.

Санкт-Петербург на этой неделе посетила делегация Римской Католической церкви. Визит проходил по линии экуменических контактов, в рамках активизированного Папой Франциском диалога с Русской Православной Церковью. Делегацию возглавил председатель Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. Его сопровождал папский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович. Программа визита высокопоставленных гостей была очень насыщенной: общение со студентами православной и католической духовных семинарий, православные богослужения, мессы, встречи с православными епископами.

Перед тем как отправиться в Москву, г-н кардинал выделил время для пресс-конференции с журналистами и православными священнослужителями. Встреча, организованная редакцией епархиального журнала «Вода живая», состоялась в помещении нового книжного магазина интеллектуальной литературы «Глагол» возле Александро-Невской Лавры, в двухэтажном здании позапрошлого века. Место для общения православных с католиками, надо отметить, было выбрано очень подходящее, ведь из окон магазина виден памятник великому сыну нашего Отечества святому благоверному князю Александру Невскому, при котором тоже происходил «диалог».

Вел пресс-конференцию директор по развитию «Воды Живой» иерей Алексий Волчков. Среди собравшихся были известные петербургские священники: председатель Информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской митрополии, главный редактор «Воды живой» и настоятель Феодоровского собора иерей Александр Сорокин, главный редактор «Радио Град Петров» протоиерей Александр Степанов, настоятель храма Александра Невского в Красном Селе иерей Александр Дягилев. Отметим, что визит кардинала в Петербург включал посещение Феодоровского собора во время Божественной литургии, на которой кардинал произнес экуменическую проповедь.

Выяснив, что в Москве представители папы Римского планируют встретиться с председателем ОВЦС митрополитом Иларионом, а также со Святейшим Патриархом, ведущий предположил, что визит столь солидной делегации являет нам потепление отношений между Католической и Русской Православной Церквами. В ответ кардинал засвидетельствовал, что он счастлив тем, что отношения действительно улучшились. Эти слова папского представителя произвели благоприятное действие на большинство участников конференции, чувствовалось, что встреча проходит в духе полного взаимопонимания, что подтвердил следующий вопрос представителя Санкт-Петербургской митрополии.

Сославшись на слова члена ОВЦС священника Алексия Дикарева о том, что подобные «визиты внесут свой опосредованный вклад в копилку будущей встречи Патриарха с папой», отец Алексий Волчков уже откровенно спросил: «Наши ожидания поспешны или оправданны»? Однако кардинал дипломатично ответил словами митрополита Илариона (Алфеева), что «более важна подготовка высокой встречи, чем сама встреча».

Вообще речи кардинала Курта Коха и помогавшего ему с переводом архиепископа Ивана Юрковича были образцом папско-иезуитской дипломатии. Так, на вопрос о проблемах, порожденных политикой Католической церкви на Украине, об униатах, Курт Кох признал, что сложности у греко-католиков и православных есть, но тут же «перевел стрелки» заметив, что главная проблема в том, что Православных Церквей на Украине много, и они никак между собой не договорятся, а католики от этого испытывают неудобства. Он посоветовал православным сосредоточить силы на налаживании отношений внутри себя.

Видимо, кардинал до сих пор не знает, что на Украине одна Православная Церковь – Русская, Московского Патриархата. Остальные, называющие себя «православными» являются раскольничьими структурами, не признанными нигде в православном мире.

Далее кардинал Кох изложил свой взгляд на историю экуменического движения, на роль в его активизации папы Франциска, подробно рассказал об этапах православно-католического диалога, подчеркнув, что необходимой предпосылкой для успешного диалога с Православной Церковью является укрепление синодального принципа в Католической церкви, чему будет посвящено пленарное заседание Папского совета в 2014 году.

Затем кардинал ответил на вопрос протоиерея Александра Степанова, поинтересовавшегося, с чем связано именование понтификом себя «епископом Рима», с желанием продвинуть себя в понимании верующих Русской Православной Церкви или с чем-то иным? Кох подтвердил, что титул епископа является неотъемлемой частью сана папы, обязанного, в первую очередь, заботиться о нуждах верующих жителей Рима. В связи с этим кардинал привел свою версию причин отставки Бенедикта XVI. Этот папа, как и его предшественник, много внимания уделял римским приходам, навещал простых прихожан. Перед своей отставкой он заявил, что уже не чувствует в себе достаточно сил, чтобы обслуживать религиозные потребности римлян, что и явилось одной из причин того, что он так внезапно покинул пост главы Римско-католической церкви. Курт Кох согласился и с тем, что именование понтифика Рима епископом способствует взаимопониманию с Русской Православной Церковью.

Возглавляющий Сектор семейных образовательных программ при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии иерей Александр Дягилев рассказал об опыте проведения «Супружеских встреч», идею которых он перенял у католиков. По линии этого движения проводятся семинары с участием православных и католиков, в которых задействованы и миряне, и священники, и епископы. Постепенно в непосредственном, личном общении исчезают стереотипы, предубеждения, имевшиеся с той и другой стороны. «Я подозреваю, что если когда-либо наши иерархи встретятся, то простые люди этого могут не принять. Существуют ли проекты изменения взаимных отношений на уровне простых людей, ведь взаимных предубеждений очень много?», - поинтересовался отец Александр.

Кардинал Кох согласился, что лучше всего предрассудки рассеиваются именно при личной встрече. Встречи высокопоставленных представителей различных Церквей также очень положительно влияют на сознание простых людей. Верующие видят, что церковное начальство общается друг с другом, и испытывают положительные чувства. В качестве примера дипломат привел визит Иоанна Павла II в Румынию весной 1999 года. По его словам, перед визитом папы в Румынию было много проблем, казалось, что румынский народ, в большинстве своем православный, не подготовлен к приезду понтифика. Но когда Иоанн Павел II ехал по улицам Бухареста, то всюду при встречи толпы народа скандировали: «Унита! (Единство)».

Однако, Курт Кох ни слова не сказал ни о том, что Румыния в те годы находилась в глубоком экономической кризисе, ни о том, как румынские власти, взявшие курс на вступление страны в НАТО, вынудили Патриарха Румынского Феоктиста написать приглашение папе. Не напомнил он и о том, что в комментариях иностранных СМИ по итогам визита недвусмысленно отмечалось, что главное значение поездки в Румынию состоит в том, что она приблизила визит папы Римского в Москву.

Несмотря на царившее на пресс-конференции единодушие, корреспонденту РНЛ также позволили задать вопрос папскому посланнику. Наш вопрос был об униатском Полоцком архиепископе Иоасафате (Кунцевиче), причисленном Римско-католической церковью в 1865 году к лику святых. 25 ноября 2013 года по благословению папы Франциска праздновалось 50-летие со дня переноса останков архиепископа Иосафата в храм Апостола Петра в Риме, то есть в главный собор Католической церкви. Папа лично приветствовал главу Униатской церкви митрополита Святослава (Шевчука), совершавшего богослужение в честь этого юбилея. Между тем, Иосафат (Кунцевич) для православных – гонитель веры, получивший за свое рвение прозвище «душехвата». Он отличался крайней жестокостью при насаждении униатства в западнорусских землях.

В последнее время неоднократно звучали предложения перенести останки Кунцевича в Белоруссию. Нас интересовало, как прославление Римом Иосафата (Кунцевича) и призывы к перезахоронению его останков в той стране, где он памятен своими зверствами, укладываются в провозглашаемые Римом улучшение отношений с Русской Православной Церковью?

Длинный ответ кардинала Коха можно обобщить так: «История Католической и Русской Православной Церквей очень сложная, и та, и другая стороны получили в ней раны. Но мы хотим договориться, подружиться, так к чему вспоминать былое? Давайте смотреть вперед, в общее светлое будущее!» В своих рассуждениях папский посол коснулся института униатства: «Униатство – это исторический факт, но это не модель сближения Церкви с Церковью. Нужно найти новую модель, форма унии устарела. К Церквям, объединившимся с Римом, всегда относились с подозрением обе стороны, однако, нельзя же им отказать в праве на существование». В конце концов кардинал заявил, что «униаты должны сблизить православных и католиков!» По его словам, именно эта идея лежит в основе прецедента с останками Иосафата (Кунцевича).

Отметим, что вопрос корреспондента РНЛ прозвучал в полной тишине, как будто присутствовавшие напряглись, что дружественная атмосфера встречи вот-вот будет развеяна. Нас не удивляет ответ папского представителя, поднаторевшего в иезуитской (диалектической) казуистике. Удивляет единодушное нежелание некоторых, очень уважаемых, даже маститых, православных священнослужителей задумываться над уроками истории, да и не вспоминать ее вовсе. Как будто все, особенно самые молодые из батюшек, сговорились принять за постулат предложение бывшего Президента России Дмитрия Медведева о том, что «Россия – это молодое государство, которому всего 20 лет!»

Напомним, что Иосафат (Кунцевич) был гонителем православных. Сам был совращен из православной веры униатами, и, будучи отступником, заставлял верных отступать. Его фанатичная жестокость к бывшим собратьям по вере спровоцировала восстание, в ходе которого ненавистный гонитель был убит. Римская католическая церковь прославила его как мученика от... врагов Христа! Выходит, Католическая церковь, провозглашающая себя «сестрой» Православной Церкви, одновременно считает православных верующих врагами Христа?! В связи с этим, проект католиков перенести его останки в Белоруссию – иначе как провокацией назвать нельзя.

То есть, католики говорят, что готовят сближение двух Церквей – «сестер», а сами поступают по двойным стандартам. Это иезуитский подход, возможно, ставший особо популярным в Ватикане в связи с приходом к власти папы-иезуита. Как можно помыслить, что православные жители Белоруссии, среди которых есть и русские, и белорусы, могут почитать того, кто выкорчевывал их веру, истреблял с лица родной земли? Может быть, тогда стоит канонизировать рыцарей-крестоносцев, которые шли на Русь, огнем и мечом прокладывая путь римской вере? А святого благоверного князя Александра Невского, воспрепятствовавшего проникновению на Святую Русь католичеству, деканонизировать?

Известно также, что во время войны России с Речью Посполитой, когда в 1705 году Царь Петр I занял Полоцк, он повелел найти и сжечь гроб Иосафата, но униаты поспешили спрятать тело отступника. Нынешний год - юбилейный для Александро-Невской Лавры, отметившей 300 лет со дня основания ее Императором Петром I и 750 лет со дня блаженной кончины благоверного князя Александра Невского. За окнами конференц-зала, где проходила встреча с послами папы, стоит монумент святому воину Александру Невскому. Он стоит на страже нашей памяти, напоминая, как благоверный князь охранял веру православную от посягательств со стороны Католической церкви. Пожелаем же всем православным мудрости благоверного князя, сумевшего распознать двойные стандарты папской политики, и напомним строку апостольского послания: «Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры» (Еф. 5:15).

Редакция «Русской народной линии»

Источник