В Нидерландах становится все меньше верующих христиан. В результате этого многочисленные церковные предметы приходится распродавать заграницу.

Тяжелая деревянная дверь поддается с трудом. Гарри Ламмерс (Harry Lammers) снова прячет в карман куртки большую связку ключей.

«Осторожно - ступени», предупреждает он на входе в церковь св. Анны (SintAnnakerk) в городе Амстелфейн (Amstelveen) около Амстердама. Неф церкви почти пустой, на стенах видны следы от рамок картин.

«До недавнего времени там висели 14 «стояний» Крестного пути» - вздыхает Ламмерс. К счастью, они пригодились для другой церкви. «Над престолом все еще висит большой крест. Он изготовлен в Обераммергау (Бавария). Никто его не захотел взять, он слишком большой», объясняет 73-летний нидерландец. Дарохранительница на престоле, несмотря на великолепно украшенные дверцы в стиле модерн, также не нашла получателя. «Если бы я только знал, что нам с ней делать!»

Ламмерс - заместитель председателя церковно-приходского совета, а его церковь св. Анны -одна из сотни нидерландских церквей, закрывающихся ежегодно. Церковные скамьи по воскресениям не заполнены на три четверти. Число христиан в Европе уменьшается, в том числе и в Нидерландах. Объединенные протестантские церкви и римо-католическая церковь вместе теряют ежегодно около 170.000 своих членов[1].

Церкви используются в качестве мечетей.  

«Если это будет продолжаться в таком темпе, к 2050 году не будет протестантов, а еще через 25 лет и католиков» считает спутник Ламмерса Марк де Бейер (Marc de Beyer).  41-летний музейный хранитель помогает епархиям освобождать храмы. Он выпустил руководство с директивами по закрытию церквей и отчуждения церковного инвентаря.

«Каждую неделю у нас закрываются по две церкви» - подсчитывает де Бейер. Еще быстрее в Нидерландах умирают монастыри: пока их осталось 160, за последние 15 лет закрылись 1500 монастырей. Только 10 обителей выживут по оценкам де Бейера. Он говорит о третьем иконоборческом восстании (нидерл. Beeldenstorm, нем. Bildersturm). «Первое (протестанстское) было в XVI веке, второе пришлось на 1960-е годы после Второго Ватиканского собора.» Тогда было принято решение о более простом убранстве католических церквей, после чего, например, исчезли исповедальни. «Ну а теперь мы являемся свидетелями третьего иконоборческого восстания.» Десятки пустых домов Божьих в Нидерландах в последние годы получили новую функцию. Некоторые все еще служат сакральными строениями, но стали мечетями, другие были перестроены в жилые дома, рестораны и гостиницы, в магазины, детские сады и даже в супермаркеты.  

Нидерландские церковные скамьи на Украине

При ликвидации церковного инвентаря вначале пытаются передать предметы соседним приходам. Следующими получателями являются церкви за рубежом. Особенно большой спрос имеется в странах бывшего Восточного блока. Многие церкви там стояли пустые, после падения коммунизма они снова открылись, строится и много новых церквей. На Украине, например, уже удалось оборудовать несколько (католических) храмов скамьями, стояниями Крестного пути и подсвечниками из закрытых нидерландских церквей.

И в Доминиканской республике оборудуется храм движимым имуществом из церквей и монастырей Гааги и Не́ймегена (Nijmegen). Хотя число христиан в Западной Европе драматически уменьшается, но: «По всему мiру христианство растет быстрее, чем ислам!» - знает заместитель председателя церковно-приходского совета Ламмерс.

Он снова вынимает большую связку ключей из кармана куртки и двигается в сторону ризницы. Здесь все еще стоят несколько картин с изображениями святых и добрая дюжина больших или меньших подсвечников, которые пока еще не нашли получателей. Ламмерс открывает несколько ящиков с литургическими облачениями: «Они тоже остались.»

Они, наверное, попадут в хранилище или, в крайнем случае, будут уничтожены. Такова последняя директива в руководстве де Бейера. Он не мог не включить эту директиву в свое руководство. Это связано, прежде всего, с тем, что католическая церковь, в отличие от протестантской, запрещает мiрское использование освященных предметов. Поэтому католическая церковь лишь в ограниченных пределах может воспользоваться последней возможностью - передачей предметов частным лицам.

Кроме того, трезво подчеркивает де Бейер: »Мы не может хранить все, это все-таки около 150.000 объектов, которые станут ненужными до 2018 года».

 

Керстин Швайгхёфер(Kerstin Schweighöfer) из Гааги, газета DER STANDARD, 26.12.2013

Перевод: Ключевский А.Б.

 


[1]В Нидерландах, как и в других европейских странах, членство в церкви означает зарегистрированное членство в конкретном приходе

Источник