки с помощью CBDC всех товаров и услуг. Для человека с «плохим поведением» CBDC – средство приобретения лишь жизненно необходимых товаров и услуг.
  2. География действия цифровой валюты. Для человека с «хорошим поведением» – это вся страна. Для тех, у кого рейтинг похуже, – только какой-то регион или город. А для тех, у кого он совсем низкий – радиус (условно) 1 километр от места проживания. Цифровая валюта – это поводок. Для одних он длиннее, для других короче. «Привет 15-минутные города! Их даже колючкой обносить не надо, никто за пределы разрешенной зоны и так далеко не выйдет, если не захочет оказаться там без средств к существованию», — комментирует эксперт пространственное программирование валюты https://t.me/lezhavamoney/2084
  3. Срок жизни цифровой валюты. Одно из принципиальных отличий CBDC от обычных денег заключается в том, что последние могут храниться, накапливаться, приносить какой-то процент, а у CBDC срок жизни ограничен. Это тающая валюта. Гражданам с «хорошим поведением» срок хранения валюты будет пролонгирован, а для гражданина с «плохим поведением» цифровая валюта будет действовать в течение 24 часов (условно). В любом случае «тающая» валюта – деньги с отрицательным процентом. Они не могут стать капиталом. Полномасштабное внедрение CBDC будет означать окончательное прощание с капитализмом. Человечество окажется в пост-капитализме. Некоем новом обществе, которое президент Всемирного экономического форума (ВЭФ) Клаус Швабназвал «инклюзивным капитализмом».

 

В романе «Adjustment Day» («Ссудный день») американский писатель Чарльз Паланик (Charles Palahniuk) затронул концепцию денег с ограниченным «сроком годности».

Один из героев произведения написал в своей книге: «Вот почему так важно, чтобы у денег был срок годности. Власть, передаваемая из поколения в поколение в абстрактной форме богатства, ведет к неравенству и коррупции. Нельзя копить деньги ради накопления. Деньги должны постоянно работать на благо общества».

На первый взгляд, звучит очень благородно и убедительно. Но всегда надо иметь в виду, кто стоит за той или иной инициативой. Инициатива CBDC (причем с ограниченным «сроком годности») принадлежит не народу, а «хозяевам денег», которые строят мировой цифровой концлагерь. CBDC в таком концлагере – миска с похлебкой, которую надо съесть немедленно, хранить ее нельзя.

А вот книга Доминика Фрисби (Dominic Frisby) под названием «Bitcoin: The future of money?» («Биткоин: будущее денег?»). Он сравнивает плюсы и минусы частных криптовалют и CBDC. Главным минусом CBDC он называет программируемость. По его мнению, программируемые функции денег могут быть использованы против отдельных неугодных лиц или в качестве оружия в экономической войне. Интеграция с системами социального рейтинга открывает еще более широкие возможности для наказаний или поощрений.

Выступая на круглом столе по теме CBDC в Вашингтоне, заместитель управляющего директора Международного валютного фонда (МВФ) и бывший заместитель управляющего Народного банка Китая (НБК) Бо Ли прямо высказался в пользу программируемости CBDC: «Путем программирования CBDC эти деньги могут быть точно нацелены на то, какие люди могут владеть ими и как эти деньги можно использовать».

А вот любопытная информация, которая пришла из Таиланда. Блог «The Sociable», посвященный вопросам новых технологий, цифровых валют и их влиянию на социальную жизнь, опубликовал 15 августа статью «Thailand’s Pheu Thai Party pledges to give citizens digital currency handout with 6-month expiry date, must be spent within 4km of home» («Таиландская партия Pheu Thai обещает раздать гражданам цифровую валюту со сроком действия 6 месяцев, которую необходимо потратить в пределах 4 км от дома»). https://sociable.co/government-and-policy/thai-digital-currency-handout-expiry-date-geolocation-restriction/ 

Ведущая таиландская оппозиционная политическая партия Pheu Thai («Для Таиланда») объявила еще в начале этого года, что в случае победы на выборах 14 мая 2023 года она раздаст цифровую валюту всем гражданам от 16 лет и старше. В размере 10 тысяч бат (примерно 280 долл. США) на каждого.

По сообщению Bangkok Post, глава партии Сретта Тависин рассчитывает таким образом стимулировать местную экономику. Выборы прошли, партия заняла второе место. Но сейчас решается вопрос о возможном назначении на пост премьер-министра  упомянутого выше главы этой партии (буквально на днях). И партия для положительного решения по премьер-министру опять озвучила свое обещание насчет раздачи цифровой валюты. Кстати, пока цифровая валюта в Таиланде проходит лишь тестирование в рамках пилотного проекта. Но партия Pheu Thai обещает форсировать легализацию цифрового бата. Главное, что партия рассматривает цифровой бат как программируемую валюту – по сроку действия (6 месяцев) и по радиусу действия (4 км от места проживания человека).

С 1 августа в Российской Федерации вступил в силу закон о цифровом рубле. Будет ли он программируемым? На этапе разработки проекта закона скорее говорили не о программируемости, а возможной «окраске» (электронной маркировке) цифрового рубля – с целью гарантированного использования валюты только в соответствии с заданной целью. Конечно, в большей степени это касалось варианта использования цифрового рубля через государственный бюджет (чтобы исключить коррупцию и казнокрадство).  Вместе с тем, ничего не мешает «окрашивать» и цифровые рубли, предназначенные для физических лиц. Банк России никогда не скрывал, что при создании цифрового рубля использовал опыт Народного банка Китая, который изначально связывал свой цифровой юань с социальным рейтингом гражданина.   Вместе с тем первый зампред ЦБ РФ Ольга Скоробогатова успокаивала общественность: «У нас нет пока, и мы не ведем обсуждение, что каким-то образом должны цифровые рубли действительно либо маркироваться, либо окрашиваться для каких-то целей».

А вот заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин несколько по-другому видел будущий цифровой рубль. В июле 2021 года выступая на ежегодных учениях по кибербезопасности Cyber Polygon   Заботкин не исключил возможности программируемого цифрового рубля: «Этот [цифровой рубль] позволит лучше отслеживать платежи и денежные потоки, а также исследовать возможность установления условий по разрешенным условиям использования данной денежной единицы». Также: «Представьте, что вы можете дать своим детям немного денег в цифровых рублях, а затем ограничить их использование, например, для покупки нездоровой пищи». «Это была бы полезная функция для клиента, и, конечно, вы можете придумать сотни других подобных вариантов использования».

После того, как закон о цифровом рубле принят и большие полномочия по доработке концепции отечественной CBDC переданы Банку России, сторонники программируемой валюты стали выражаться более откровенно. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков признал, что государство будет решать, на что смогут, а на что нет тратить свои цифровые рубли россияне. Цифровой рубль можно будет программировать под определённые траты с помощью смарт-контрактов, рассказал он. И привел в качестве примера возможность ограничения покупок детьми: «Например, даете деньги ребенку, который идет в школу, оговариваете при этом, что деньги можно потратить только на завтрак, покупку книг или учебников, но никак иначе. Соответственно, как ни велико было бы желание пользователя денег применить их не по назначению, сделать это будет невозможно. То есть будет прописано целевое использование выделенных родителями ребенку денег». Вот так, прикрываясь интересами детей, пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных групп населения, сторонники CBDC будут продвигать цифровой «программируемый» рубль.

Телеграм-канал «Шарапов» https://t.me/REOSH_Sharapov

https://reosh.ru/valentin-katasonov-programmiruemye-dengi-kak-instrument-politiki-cb-divnogo-novogo-mira.html