Он должен быть на четверть дешевле. И это следует закрепить законодательно, считает антимонопольное ведомство. «Потому что если этого не сделать, у нас невозвратный билет будет однозначно ещё и дорогим», – отмечает руководитель ФАС Игорь Артемьев. На его стороне – опыт и здравый смысл.

Отечественная гражданская авиация не предлагает низкотарифных перевозок, объясняют антимонопольщики. Аэрофлотовский «Добролёт» пока в проекте, прежние российские лоукостеры Sky Express и «Авианова» оказались несостоятельными. Поэтому невозвратный тариф оценивается прежде всего как мера защиты прав потребителей. Он должен давать как минимум 25-процентную скидку, считает начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг, причём – с цены самых дешёвых возвратных билетов. Если область применения тарифа окажется прерогативой перевозчика, потребитель не выиграет ровным счётом ничего – авиакомпании будут делать скидку за невозвратность только на дорогие билеты.

Цифра 25 взята из Воздушного кодекса. Таков размер пени, которую платит пассажир, когда отказывается от полёта менее чем за сутки. То есть издержки авиакомпаний из-за возврата билетов давно подсчитаны, и спорить вроде бы не о чем.

Однако у Федеральной антимонопольной службы есть оппоненты даже в правительстве. В Минтрансе, как сообщают СМИ, назвали предложения ФАС попыткой государственного регулирования. В департаменте промышленности и инфраструктуры (подразделении аппарата правительства) считают, что они противоречат рыночным отношениям.

Это, конечно, не аргументы, а заклинания, многократно нами слышанные по разным поводам, но не обретшие от частого повторения магической силы.

В стране, где на многих маршрутах работают один-два перевозчика, государственное регулирование должно быть обязательно. Без него и в более конкурентных сферах экономики «рыночные отношения», как мы знаем, ведут к картельным сговорам и задиранию цен. Эти же отношения не исключают, а скорее даже предполагают действие «нерыночных» механизмов – например, государственного субсидирования авиаперевозок, объём которого в этом году превысит три миллиарда рублей.

Не суть важно, что так упорно защищают от Федеральной антимонопольной службы иные правительственные чиновники – перенятые у «реформаторов» 90-х экономические суеверия или аппетиты крупнейших отечественных авиакомпаний. Права пассажира, интересы общества здесь, очевидно, не в приоритете.

Владимир Вернадский

Источник