Концепция централизованной организации и высоконадёжного хранения данных

Информационная революция конца XX века привела к цифровизации всех основных типов информации: текста, изображения, звука и видео.

Книги, аудио- и видеозаписи, картины, рисунки и фотографии сегодня производятся преимущественно в цифровом формате, а созданные в предыдущие эпохи – активнейшим образом оцифровываются.

Объёмы хранимой в цифровом виде информации (преимущественно на жёстких дисках с использованием технологий магнитной записи), равно как и скорость и объёмы передачи данных стремительно растут.

По статистике, объём производимой в мире цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев, а в соответствии с эмпирическим законом Мура количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 24 месяца.

В то же время надёжность технологий хранения данных явно отстаёт и не соответствует этому росту. Основные современные носители цифровых данных крайне недолговечны. Их срок жизни насчитывает от 2-3 до 15 лет.

Сложилась парадоксальная ситуация: огромные объёмы создаваемой информации, аккумулирующие в себе едва ли не больший объём создаваемой в мире стоимости, громадные средства, затрачиваемые на создание новой и оцифровку старой информации оказываются до крайней степени уязвимы.

 

Помимо собственно слабости технологий свой вклад вносят и организационные факторы, а именно:

1) рыночная хаотичность производства и хранения информации, осуществляемых огромным количеством независимых субъектов преимущественно ориентированных на сиюминутную прибыль,

2) отсутствие единой программы и стандартов отбора представляющей ценность информации, тонущей в море информационных шумов

3) отсутствие единых стандартов хранения данных, обеспечивающих их гарантированную сохранность.

 

В результате возникают такие трагические казусы, как невосстановимая утрата данных при пожаре в библиотеке ИНИОН РАН, фонды которого практически не были оцифрованы. Но парадокс в том, что зачастую даже оцифрованные фонды музеев и библиотек хранятся в единственном экземпляре в том же самом учреждении и легко могут быть утрачены как в случае чрезвычайной ситуации (пожар, затопление, компьютерный вирус, механическое повреждение диска), так и просто от времени, если не производится их своевременная перезапись.

Исходя из сказанного, напрашивается насущная необходимость разработки и реализации государственной программы бессрочного «вечного» хранения цифровых данных, представляющих непреходящую ценность, которая должна включать:

 

1) Разработку с широким привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов по хранению цифровых данных и их носителям единых государственных общеобязательных стандартов хранения данных на существующих на данный момент носителях с учётом имеющегося мирового опыта. Очевидно, что данные стандарты должны подразумевать множественность копирования, распределённость хранения (копии должны храниться на физических носителях, расположенных в разных местах и как минимум часть копий должна храниться на носителях, принципиально неуязвимых для вирусной атаки), установленную регулярность перезаписи данных и сверки идентичности хранимой информации (например, по контрольным суммам файлов и / или путём сравнения независимо хранимых копий) и, при необходимости, её восстановления с помощью альтернативных копий, а также использование разных типов физических носителей (помимо жёстких магнитных дисков целесообразно изучить возможности оптических дисков последних поколений и магнитной плёнки).

2) Разработку и внедрение единой государственной обязательной программы оцифровки библиотек, архивов, музейных фондов (включая трёхмерную оцифровку экспонатов), аудиофондов и фильмотек, а также отбора подлежащей вечному сохранению информации из Интернета с выделением на эту работу необходимых средств (возможно также и привлечение волонтёров). При этом оцифрованные фонды, разумеется, должны храниться не в единственном экземпляре в тех учреждениях, где находится материальный оригинал, а во множестве копий в нескольких пространственно удалённых хранилищах в соответствии с предыдущим пунктом.

3) Создание на территории нашей страны нескольких высокозащищённых хранилищ цифровых данных, отвечающих максимальным требованиям безопасности, в том числе и на случай чрезвычайных обстоятельств. Возможно также параллельное депонирование нескольких копий в наиболее надёжных и заслуживающих доверия мировых хранилищах (центры хранения цифровых данных в Швейцарии, «Хранилище Судного дня» на Шпицбергене и т.д.).

4) Инвестиционную и организационную поддержку инновационных разработок в сфере новых носителей цифровой информации, принципиально более долговечных и высоконадёжных. Разработки такого рода в России уже существуют, однако «застряли» на уровне единичных лабораторных образцов (например, «5D» технология сверхдолговременного высоконадёжного хранения информации путем короткоимпульсной объёмной лазерной записи на дисках кварцевого стекла, разрабатываемая в Лаборатории лазерного наноструктурирования стекла РХТУ им. Д.И. Менделеева) и требуют организационного стимулирования для их внедрения в промышленное производство.

5) Формирование единой, организованной по унифицированному принципу базы данных по всем областям науки и культуры с разработкой универсальной системы каталогизации, систематизации и структурно-иерархической организации всех созданных и накопленных человечеством научных знаний, технологий и достижений культуры.

 

Разработка и реализация программы может позволить:

1) России – стать мировым лидером в вопросе систематизации и сохранения мирового научного, исторического и культурного наследия.

2) Сформировать единую тематически организованную базу по всем библиотекам, архивам и музейным фондам без разбиения по принципу принадлежности к конкретному учреждению.

3) Реорганизовать Интернет (во всяком случае, его российский сегмент), превратив его из хаотического скопления неупорядоченной информации сомнительной достоверности и ещё более сомнительной ценности, генерируемой анонимно и спонтанно в систематически и иерархически организованную базу данных, за каждый раздел которой отвечает профильный специалист в данной области знаний, чем обеспечивается достоверность информации, авторизованность, проверяемость и авторитетность её источников.

 

4) Привлечение к работе по поиску, систематизации и сохранению как общезначимого (научного, технического, художественного), так и частного (индивидуального, семейного, корпоративного) культурного и исторического наследия (под организующим руководством профильных специалистов – учёных, музейных и архивных работников, деятелей искусства и культуры) позволит вовлечь широкие массы населения в объединяющую созидательную деятельность, будет способствовать воспитанию патриотизма, восприятию смысла своей жизни в связи с вкладом в общее культурно-историческое наследие, и станет надёжным противоядием против вовлечения в деструктивную и экстремистскую активность.

 

Строев Сергей Александрович, кандидат биологических наук, PhD

 

https://ruskline.ru/news_rl/2022/01/29/ot_sohraneniya_nacionalnogo_kulturnogo_naslediya_do_reorganizacii_interneta