Как современные выставки извращают наши ценности

Ельцин Центр: святые 90-е и пропаганда нетрадиционных ценностей

Режиссер, председатель Союза кинематографистов Никита Михалков высказался за закрытие уральского Ельцин Центра.

«"Маленькие дети, которые приходят туда, первое, что они видят, — это ужасающий мультипликационный фильм об истории нашей страны, где все грязь, мерзость, предательство, рабство, ужас, а свет в окошке — только единственный человек, который пришел и все это поменял", — сказал он на сессии "Бесогон и право" в рамках XI Петербургского международного юридического форума.

Михалков добавил, что вовсе не против музея первого президента — но не такого, где искажают историю.

«"Не заставляйте меня как посетителя этого музея поверить вам, что вся история моей страны — это "мерзость и дерьмо" и только святые девяностые сделали меня таким счастливым", — уточнил режиссер.

О закрытии или реформировании "Ельцин Центра" говорят давно. Там считают себя приверженцами "общечеловеческих ценностей и либеральных идеалов, среди которых на первом месте — уважение к людям разных взглядов, рас и сексуальной ориентации". Но этому постоянно сопутствуют скандалы.

Так, в 2021-м основатель группы "Агата Кристи" Вадим Самойлов со сцены обвинил это учреждение в пропаганде ЛГБТ+. Здесь же произошел инцидент с "пририсовыванием" глаз картине "Три фигуры" Анны Лепорской — охранник, который это сделал, оказался психически нездоров.

Третьяковка: Мадонна без головы

Искусство середины XX века воспринимается как классика и в целом не должно вызывать споров. Однако в начале этого года в Третьяковской галерее на Крымском Валу возникли проблемы, связанные с экспозицией, посвященной именно этому периоду.

Посетители обвинили организаторов в создании депрессивной атмосферы.

В работах скульптора Александра Бурганова и художницы Натальи Нестеровой зрители увидели оскорбление чувств верующих. В цикле "Тайная вечеря" из 13 полотен, по мнению гостей музея, невозможно понять, кто из апостолов — Иуда.

Кроме того, скульптуру "Пьета" Александра Бурганова сочли сатанинской, потому что у нее нет головы.

Автор произведения сказал, что "безголовость" Богоматери — это аллегория скорби и отчаяния после распятия сына. И уверял, что никаких сатанинских мотивов у него не было.

Разбираться в том, насколько работы богохульственные, пришлось Министерству культуры, куда поступили жалобы.

Выставка Джока Стерджеса: пропаганда педофилии

На выставке "Джок Стерджес. Без смущения", открывшейся в Центре фотографии братьев Люмьер в 2016-м, было 40 крупноформатных снимков американского фотохудожника, который снимал семьи нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии — не только взрослых, но и детей.

Сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова обратились в Генпрокуратуру с требованием проверить экспозицию на предмет пропаганды педофилии. Выставку закрыли, но в декабре 2017-го она открылась снова, причем организаторы рассказывали зрителям историю скандала. Ряд российских деятелей культуры заступился за экспозицию и Стерджеса.

Руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин призвал общественных активистов терпимее относиться к современному искусству.

«"Я не понимаю, почему эта выставка замечательного фотографа закрыта. Кому-то это не понравилось, но искусство меняет пути воздействия. Препятствовать этому невозможно. Надо к этому относится культурно, терпимо, а агрессия свидетельствует о недостаточности культуры", — рассуждал Райкин.

Галеристка Айдан Салахова и продюсер Алексей Боков запустили флешмоб в защиту выставки.

"Запретное искусство": границы допустимого

Выставку "Запретное искусство" организовал в 2007-м Сахаровский центр*. Куратором выступил искусствовед Андрей Ерофеев, работавший тогда в Третьяковской галерее.

В экспозиции были произведения, запрещенные к экспонированию в московских музеях и галереях в 2006 году: работы Вячеслава Сысоева, Александра Косолапова, Александра Савко, Вагрича Бахчаняна, арт-группы "Синие носы", Вячеслава Мизина, Авдея Тер-Оганьяна, Леонида Сокова, Ильи Кабакова, Михаила Рогинского, группы ПГ. Все экспонаты скрывала перегородка — их надо было рассматривать через отверстия.

Применялась обсценная лексика, были антирелигиозные выпады — на одной картине вместо Христа был изображен Микки-Маус, на другой — Иисус с партийными коммунистическими лозунгами.

Экспозиция подверглась критике религиозных организаций. Ерофеева уволили из Третьяковки, возбудили уголовное дело за разжигание религиозной розни, закончившееся обвинительным приговором суда.

1871807227_0_0_3117_2047_640x0_80_0_0_13303ac7e214828b739bcb9bdc10d7fc.jpg

Выставка "Осторожно, религия!", посвященная переосмыслению современными творцами темы икон, открылась 14 января 2003-го в Сахаровском центре, но уже 18 января шестеро верующих, чьи религиозные чувства были оскорблены, разгромили экспонаты. Их задержали, потом отпустили.

«"В наших действиях нет состава преступления и нет хулиганства. Мы не совершили противоправных действий. Напротив, организаторы выставки стали нарушителями закона. Мы стремились воспрепятствовать преступлению", — сказал впоследствии РИА Новости один из участников разгрома Михаил Люкшин.

Двадцать восьмого марта 2005-го Таганский суд Москвы признал организаторов выставки — директора Юрия Самодурова и сотрудницу Сахаровского центра Людмилу Василовскую виновными в разжигании национальной и религиозной вражды. Самодуров и Василовская подали жалобу в Европейский суд по правам человека, заявив, что не хотели никого оскорблять.

____________________

* Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента.

https://ria.ru/20230516/vystavki-1871902248.html?in=t