24 сентября в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово — 2014». Затем Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы собравшихся.

В частности был задан следующий вопрос: «В одном из недавних интервью архиепископ Горловский Митрофан, о котором здесь уже упоминалось, рассказывая о ситуации на Юго-Востоке Украины, упомянул о небольшом количестве священнослужителей, которые из-за боевых действий в буквальном смысле слова побросали свои приходы. На Ваш взгляд, можно ли дать однозначную оценку их действиям? Как, не впадая в осуждение, относиться к подобным случаям? И, наверное, самый главный вопрос – как должен действовать каждый из нас, окажись он в подобной ситуации?»

«Я думаю, что каждый должен по совести поступать, - заявил Святейший Патриарх, отвечая на этот вопрос. - Но иногда ведь и совесть, как хрупкий сосуд, оказывается подвержена коррозии и деформации. Глубоко убежден, что нужно поступать так, как поступает владыка Митрофан и как поступает абсолютное большинство наших клириков, которые сегодня несут свое служение на Востоке Украины. Они остаются со своим народом, нередко они за это страдают. Мы знаем о жертвах среди духовенства, мы знаем о тех, кто подвергался пыткам и жестоких допросам, мы знаем о храмах и монастырях, которые были разрушены бомбардировками. Конечно, в этих условиях оставаться со своим народом – это подвиг.
А те, кто уехал, – Бог им судья. Надо знать все обстоятельства, поэтому я не могу кого-то персонально осудить сейчас. Бог знает, какие были причины. Но если оценивать эту ситуацию с точки зрения священнического призвания, то она не нормальная. Потому, что внешние тяготы не могут быть оправданием к тому, чтобы оставить свое служение. Образ буди верным в слове, в житии, в любви и так далее. Слова апостола Павла. Если быть образ верным – это означает, что твой статус должен быть таким, чтобы ты являл этот образ. Не думаю, чтобы было образом верным, примером семья священника, которая оставляет то место, где батюшка несет свое служение, и просто, спасаясь от себя, покидает это место.
Но еще раз хочу сказать, что я не могу быть судьей, не зная всех обстоятельств. Но, это, конечно, огромный вызов всем, кто хочет стать священниками. Никогда не нужно связывать свою жизнь будущую, священническую и тем, кто стал уже священником, исключительно с материально обеспеченной и с комфортной жизнью. Это абсолютно неправильный подход к избранию своего жизненного пути.

Я отношусь к тому поколению людей, которые родились после войны сразу, которые застали тяжелейшие хрущевские гонения. И когда представители моего поколения принимали решения становиться священниками, то тогда не было никаких шансов связать свое будущее служение с материальным благополучием и со спокойствием. Потому, что каждый, кто вставал на этот путь, подвергал себя некоему изгойству. Он становился человеком второго или даже десятого сорта в обществе. Его материальное благополучие не могло быть достаточным потому, что духовенство подвергалось особому налогообложению. 51% зарплаты должны были отдавать государству только потому, что они священники. Об этом мало кто знает, но это было так. Я сам жил в семье священника. Мое детство прошло в нищете. И когда я принимал решение стать священником, я знал, что я не буду никогда богатым человеком, никогда не буду занимать никакого почетного положения в обществе. И то, что изменилась ситуация в стране, это был приятный сюрприз. Но готовили мы себя для другого. И не я один такой был, все мальчики, которые поступали в семинарию, они себя готовили к другому, вплоть до самого опасного и неприятного, что могло быть в любой момент, особенно в связи с недавно тогда пережитым хрущевским гонением. Мы могли вновь погрузиться в эту атмосферу, в том числе и притеснений, которые имели место и в 30-е годы, в 20-е годы или в конце 50-х – начале 60-х.

Поэтому глубоко убежден, что перед принятием священного сана каждый должен самому себе сказать – я буду счастлив и в том случае, если у меня будет материальное благополучие, и в том случае, если я его буду лишен, если я буду в мирных условиях или я буду в военных условиях. Я буду счастлив не потому, что я буду занимать заметное положение в обществе или не буду его занимать, а я буду счастлив потому, что я служу Господу. И это мое призвание. И дай Бог, чтобы именно так формировалось современное духовенство Русской Православной Церкви, под влиянием такого подхода к жизни, а ни какого иного».

Источник