Римский папа Франциск заявил, что намерен последовать примеру своего предшественника Бенедикта XVI и отречься от престола. Прокомментировать эту новость, а также высказать свое мнение относительно принципа пожизненного предстоятельского служения мы попросили известного историка Церкви, к.филол.н., доцента исторического факультета СПбГУ диакона Владимира Василика.

«На мой взгляд, принцип пожизненного предстоятельского служения в большинстве случаев работает. При всех его издержках он должен сохраняться. Почему? Предстоятель - это отец, в особенности глава Поместной Церкви. Родителей не выбирают и не отставляют, а провожают в последний путь. Только в диких языческих племенах убивали своих родителей. Однако в случае настоящей телесной немощи возможны различные механизмы и ситуации, зависимые от общецерковной практики. Например: в последние годы своей жизни Сербский Патриарх Павел находился в больнице, но его управление Церковью было более стабильным, чем начальное правление его преемника - нынешнего Сербского Патриарха Иринея. Святейший Патриарх Павел силой молитвы и своего авторитета мог сдерживать весьма непростую ситуацию, разразившуюся после его кончины известным разрывом и расколом. Правда, в дальнейшем Сербская Церковь трудами Святейшего Патриарха Иринея вышла из этого кризиса.

Тут необходимо высказаться и о Киевской митрополии. Конечно, в окружении покойного владыки Владимира было много недобросовестных людей, которые пытались использовать его телесную немощь для проведения своих деструктивных идей и совершения недолжных поступков. Тем не менее, владыка Владимир своей молитвой и высоким авторитетом, подвигом своего крестоношения многое держал на себе. Не могу сказать, что его бытие в последние годы во главе Украинской Православной Церкви было напрасным. Это не так. Хотелось бы от всего сердца пожелать новоизбранному Предстоятелю УПЦ МП митрополиту Онуфрию мира, здравия, спасения, во всем благого поспешения и успешного управления Украинской Православной Церковью в весьма нелегкие для нее времена.

Но вернемся к рассуждению о том, может ли уходить на покой Предстоятель или нет. Это, прежде всего, личное дело совести и сознания Предстоятеля той или иной Поместной Церкви. Бывают ситуации, когда уход на покой - единственный выход, и напротив, когда ни при каких обстоятельствах нельзя покидать предстоятельский престол, потому что даже если он не может сам управлять, то ему в этом деле активно помогут другие. В этом случае Предстоятель все равно остается неким знаменем и символом, который объединяет вокруг себя клир и верных чад. Каждая ситуация требует своего контекста.

Я категорически не согласен с идеями отца Андрея Кураева относительно того, что немощного Предстоятеля необходимо автоматически отстранять.

Мне менее всего хотелось бы обсуждать Римо-католический мир, потому что эта церковь не принадлежит к Вселенской Церкви. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский, это есть некое большое христианское образование, сообщество, которое невозможно именовать Церковью. Как говорит апостол Павел: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1Кор. 5:12-13). Но поделюсь некоторыми наблюдениями. Обыкновенно отречение пап предшествовало неким бурным событиям, которые потрясали Римо-католический мир, ставя его в жесткую зависимость от государств и структур века сего. К примеру, так произошло в ситуации с Целестином V, который отрекся в 1294 году. Его место занял амбициозный папа Бонифаций VIII, который пытался бороться с французским королем Филиппом IV за власть над французской церковью. Для папства все закончилось катастрофой. Папа был захвачен канцлером короля Филиппа IV Гильомом Ногаре, подвергнут публичным унижениям и побоям. От таких событий папа сошел с ума и спустя месяц умер от безумия.

Следующий папа Климент V стал пленником французского короля. Под предлогом безопасности он был перевезен в Авиньон, находившийся под французским контролем. С этого момента начался авиньонский период пленения пап. Этим событиям предшествовало отречение Целестина V, человека хорошего, но слабого духом. В «Божественной комедии» Данте Алигьери Целестин находился в преддверии ада, среди тех, кого отвергло небо.

Их свергло небо, не терпя пятна;

И пропасть ада их не принимает,

Иначе возгордилась бы вина.

Про Бенедикта XVI не скажешь, что он был беглец, при всех странностях его богословия и при всех уступках секулярному веку сему, он старался придерживаться традиционных ценностей, за которые до конца боролся. Но что-то возникло сильное и страшное, сподвигнувшее его отречься от престола. Заявление Франциска загадочнее и потому страшнее. Судя по его декларациям, Франциск еще более уступчив, чем Бенедикт: он сделал целый ряд реверансов в сторону западного общественного мнения, но, ему так и не удалось угодить сему миру. Его заявление - это вынужденный поступок. Странно звучит из его уст мысль о том, что спустя два-три года он умрет. Предположим, ему поставили диагноз: рак. Но, это заболевание во многих случаях лечится успешно. Особенно, если учитывать медицинские возможности главы Ватикана. Однако в любом случае можно бороться с болезнью. Мне известен целый ряд примеров, когда люди чудесным образом исцелялись или благодаря постоянной медицинской поддержке проживали долгие годы.

Но, быть может, папе было видение?! В этом случае трудно не заподозрить в этом прелесть, учитывая католическую традицию. Если человеку осталось жить два-три года, то тем более он должен думать не о покое, а о том, как послужить церкви. За отведенное ему Богом время сотворить как можно больше добра, которое в католической традиции неразрывно связано с внешней деятельностью.

Позвольте мне, читатель, предложить некую конспирологическую версию заявления Франциска. Возможно, что этот ход был связан с нажимом на папу, предупреждение о его возможной ликвидации через два-три года, а быть может и раньше. Это вынужденный шаг, за которым, возможно, следующего папу постигнет судьба Бонифация VIII. Как об этом писал Данте Алигьери:

Но я страшнее вижу злодеянье:

Христос в своем наместнике пленен,

И торжествуют лилии в Аланье. 

Я вижу - вновь людьми поруган он,

И желчь и уксус пьет, как древле было,

И средь живых разбойников казнен.

Возможно, что Римо-католическую церковь ждут тяжелые времена, вся волна христофобии, которая невооруженным взглядом видна на Ближнем Востоке, коснется не только т.н. Дохалкидонских церквей, но и Римо-католическую церковь. Не исключено, что ее ждут серьезные беды и преследования. Конечно, такому развитию событий можно только посочувствовать. В любом случае ничего хорошего из этого акта не последует.

Возможно, что на место Франциска предложат молодого либерала, который, подобно Горбачеву, будет заниматься демонтажем, только не СССР, а Римо-католической церкви. Некий аналог можно увидеть в судьбе Советского Союза. После смерти престарелых генеральных секретарей появился молодой реформатор, который все разрушил. В этом случае, папы также были преклонного возраста, правда, они не умирали, но отрекались. Ныне возможно повторится нечто подобное».    

Источник