29 ноября в стамбульском католическом кафедральном соборе папа Франциск совершил мессу, сообщает Радио Ватикана. Вместе с ним молились Патриарх Варфоломей I, а также верующие четырёх католических обрядов и представители других христианских Церквей Турции. Франциск призвал верующих хранить и защищать церковное единство.
 

Различные харизмы в Церкви – это огромное богатство, заявил Франциск, потому что «Святой Дух является Духом единства, которое не означает единообразия».

 
«Только Святой Дух может стать причиной разнообразия и множественности и в то же время содействовать единству. Когда же от нас исходит желание разнообразия и мы замыкаемся в нашей обособленности и исключительности, тогда мы становимся причиной разделения. Когда от нас исходит желание построить единство по человеческим меркам, в конечном итоге мы приносим единообразие и стандартизацию. Если же мы позволяем себя вести Святому Духу, то богатство, различие и разнообразие никогда не превратятся в конфликт, потому что Святой Дух призывает нас жить разнообразием в единстве Церкви», - прололжил он.
 
«Чем больше мы будем смиренно руководствоваться Духом Господа на нашем пути веры и братской жизни, тем лучше мы сможем преодолеть непонимание, разногласия и споры и станем надёжным знаком единства и мира. Достоверным знаком того, что наш Господь воскрес, что Он жив», - заключил понтифик.
 
На следующий день, 30 ноября, после Божественной литургии и экуменического благословения папа Франциск и Патриарх Варфоломей подписали Совместную декларацию. Они выразили горячее желание «продолжать совместный путь, чтобы с любовью и взаимным доверием преодолеть препятствия», до сих пор разделяющие обе Церкви. «Мы выражаем наше искреннее и твёрдое намерение, - говорится в Совместной декларации, - в послушании воле Господа нашего Иисуса Христа укрепить наши усилия во имя полного единства среди всех христиан, и особенно между католиками и православными».
 
Вновь было заявлено о поддержке богословского диалога, продвигаемого Международной совместной комиссией, созданной 35 лет назад Патриархом Константинопольским Димитрием и папой Римским Иоанном Павлом II. Эта комиссия занимается «самыми сложными вопросами, ознаменовавшими историю» двух Церквей и требующими «внимательного и тщательного изучения». В Декларации звучит призыв к верующим вместе возносить молитву Иисуса, «дабы все были едино, да уверует мир» (ср. Ин. 17:21).
 

Папа Франциск и Патриарх Варфоломей подчеркивают значение экуменизма страдания: «Подобно крови мучеников, ставшей семенем силы и плодородия Церкви, также и совместное принятие повседневных страданий может быть действенным инструментом единства. Бедственное положение христиан и всех страдающих на Ближнем Востоке требует не только постоянной молитвы, но и соответствующей реакции со стороны международного сообщества».

 
Совместная декларация завершается призывом к миру на Украине, «стране с древней христианской традицией», чтобы вовлечённые в конфликт стороны стремились к «диалогу и уважению международного права и таким образом положили конец конфликту, позволяя всем гражданам Украины жить в согласии».
 
Накануне встречи папы Франциска с Патриархом Варфоломеем, главного события поездки понтифика в Турцию, Радио Ватикана спросило у президента Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха, как обстоят дела с диалогом между католиками и православными. 
 
Патриарх Варфоломей, пояснил кардинал Кох, обладает «первенством чести» среди Православных Церквей, однако «это первенство по-разному интерпретируется», поэтому, надеется Кох, Всеправославный собор, запланированный на 2016-й год, поможет установиться большему единству среди православных Церквей. «Это чрезвычайно важно и будет значимым шагом также и в продвижении диалога между нами и православными Церквами», - заявил кардинал. По словам кардинала Коха, «серьезной преградой для экуменического диалога является тот факт, что сами православные не находятся в согласии друг с другом по многим вопросам, а это в свою очередь затрудняет диалог с Католической церковью. Поэтому я надеюсь, - продолжил католический иерарх, - что эта ситуация будет разрешена посредством Всеправославного собора».
 
Ситуацию анализирует в интервью «Русской народной линии» известный священник, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев.
 
Католическое богословие подвижно, допуская различную интерпретацию догматов. Православное учение, наоборот, неподвижно - мы исповедуем веру Единой Церкви, бывшей до разделения 1054 года. Православным нет смысла искать единства с католиками, потому что мы - Церковь Христа. Но католики ищут единства, их подвижность является для них проблемой, но и одновременно возможностью для пересмотра своих понятий. Например, католики уже не используют Никео-Цареградский Символ веры с филиокве. Почему?! По причине реакций православных христиан. Поэтому они используют т.н. Апостольский Символ веры.
 
Конечно, мы должны молиться о единстве всех христиан, но для нас единство – это единство в Православной вере. Мы, православные, после разделения Церкви не вносили новые понятия в догматику, в основное и нравственное богословие. В этом заключается сила нашего исповедания – мы придерживаемся веры Единой Церкви Запада и Востока до Ее разделения. Католики дрейфуют на льдине, которую уносит, то в одну сторону, то в иную даль. Частые заигрывания католиков с Православием происходят от их теологической незащищенности. Римо-католическая церковь давно дрейфует в разных направлениях, теряя устойчивые теологические ориентиры - ей не хватает неподвижности православного исповедания. Если Церковь основана на камне – Христе, то она неподвижна. Но если церковь основана на песке, то она постоянно пребывает в колебаниях.
 
К сожалению, сейчас есть православные сообщества, разные православные богословские школы взаимоисключающие друг друга. Это серьезная проблема для православных модернистов, дрейфующих между латинской схоластикой и протестантским рационализмом. Некогда Самарин писал о том, что в России с католиками борются протестантскими методами, а с протестантами - католическими способами. Совершенно очевидно, что Православное исповедание - это не болтанка между католической схоластикой и протестантским рационализмом, а это традиция Единой Церкви. Когда мы это осознаем и станем этим дорожить, то нам перестанут быть страшны любые переговоры с католиками. Но единство возможно только на основе Единой Церкви.
 
Понтифик связывает внутриправославные разногласия с будущим Собором в 2016 году. На мой взгляд, наши модернисты обнадеживают Римскую церковь, создавая иллюзию дрейфования Церкви вслед за католиками и протестантами. Но в Православии модернисты составляют меньше 1%, они никого не представляют, кроме самих себя! Модернисты не выражают веру народа, они пыжатся, стараются показаться важными людьми, но это все пустое. Православная вера идет в своем фарватере - мы не болтаемся между разными изгибами человеческих теологуменов. Православным не надо бояться католиков! Это они чувствуют свою беспомощность и страх, устав от неопределенности. Римо-католическая церковь – это слишком большая организация, некая пирамида, которую постоянно изнутри разрывают центробежные силы.
 
Православный Восток имеет не иерархичное основание Церкви, как у католиков, и не доктринальную основу, как у протестантов. Какова же природа Православной Церкви?! Наша Церковь имеет соборное основание. Почему?! Потому что Она Евхаристична, миряне и духовенство причащаются от одной Чаши! У протестантов вера зиждется на доктрине о Христе, а у римо-католиков основывается на примате их понтификов. В Православии важна Сама Личность Живого Христа. Он является Источником нашей жизни, теологии и догматики. Протопресвитер Николай Афанасьев говорил о том, что если чему-то научился в своей жизни, то только от Чаши Святого Причастия!

Источник