Заключение по содержанию и направленности информационной деятельности священника Павла Островского среди детей и молодёжи

Вводная часть

В настоящем заключении изложены результаты исследования содержания и направленности информационной деятельности священника Русской Православной Церкви Павла Островского (далее – П. Островский) среди детей и молодёжи, осуществляемой им в форме очных встреч и бесед с молодёжью, а также посредством размещения в социальных сетях и на других ресурсах сети Интернет видеозаписей таких встреч, бесед и его интервью журналистам и блогерам, а также в форме текстовых сообщений в мессенджерах (личном телеграмм-канале и др.).

В рамках производства заключения было исследовано несколько десятков такого рода материалов П. Островского за несколько лет, и приведены цитаты далеко не всех референтных обсуждаемому в заключении высказываний П. Островского.

Исследование было произведено в рамках следующих вопросов:

 1. Является ли информационная деятельность П. Островского среди детей и молодёжи православной миссионерской, просветительской деятельностью, молодёжным служением (работой с молодёжью), осуществляемой в рамках служения православного священника в соответствии с канонами и традициями Русской Православной Церкви?

2. Каково личное отношение П. Островского к Русской Православной Церкви и её религиозным таинствам и обрядам, её священнослужителям и их деятельности, к другим православным верующим, выраженное в его публичных высказываниях?

3. Имеются ли характерные подходы, приёмы и средства, применяемые П. Островским при осуществлении им информационной деятельности среди детей и молодёжи и обладающие специфическими существенными отличиями такой деятельности по сравнению с традиционными подходами в православной миссионерской деятельности среди детей и молодёжи и в православном молодёжном служении? Если да, то в чём состоит их нетрадиционность и особенности?

4. Соответствует ли осуществляемая П. Островским информационная деятельность среди детей и молодёжи правилам и рекомендациям, принятым в Русской Православной Церкви относительно миссионерской деятельности и молодёжного служения, а также признаваемым в Русской Православной Церкви подходам, принципам и правилам в деятельности священнослужителей, в том числе в пастырском служении?

Основная часть

Ответ на вопрос № 1.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действ. ред.), «просветительская деятельность – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 35 ст. 2). Исходя из этого определения, полагаем вполне обоснованным считать осуществляемую П. Островским информационную деятельность просветительской деятельностью, поскольку в указанном определении нет ограничений и требований относительно нравственной направленности такой деятельности. (Далее будем обозначать её также как информационно-просветительскую деятельность).

С внешней организационной точки зрения, информационно-просветительская деятельность П. Островского предстаёт, в частности, в виде некоего организованного им будто бы «приходского» (но на деле не имеющего отношения к Церкви) кружка по работе с детьми и молодёжью (где проходят беседы, проводится досуг за настольными играми, рукоделием, чаепитием, комплиментарными обсуждениями сомнительных компьютерных игр и др., и даже за обсуждениями ещё более сомнительного творчества пропагандистов нетрадиционных сексуальных отношений и иных извращений и т.д.).

При этом П. Островский де-факто осуществляет определённую инкультурацию («погружение» в определённое субкультурное, а точнее антикультурное пространство идей и «ценностей», с интроективным формированием соответствующих установок и ценностных ориентаций) собеседников и аудитории в целом в рамках идей и представлений, приверженцем которых он является и считает допустимыми для работы с детьми и молодёжью (частично они будут показаны далее).

Проведённое исследование информационно-просветительской деятельности П. Островского среди детей и молодёжи даёт веские аргументы, обосновывающие принципиальную затруднительность и даже невозможность признавать эту его деятельность православной миссионерской деятельностью или православным молодёжным служением (церковной работой с молодёжью), в рамках служения православного священника в соответствии с канонами и традициями Русской Православной Церкви.

Весьма показательна позиция самого П. Островского относительно сути, целей, правил, форм, содержания и направленности осуществляемой им информационной деятельности – как он это сам определяет: «Я – священник и занимаюсь интернет-миссионерством» [1].

Правила и содержание этого, весьма своеобразно понимаемого им, «миссионерского» служения в рамках приходской жизни П. Островский определяет следующим образом: «У нас при храме есть “молодёжка”… У нас есть три правила: запрещено ругаться матом, запрещено пользоваться гаджетами и запрещено говорить про Бога. Всё. Идеально» [2]; «Мы вне Церкви собираем молодёжь, с ними играем в настольные игры, поём песни, причём нецерковные – там что попало. И они видят священника в обычной обстановке, они знают, что это священник, и так далее. Постепенно он так или иначе, я своим действием, я, по крайней мере, стараюсь внимательным, добрым отношением завоёвывать авторитет (а авторитет именно завоёвывается, да, то есть это постепенно происходит). Потом соответственно они, если вдруг у них какие-то проблемы, они спрашивают – вот, мол, хотел прийти поговорить, я говорю – ну, приходи, вот я служу в такое-то время, приходи и поговорим…» [3].

Практически все свои интервью П. Островский насыщает в той или иной степени элементами клоунады, паясничанья. Так, в видеозаписи диалога с женщиной П. Островский заявляет ей: «Я, между прочим, если б ты попросила, мог бы опубликовать свои длинные ноги. Вот. Я думаю, это бы зашло» [4].

Опробованные подходы и методы церковной миссионерской работы с детьми и молодёжью П. Островский подменяет манипулятивным приёмом для завоевания доверия аудитории – «подстраиванием под собеседника», которое часто выражается в занижении в его высказываниях сакрального образа Церкви до сомнительного нравственно-психологического и интеллектуального уровня блогеров и прочих собеседников.

П. Островский делает множество смысловых подмен в угоду «завоевания авторитета» среди молодых собеседников. Весьма характерное его высказывание: «Я думаю даже, что если был бы Сергий Радонежский сегодня в Церкви, всё равно к нему молодёжь бы и не пошла бы, всё равно нужно было бы завести блог Сергия Радонежского» [5].

Таких проговариваний, то есть откровенных признаний у П. Островского достаточно много.

Общая стилистика его общения с аудиторией может быть обобщённо отражена следующими весьма характерными для него высказываниями: «Пусть все горят в раю, а чё? Знаешь, когда посылаешь на три буквы – это в рай» [6]; «Людям это не будет понятно, потому что я – очень талантливый… Ну, на самом деле, я – талантливый, всё. Это без всяких шуток» [7]; «Я говорю только то, что думаю» [8]; «Люди не понимают то, что я очень мало думаю по жизни. Я очень много вещей сделал, просто ни о чём не думая» [9]; «Я помню, когда я учился в школе, то, ну, мы… ну, мне было 16 лет, и мы все скрывали, что мы мастурбируем. “Ты что, дрочишь?” – “Нет, ты чего там!” Все это скрывали» [10]; «Я лично считаю, что в эти времена только чёрный юмор и спасёт» [11].

Открыто и достаточно ясно выражаемые П. Островским его понимание и определяемые им «правила» его деятельности дают основание утверждать, что его информационно-просветительская деятельность среди детей и молодёжи принципиально противоречит документам Русской Православной Церкви, лежащим в основе миссионерской деятельности и работы с молодёжью, в частности – Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви от 27.03.2007 [12], Пастырским рекомендациям для приходской работы с молодёжью, вовлечённой в субкультуры, от 09.07.2019 [13], документу «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» от 27.12.2011 [14], документу «Основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» от 29.12.2022 [15].

Множество высказываний П. Островского полностью дезавуирует какие-либо возможные основания и аргументы утверждать о связанности, согласованности (по содержанию и форме) его информационно-просветительской работы с целями церковной миссии, её мотивированности целями приведения детей и молодёжи, а также взрослых в Церковь, к Богу, к православной вере. Кроме того, несостоятельной является попытка П. Островского преподнести тот факт, что многие свои мероприятия с молодёжью он проводит на церковных территориях, в качестве подтверждения соответствия их содержания и направленности установленным Церковью целям, принципам и правилам миссионерской деятельности и работы с молодёжью.

Исходя из выявленных типичных и характерных подходов, приёмов и средств, применяемых П. Островским при осуществлении им информационно-просветительской деятельности среди детей и молодёжи, существенно отличающих её от действительных православной миссионерской деятельности среди детей и молодёжи и православного молодёжного служения, полагаем, что указанную его деятельность следует отнести, скорее всего, к сфере неправославных миссионерских (пропагандистских, индоктринационных) практик и неправославных практик работы с молодёжью. Эти особенные и весьма специфические подходы, приёмы и средства, применяемые П. Островским, ещё будут показаны далее.

 Несостоятельность попыток П. Островского «прикрыться» от критических оценок его деятельности именем Церкви следует так же из его собственных признаний: «Всегда можно прикрыться Патриархом» [16].

Поэтому полагаем обоснованным считать, что к миссии Церкви, целям приведения людей к традиционной православной вере, к Богу такая информационная деятельность П. Островского никакого отношения не имеет.

Ответ на вопрос № 2.

Общая оценка информационно-просветительской деятельности П. Островского и сути основных подходов и идей, транслируемых им, прямо связана и неотделима от оценки и квалификации его высказываний, выражающих личное отношение П. Островского к Русской Православной Церкви, её религиозным таинствам и обрядам, её священнослужителям, их деятельности, и к другим православным верующим.

Исследование большой совокупности аудиовизуальных материалов с высказываниями П. Островского (во время бесед и встреч с молодёжью, интервью, публичных лекций и в др. форматах), его сообщений в социальных сетях и каналах мессенджеров (телеграмм-канал) позволяет выявить и оценить выражаемое им публично его отношение к Русской Православной Церкви и к её религиозным таинствам и обрядам, её священнослужителям, их деятельности, и к другим православным верующим – как оскорбительное, пейоративно [17] и дисфорически [18] денигративное [19] (уничижительно очерняющее, нетерпимо-издевательское).

Такое отношение П. Островского к Русской Православной Церкви и её религиозным таинствам и обрядам, священнослужителям, их деятельности, к другим православным верующим явно и однозначно (чётко прочитываемо) выражается в следующих выявленных типичных и характерных подходах, приёмах и средствах, реализуемых П. Островским в его информационной деятельности среди детей и молодёжи (в прямом явном виде или с некоторой степенью кодирования коммуникативного сигнала, в том числе путём намёков и других косвенных способов выражения смысла):

1) намеренная и ясно выраженная принудительная литотизация [20] (девальвация) сакральной ценности церковных религиозных таинств и обрядов и сакральных церковных пространств, в том числе посредством:

– манипулятивного метода совмещения сакрального с низменно-профанным – через умышленно-издевательское сравнение (ложную аналогизацию) христианского таинства Причастия с (неуместным для этого случая) половым актом (сексуальными действиями): «Чтоб ты просто понял. Это просто буквально так. Крещение, таинство Крещения – это аналог свадьбы. А если так прямо проводить, то таинство Причастия – это будет всё-таки аналог близости… У нас просто близость очень опошлена, то, что мы называем сексом, оно прямо опошлено… Если брать таинство Причастия, то оно есть такое, вполне такое довольно древнее толкование – о том, что это некая наша такая интимная близость с Богом» [21] («интимное» здесь у П. Островского сведено к сексу, к сексуальной близости);

– манипулятивного метода совмещения сакрального с выраженно обсценно-аморальным и преступным – через умышленно-издевательское, ёрнически-высмеивающее сопряжение (допущение возможности, посредством намёка), с одной стороны, православного церковного обряда освящения пищи и, с другой стороны, мяса человеческих трупов (из холодильника патологоанатома) в форме «шашлыков» (как объекта такого церковного освящения), как указал П. Островский – «церковно-освящённых»:

П. Островский: – Мне однажды исповедовался патологоанатом.

Один из ведущих: – У человека, наверно, мясо всегда дома есть в морозилке.

П. Островский: – Он меня просто на шашлыки пригласил. И я сходил.

Один из ведущих: – Да ничего страшного!

П. Островский: – Освящённое! Человек крещёный был, не переживай. [22]

– манипулятивного метода совмещения сакрального с низменно-профанным и нравственно-порицаемым – через умышленно-издевательское сопряжение сакрального пространства, связанного с православным храмом, с местом для выращивания конопли для употребления её в целях наркотического опьянения: «Я просто думаю, что если меня куда-нибудь сослали бы, то, представляешь, жена бы высадила бы коноплю вокруг храма. Представляешь, там какие видения у людей будут?!» [23];

– манипулятивного метода совмещения сакрального с низменно-профанным (сексуально-генитальным) – через умышленно-издевательское, ёрнически-высмеивающее сопряжение (допущение возможности) православного церковного обряда освящения помещения и «секс-шопа» (как объекта такого освящения): «Я вот даже сейчас про секс-шоп пошутил у вас в комментариях, что если закрыть секс-шоп, который освятил перед этим священник, это будет оскорблением чувств верующих или нет?» [24];

2) высказывания, намеренно и выраженно направленные на формирование крайне оскорбительного, пейоративно и дисфорически денигративного образа священнослужителя Русской Православной Церкви и самой Русской Православной Церкви в целом (причём обладание самим П. Островским священническим саном нисколько не устраняет и не уменьшает ненормальность и недопустимость таких его действий, с точки зрения канонического церковного права), в том числе посредством:

– прямого порочения, оскорбительных высказываний по отношению к Русской Православной Церкви, в частности посредством голословного и заведомо ложного утверждения о наличии у Русской Православной Церкви некой скрытой нравственно-предосудительной «другой стороны», в лексике П. Островского – «просто мрачной, Иудиной»: «Но я знаю и совершенно другую сторону, знаешь, как эта – Иудина. Есть совершенно другая сторона – просто мрачная» [25], посредством ложного приписывания Церкви некоего особого нравственного цинизма и даже безжалостности: «Чудесная наша православная традиция – добивать грешника! То есть если Иуда Искариот вдруг захотел бы покаяться, Церковь ему этой возможности не дала бы: ты предал Христа! Вот тебе верёвка, иди и повесься. Деньги не забудь вернуть, кстати» [26];

– манипулятивного метода совмещения сакрального с низменно-профанным – через умышленно-издевательское сравнение (проведение ложных аналогий) церковного Собора с известной крайне аморальной телепередачей «Дом-2», а также с местом, словами П. Островского, – «где одинокие монахи ищут друг друга» (с оскорбительной отсылкой к гомосексуальной семантике, что подтверждается сопровождающим это высказывание явно ненормальным, глумливым хохотом П. Островского) [27];

– формирования заведомо ложного обобщённого образа обременённого выраженными сексуальными похотливостью, похотями священнослужителя Русской Православной Церкви (как, якобы, широко распространённого), то есть наклеивания ложного инвективного ярлыка неопределённому кругу лиц из числа православного священства, которым ложно вменяется наличие мотивированности любого замечания с их стороны женщине о неподобающем её внешнем виде (относительно одежды) интенциями, связанными с блудными помыслами (на это указывают высказывание П. Островского про «бегающие глазёнки» и сопровождающие это высказывание глумливые смешки, призванные усилить высказанный явный намёк): «Это знаешь, когда ходит какой-нибудь православный батюшка, говорит: “Вот, все женщины как блудницы одеты!” Как ты это заметил? Если бы ты молился бы, то ты б этого не заметил. А-а-а, всё-таки глазёнки-то бегают» [28];

– формирования заведомо ложного обобщённого образа православного «священнослужителя-гомосексуалиста» (как, якобы, широко распространённого в Русской Православной Церкви), то есть наклеивания ложного инвективного ярлыка гомосексуалиста неопределённому кругу лиц из числа православного священства, – на основе (судя по применяемой им лексике и по множеству недомолвок), скорее всего, вымышленной им истории о гомосексуальном посягательстве на него самого (П. Островского) во время его учёбы со стороны некоего (полагаем – вымышленного [29]) православного священника [30], с умышленной заведомо ложной экстраполяцией таких явно необоснованных оценок на неопределённый круг лиц из числа православного священства;

– формирования заведомо ложного обобщённого образа православного священнослужителя как нравственно-порицаемо сребролюбивого человека (как, якобы, широко распространённого в Русской Православной Церкви), то есть наклеивания соответствующего ложного инвективного ярлыка неопределённому кругу лиц из числа православного священства, в качестве примера процитируем следующий диалог:

Интервьюер: – Скажите, пожалуйста, во-первых, отец Павел, или Павел или…?

П. Островский: – Ну, смотря, сколько пожертвуешь.

Интервьюер: – Паша, отче…? Вот так вот, значит, сразу? И всегда ли так?

П. Островский: – Ну, смотря с кем. В общем: Павел, отец Павел, как тебе удобно.

Интервьюер: – Смотря с кем, и кто сколько пожертвует?

П. Островский: – Кстати, это реально так.

Интервьюер: – Серьёзно?

П. Островский: – Сребролюбие есть у всех людей [31];

– формирования заведомо ложного обобщённого образа православного церковнослужителя как психически неадекватного, патологически агрессивного лица (как, якобы, широко распространённого в Русской Православной Церкви), то есть наклеивания соответствующего ложного инвективного ярлыка неопределённому кругу лиц из числа православного священства и церковных служителей; в качестве примеров процитируем следующие высказывания П. Островского: «У очень многих людей вот как раз был такой вот момент, что вот такое, что священник – это что-то такое недоступное. А тут оказалось, что можно священнику задать какие-то сложные вопросы личные, да, и священник, там, не начинает материться там, заливать тебя кипящей святой водой и так далее» [32]; «…знаешь, ты идёшь, там, причастился, со всеми помирился, и на тебя какая-нибудь добрая монахиня скинула бетонную плиту: “Христос Воскресе!”. И ты сдох. И ты даже не успел ничего подумать» [33];

– формирования акцентированно-денигративных образов православных святых, религиозно почитаемых православными верующими, в частности – святой Марии Египетской: «С тринадцати [лет] уже можно рассказывать про Марию Египетскую. Они там – нормально так! Первая половина жизни её вообще зайдёт. Там всё серьёзно. Вторая – вряд ли» [34]; совершенно неприемлемые оценки звучали от П. Островского в адрес религиозно почитаемой православными верующими святой Марии Магдалины [35];

– в этом же ряду – издевательски-ёрническое осмеивание П. Островским священников, у которых «плохо растёт борода», – для этого П. Островский рассказывает явно сочинённую им абсурдную историю, когда на исповеди к священнику подходит бородатый юноша с ёрническим вопросом: «Что, батюшка, борода не растёт?» [36]; в принципе, подобного рода эпатирующих и создающих оскорбительный образ священника высказываний содержится очень много в выступлениях П. Островского. Сознательно создаваемый П. Островским образ православного священника во время встреч, бесед с молодёжью, зафиксированных в видеоматериалах, используется им как средство заинтересовать собеседников и других участников встреч, а также пользователей в соцсетях, привлечь и удержать их внимание, даже производя иногда явно комический эффект, существенно принижая смыслы и значение миссии и целей священнического служения;

3) высказывания, направленные на формирование крайне оскорбительного, пейоративно и дисфорически денигративного образа верующих Русской Православной Церкви, в том числе посредством:

– манипулятивного метода совмещения сакрального с низменно-профанным – через умышленно-издевательское сравнение внутренних религиозных переживаний православных верующих с наркотическим опьянением от употребления конопли (цитата приведена выше) [37];

– посредством манипулятивного наклеивания системе церковных воскресных школ Русской Православной Церкви денигративных ярлыков семантики религиозного сатанизма, использования метафор со специфической семантикой («адский ад», «нацизм» и др.): «Я очень скептично к воскресным школам отношусь, прям очень скептично. Некоторым это прям хорошо – тусовка для ребят, но некоторым это – просто адский ад» [38]; «Нацизм запрещён, поэтому воскресная школа, значит…» [39].

Следует подчеркнуть, что показанные выше выявленные типичные и характерные подходы, приёмы и средства, реализованные в конкретных высказываниях П. Островского в его информационной деятельности, не являются оправданным и уместным применением приёмов юмористического повествования, сатиры, не связаны со стремлением «излечить некие пороки», напротив, это известные манипулятивные приёмы, направленные на очернение Русской Православной Церкви, на издевательство над религиозными чувствами верующих и унижение их человеческого достоинства.

Полагаем, что отсутствуют основания оценивать указанные выше действия – публичные высказывания П. Островского – как случайные оговорки, не вполне точно сформулированные идеи или неверно интерпретированные слова, учитывая, что практически все процитированные его высказывания и выраженные в них идеи повторяются в разных вариациях, но с общим смыслом, либо комплементарно дополняют друг друга по смыслу, находясь в едином семантическом и парадигмальном поле во многих его выступлениях.

Весьма характерна и многое объясняет самооценка П. Островским своих речей и себя самого: «… всё это было с глумом… Я занимался, уже будучи в сане, какими-то совершенно страшными вещами» [40]; «Я вообще люблю осуждать православных… всех» [41]; «Да, иногда я просто тупо люблю зло, вот. Я знаю, что это – зло, но оно мне нравится» [42]; «Ну, наверно, всё равно я чувствую в себе какую-то исключительность» (сопровождая это высказывание явно ненормальным хохотом) [43].

Полагаем, что вышеуказанные и другие аналогичные высказывания П. Островского, объективно формирующие и провоцирующие неуважительное, пренебрежительное отношение к Церкви, обязательно должны рассматриваться, в числе прочего, также и с позиций, закреплённых в церковном документе «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» от 04.02.2011 [44].

Кроме того, поскольку адресатами вышеуказанных высказываний П. Островского на его мероприятиях выступают дети и молодёжь, а в размещённых в сети Интернет текстовых материалах и видеоматериалах – более широкий неопределённый круг лиц, а сами такие выступления сделаны им публично, считаем, что такие высказывания П. Островского могут обоснованно оцениваться как направленные на публичное унижение человеческого достоинства по признаку отношения к религии.

Ответ на вопрос № 3.

Вся совокупность выявленных и показанных выше типичных подходов, приёмов и средств, применяемых П. Островским (и характерных именно для него) при осуществлении им информационной деятельности среди детей и молодёжи сводима к своего рода формам деятельности шоумена-паяца (стендап-комедианта, в том числе с элементами откровенной клоунады, паясничания, включая эпатаж, осмеивание и издевательство), состоящей в стремлении «стать любым способом своим для молодёжной аудитории», развлекая при этом и веселя собеседников, всю аудиторию и интервьюеров, используя почти без ограничений любые средства, включая культурно-сниженные лексические формы и стилистику, культурно-сниженную семантику в его общении с молодёжной и взрослой аудиториями, с неуместными и неприемлемыми для миссионерской работы высмеиванием, вышучиванием и профанацией (примитивизацией и деградацией) нравственных ценностей и императивов, моделей поведения, культурных образов, связанных с Русской Православной Церковью или отсылающих к ней.

Весьма характерно, что практически все выступления П. Островского сопровождаются его явно неадекватными смешками, хохотом, подчас носящими выраженно глумливый характер.

Считаем, что манипулятивные доводы П. Островского о необходимости при работе с молодёжью учитывать глобальные вызовы современности, вести диалог на понятном для современной молодёжи языке, привлекая понятные ей смыслы, учитывать значение современного блогерства и цифровых технологий и т.п. («“нравится нам – не нравится, как говорится, терпи, моя красавица”, в общем, всё равно люди уже в интернете» [45]), – всё это является несостоятельным прикрытием вышерассмотренной деятельности и не может быть обоснованием допустимости и оправданности применяемых им подходов, приёмов и средств, явно противоречащих целям миссии Русской Православной Церкви.

П. Островский целенаправленно гипертрофирует свои «заигрывания» с нецерковной аудиторией (переходит не только все допустимые для православного священника, но и для других граждан нравственные границы), опускается не только до её сленгового языка и моделей невербального поведения (особенно это выраженно проявляется в систематическом неадекватном хохоте П. Островского, часто – глумливом относительно священников и отдельных аспектов церковной жизни), но и до уровня принятия её ценностных установок. Особенно выраженно-эпатирующе это выглядит, когда П. Островский пытается подстроиться под либеральных защитников и пропагандистов гомосексуализма из числа его интервьюеров (К. Собчак, А. Красовский и другие), фактически публично выражая явно и намёками своё одобрение и принятие идеи свободной пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, что явно выходит за рамки, приличествующие его сану священнослужителя Русской Православной Церкви, и нарушает законодательство Российской Федерации.

Таким образом, исследование информационно-просветительской деятельности П. Островского среди детей и молодёжи, осуществляемой им в том числе в форме встреч и бесед с детьми и молодёжью, а также посредством размещения в социальных сетях видеозаписей таких встреч и бесед, обоснованно позволяет утверждать о несоответствии указанной деятельности в части используемых приёмов, подходов и средств – церковно-канонически обоснованным целям, задачам и способам церковной миссии и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, определяемым вышеуказанными церковными документами.

Важно отметить, что пропагандистская деятельность П. Островского уже неоднократно становилась предметом острого критического разбора [46].

В осуществляемой П. Островским информационно-просветительской деятельности среди детей и молодёжи, в числе прочих, выделяются два направления, требующих внимания в рамках настоящего заключения:

– скрытая пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений несовершеннолетним;

– танатизация и религиозная индоктринация несовершеннолетних в образах религиозного сатанизма.

3.1. Скрытая пропаганда П. Островским нетрадиционных сексуальных отношений несовершеннолетним

Исследование осуществляемой П. Островским информационно-просветительской деятельности среди несовершеннолетних позволяет сделать вывод о её выраженной аморальности и категорической неприемлемости с точки зрения правовой охраны и правовой защиты нравственности несовершеннолетних, что особенно чётко и ясно проявилось, например, в навязывании (пропаганде) П. Островским взглядов, якобы, о непротиворечии и, напротив, нормальности духовной и нравственной совместимости активного практикования гомосексуализма с православным образом жизни церковного прихожанина, навязывании П. Островским мнения, якобы, о недопустимости законодательных ограничений пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

П. Островский публично заявлял следующее: «Я знаю довольно много ребят, которые, значит, у них ориентация, она – гомосексуальная, или там лесбиянки, или трансгендеры, ну, в общем явные какие-то отклонения от нормы, да, которые ведут вполне себе полноценную православную жизнь» [47]; «Специально брать и искоренять, значит, вот, бороться с гомосексуализмом, если это врождённое какое-то вот явление, смысла нет. По той причине, что я знаю лично и лесбиянок, и гомосексуалистов, которые являются православными христианами (они живут полноценной христианской жизнью), не имеющими никаких проблем. Вот» [48]; «Сразу скажу по поводу вот того, что люди живут в однополых отношениях. Человек живёт вне Церкви, пожалуйста, там делает пусть всё что угодно» [49]; «Люди думают больше не о злых содомитах, желающих похитить наше светлое будущее, а о том, как свести концы с концами на ту зарплату, которую имеют» [50]; «…так как более половины студентов и школьников в России положительно относятся к ЛГБТ-пропаганде» [51]; «Это знаете, приходят там родители, говорят – вот, они слушают Алёну Швец, она же там поёт про ЛГБТ. А мы там что пели? Вы что, забыли, что ли? [Далее напевает:] “Голубая луна”… Вот Боря Моисеев, вечная память, умер» [52] (перенос П. Островским своих личных пристрастий к гомосексуальной семантике на других лиц и приписывание этим лицам пения, судя по всему, любимых самим П. Островским гомосексуальных песен – не имеют под собой оснований).

Высказываемая П. Островским его позиция по указанным вопросам грубо противоречит позиции Русской Православной Церкви.

При этом транслирование на несовершеннолетних лиц заведомо ложных (не имеющих никаких подтверждений) цифр о будто бы эмпатийном отношении «половины» от общей численности школьников и студентов к сексуальным перверсиям – в целях убедить детскую аудиторию в нормальности этих перверсий, само по себе, является скрытой пропагандой гомосексуализма детям.

В таком же семантическом значении обоснованно рассматривать сделанный П. Островским жест «воздушный поцелуй», артикулированно адресованный С. Мезенцеву [53] (во время интервью), воспринимаемый и прочитываемый зрителями как однозначная отсылка к гомосексуальной семантике. Те же совершенно неприемлемые для православного священника знаки демонстрирует П. Островский своим поведением, когда в ответ на просьбу: «Передайте привет парню по имени Саша, он смотрит трансляцию», П. Островский безобразно «шутит», заочно (в камеру оператора) посылая этому Саше «воздушный поцелуй», сопровождая словами: «Саша, молодец, если ты сменишь пол, то тебе даже не надо имя менять, молодец» [54]. В вопросе ничего про смену пола не звучало.

В этом смысловом ключе П. Островский систематически позволяет себе безобразно «шутить» с детьми. Например, П. Островский позволяет себе «шутку» с подростком на гомосексуальную тематику: «Мне кажется, Нестор – трансгендер, ему нужно сменить пол на женский, одеть платок и сидеть в храме» [55]. П. Островский всячески стремится показать (странным хохотом и иными невербальными жестами), что в его восприятии подобные высказывания – нормальны, смешны и остроумны.

Полагаем, что эти действия П. Островского абсолютно противоречат его статусу священнослужителя Русской Православной Церкви.

Очевидно, что рассматриваемая информационная деятельность П. Островского в части вышеотмеченных публичных высказываний обладает признаками составов административных правонарушений, предусмотренных статьёй 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола» и статьёй 6.21.2 «Распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактически, публично осуществляемая П. Островским в его информационной деятельности пропаганда гомосексуализма и связанного с этим нравственного релятивизма – явно и грубо противоречит ключевым общецерковным позициям по соответствующим вопросам духовной и социальной жизни, совершенно непозволительна для православного священника, а также дискредитирует его священнический сан и Церковь в целом, образует признаки составов грубейших канонических нарушений церковного права, даёт основания для обращения в церковный суд с требованием о запрещении П. Островского в служении.

3.2. Танатизация и религиозная индоктринация несовершеннолетних в образах религиозного сатанизма

Для П. Островского характерны обращения к происходящим из семантики религиозного сатанизма или отсылающим к ней образам, он активно популяризирует и романтизирует такие образы среди детей и молодёжи [56].

Весьма характерно неоднократно звучавшее признание П. Островского относительно предпочтительных для него образов, имеющих в восприятии христианами самое прямое отношение к семантике религиозного сатанизма:

«Да, иногда я просто тупо люблю зло, вот. Я знаю, что это – зло, но оно мне нравится» [57];

«Локи, Локи родил ребёнка. Бог смерти! А, Хель! Хель – была бог смерти, богиня» [58];

«Но у меня есть, у меня есть самый вот мой любимый супергерой – это Танос [сопровождая эти слова демонстративным щелчком пальцами, акцентируя внимание зрителей], помнишь, который мир уничтожил. Просто он единственный был стрессоустойчивый, и у него была цель, у него была изначально цель, вот он родился с целью уничтожить мир, и он это сделал. У всех остальных были какие-то ломки. То есть он такой целеустремлённый человек был. Может быть, не самая лучшая целеустремлённость, но... Ну, “танос” вообще означает смерть. “Танатос” – смерть» [59];

«А кстати, ну, “Мстителей” все смотрели? Моё личное мнение – что Танос, ну, который [сопровождая эти слова демонстративным щелчком пальцами, акцентируя внимание зрителей] – единственный был адекватный из всех. У него была цель по жизни – перезагрузить мир, и он её сделал. Все остальные были неуравновешенные» [60].

Весьма странные для священника пристрастия и акцентируемые им симпатии именно к образам, которые в религиозном сознании православных верующих связаны с семантикой религиозного сатанизма, многократно проявляются в выступлениях П. Островского. Считаем, что всё вышеуказанное, активно и охотно обсуждаемое П. Островским с детьми и молодёжью в выраженно эмпатийном, комплиментарном ключе и в явно чрезмерных масштабах, – никак не может быть признано и одобрено в качестве допустимой формы и нормальной практики церковной работы с детьми и молодёжью.

Публично осуществляемая П. Островским информационно-просветительская деятельность среди детей и молодёжи, связанная с романтизацией происходящих из семантики религиозного сатанизма образов, – грубо противоречит ключевым общецерковным позициям по соответствующим вопросам духовной и социальной жизни, совершенно непозволительна для православного священника, а также дискредитирует его священнический сан и Церковь в целом, образует признаки составов грубейших канонических нарушений церковного права.

Ответ на вопрос № 4.

С учётом всего вышесказанного, осуществляемая П. Островским информационная деятельность среди детей и молодёжи не может быть признана соответствующей правилам и рекомендациям, принятым в Русской Православной Церкви относительно миссионерской деятельности и молодёжного служения, а также признаваемым в Русской Православной Церкви подходам и принципам в деятельности священнослужителей, в том числе в пастырском служении. Напротив, рассмотренная выше деятельность П. Островского, совершенно очевидно, грубейшим образом противоречит позиции Русской Православной Церкви относительно надлежащей миссионерской деятельности и миссии Церкви и православных священников в обществе, выраженной в соответствующих официальных документах Церкви.

Логично возникает вопрос о том, каковы возможные последствия продолжения священником П. Островским обозначенной выше информационной деятельности среди детей и молодёжи и распространения им соответствующих материалов в сети Интернет, с применением им обозначенных выше нетрадиционных подходов, приёмов и средств, очень существенно расходящихся с каноническими нормами и принципами, принятыми в Русской Православной Церкви, – для молодёжи, верующих православных и других граждан, российского общества, Русской Православной Церкви?

Считаем, что вышесказанное даёт достаточные основания для рассмотрения, в соответствии с каноническим церковным правом, соответствующими органами Русской Православной Церкви вопроса о запрещении П. Островского в служении и, при его отказе от признания допущенных им существенных ошибок в его информационно-просветительской деятельности среди детей и молодёжи и отказе от деятельного исправления, – об извержении его из священнического сана.

Полагаем, что проблема явно ненормальной информационной деятельности П. Островского не может быть решена согласием с его призывами принять и согласиться с его якобы соответствующими духу времени и состоянию современной российской молодёжи «инновациями» и «новыми подходами» в миссионерской деятельности и молодёжном служении.

Выводы.

1. Осуществляемая П. Островским информационно-просветительская деятельность среди детей и молодёжи не является и не может быть признана православной миссионерской деятельностью и православной просветительской деятельностью, не имеет никакого отношения к целям приведения детей, молодёжи и взрослых в Русскую Православную Церковь, к Богу, к православной вере, не соответствует церковно-канонически обоснованным целям, задачам, формам и способам церковной миссии и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, грубейшим образом противоречит им.

2. П. Островский выражает публично во многих высказываниях, выступлениях и распространяемых им материалах оскорбительное, пейоративно и дисфорически денигративное (уничижительно очерняющее, нетерпимо-издевательское) отношение к Русской Православной Церкви и её религиозным таинствам и обрядам, её священнослужителям и их деятельности, к другим православным верующим, а также к своему собственному образу, определяемому его статусом священнослужителя Церкви. Такое выражаемое П. Островским отношение несовместимо с его священническим саном, грубо нарушает установления церковного канонического права.

3. Осуществляемая среди детей и молодёжи П. Островским информационно-просветительская деятельность является в немалой её части выраженно аморальной и категорически неприемлема с точки зрения правовой охраны и защиты нравственности несовершеннолетних и в целом общественной нравственности. Эта деятельность грубо противоречит основополагающим документам Русской Православной Церкви в областях миссионерской деятельности, а также социальной и воспитательной работы с детьми и молодёжью, является неприемлемой для Русской Православной Церкви. Такие выводы обоснованы фактическими обстоятельствами деятельности П. Островского, выраженными в большой совокупности исследованных материалов.

4. Осуществляемая П. Островским информационная деятельность среди детей и молодёжи по своим содержанию и направленности грубо противоречит правилам и рекомендациям, утверждённым в Русской Православной Церкви относительно миссионерской деятельности и молодёжного служения, включая Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви от 27.03.2007, Пастырские рекомендации для приходской работы с молодёжью, вовлечённой в субкультуры от 09.07.2019, документ «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» от 27.12.2011, Основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви от 29.12.2022, а также признаваемым в Русской Православной Церкви подходам и принципам в деятельности священнослужителей, в том числе в пастырском служении.

Осуществляемая П. Островским вышеуказанная информационная деятельность (учитывая её содержание, выявленные типичные и характерные применяемые им подходы, приёмы и средства) обладает признаками грубейших церковных канонических нарушений (проступков) для священника, что даёт достаточные основания для канонического прещения (церковного «дисциплинарного» наказания) в форме запрещения П. Островского в служении и, при его отказе от признания допущенных им существенных ошибок в его информационно-просветительской деятельности среди детей и молодёжи и отказе от деятельного исправления, – об извержении его из священнического сана.

24.04.2023

https://moral-law.ru/files/ex-osrt.pdf

Доктор юридических наук, профессор И.В. Понкин

Доктор юридических наук, профессор М.Н. Кузнецов

 Источники, примечания

1. Священник Павел Островский о буллинге Церкви онлайн и офлайн / Киберэтика // . – 28.07.2022. 00:02:53 – 00:02:56.

2. Павел Островский: компьютерные игры, татуировки, как полюбить сложный предмет, страшный грех учителя // . – 28.10.2022. 00:25:13 – 00:25:29.

3. Проект «Говорим». Церковь и молодёжь – есть ли взаимопонимание? Иерей Павел Островский // . – 31.03.2022. 00:19:40-00:20:16.

4. Эфир с подписчиками. О. Павел Островский. 31 марта 2020 г. // . 31.03.2020. 00:05:54 – 00:06:03.

5. Проект «Говорим». Церковь и молодёжь – есть ли взаимопонимание? Иерей Павел Островский // . – 31.03.2022. 00:05:42 – 00:05:53.

6. Павел Островский с дивана. Как соблюдать пост фанатам. Выезда за храмы. Верующие против веганов // . – 23.03.2023. 02:07:07 – 02:07:18.

7. Священник Павел Островский о буллинге Церкви онлайн и офлайн / Киберэтика // . – 28.07.2022. 00:07:40 – 00:07:42; 00:08:00 – 00:08:03.

8. Православный стендап. Священник Павел Островский / Интервью П. Островского С. Мезенцеву // . 01:01:12 – 01:01:13.

9. Павел Островский: компьютерные игры, татуировки, как полюбить сложный предмет, страшный грех учителя // . – 28.10.2022. 00:23:24 – 00:23:33.

10. Честный разговор со священником – секс, ковид, патриарх / Чаепитие с Павлом Островским / Интервью П. Островского И. Варламову // . 00:51:46 – 00:51:55.

11. Эфир с подписчиками. О. Павел Островский. 31 марта 2020 г. // . 31.03.2020. 00:04:19 – 00:04:23.

12. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви / Утверждена определением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.03.2007 // .

13. Пастырские рекомендации для приходской работы с молодёжью, вовлечённой в субкультуры / Приняты на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 09.07.2019 // .

14. Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви / Утверждён определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.12.2011 // .

15. Основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви / Утверждён решением Священного Синода от 29.12.2022 // .

16. Проект «Говорим». Церковь и молодёжь – есть ли взаимопонимание? Иерей Павел Островский // . – 31.03.2022. 00:05:23 – 00:05:25.

17. Пейоративный [лат. pejor худший] – уничижительный.

18. Здесь и далее в настоящем заключении «дисфорический» – характеризующийся особой нетерпимостью и непереносимостью, основанной на этих чувствах и установках злобой. От слова «дисфорúя» [дис… – приставка, сообщающая понятию, к которому прилагается, отрицательный или противоположный смысл, + греч. pherō – переношу] – расстройство настроения, характеризующееся раздражённым злобно-тоскливым состоянием, с раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессивностью (Современный словарь иностранных слов. 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1999. – С. 208, 204).

19. Денигративный – очерняющий, порочащий.

20. Литотизация – принудительное и намеренное принижение, опускание ценности и значения чего-либо. Литота – приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для усиления изобразительно-выразительных свойств речи.

21. Православный стендап. Священник Павел Островский / Интервью П. Островского С. Мезенцеву // . 01:15:19 – 01:16:16.

22. Павел Островский с дивана. Как соблюдать пост фанатам. Выезда за храмы. Верующие против веганов // . – 23.03.2023. 00:51:06 – 00:51:27.

23. Православный стендап. Священник Павел Островский / Интервью П. Островского С. Мезенцеву // . 00:06:28 – 00:06:36.

24. Павел Островский: от хулигана до священника / Антонимы с Антоном Красовским / Аудио-интервью П. Островского А. Красовскому // . 00:18:56 – 00:19:06.

25. Павел Островский: от хулигана до священника / Антонимы с Антоном Красовским / Аудио-интервью П. Островского А. Красовскому // . 00:51:54 – 00:52:00.

26. Проект «Говорим». Церковь и молодёжь – есть ли взаимопонимание? Иерей Павел Островский // . – 31.03.2022. 00:18:35 – 00:18:52.

27. Павел Островский: эмиграция, как любить врагов, зачем верить в своих детей» // . – 25.11.2022. 00:26:42 – 00:26:49.

28. Православный стендап. Священник Павел Островский / Интервью П. Островского С. Мезенцеву // . 00:44:20 – 00:44:38.

29. Вымышленный или реальный насильник, на сегодняшний день, учитывая возраст П. Островского, видимо уже умер, его фамилия и имя не называется, и саму эту «историю» формально подтвердить или опровергнуть уже невозможно, так как, судя по словам П. Островского, он не подавал заявление о преступном посягательстве на свою половую неприкосновенность в правоохранительные органы.

30. Павел Островский: от хулигана до священника / Антонимы с Антоном Красовским / Аудио-интервью П. Островского А. Красовскому // . 00:51:18 – 00:51:40.

31. Священник Павел Островский о буллинге Церкви онлайн и офлайн / Киберэтика // . – 28.07.2022. 00:01:45 – 00:02:04.

32. Священник Павел Островский о буллинге Церкви онлайн и офлайн / Киберэтика // . – 28.07.2022. 00:23:34 – 00:23:49.

33. В Минской духовной академии пройдёт встреча с миссионером иереем Павлом Островским» // . – 14.07.2022. 00:41:57 – 00:42:06.

34. Проект «Говорим». Церковь и молодёжь – есть ли взаимопонимание? Иерей Павел Островский // . – 31.03.2022. 00:54:45 – 00:54:57.

35. В Минской духовной академии пройдёт встреча с миссионером иереем Павлом Островским» // . – 14.07.2022. 02:52:08 – 02:52:10.

36. Нестор и развитие женщин / Трансгуманизм и коровы / ЕГЭ и депрессия / Манга и корейский поп. Несерьёзно-8 // . – 29.12.2022. 00:03:07 – 00:03:16.

37. Православный стендап. Священник Павел Островский / Интервью П. Островского С. Мезенцеву // . 00:06:28 – 00:06:40.

38. Павел Островский: от хулигана до священника / Антонимы с Антоном Красовским / Аудио-интервью П. Островского А. Красовскому // . 00:36:39 – 00:36:48.

39. Павел Островский: от хулигана до священника / Антонимы с Антоном Красовским / Аудио-интервью П. Островского А. Красовскому // . 00:37:13 – 00:37:16.

40. Павел Островский: от хулигана до священника / Антонимы с Антоном Красовским / Аудио-интервью П. Островского А. Красовскому // . 00:03:58 – 00:04:04.

41. Павел Островский: от хулигана до священника / Антонимы с Антоном Красовским / Аудио-интервью П. Островского А. Красовскому // . 00:02:43 – 00:02:47.

42. Православный стендап. Священник Павел Островский / Интервью П. Островского С. Мезенцеву // . 00:19:53 – 00:19:57.

43. Павел Островский: от хулигана до священника / Антонимы с Антоном Красовским / Аудио-интервью П. Островского А. Красовскому // . 00:21:58 – 00:22:02.

44. Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви / Документ принят 04.02.2011 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви // .

45. Священник Павел Островский о буллинге Церкви онлайн и офлайн / Киберэтика // . – 28.07.2022. 00:06:15 – 00:06:20.

46. См., в частности: Ткаченко А.Г., протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, Кириченко О.В. О миссионерской ответственности священника Павла Островского // . – 10.03.2023. Заключение коллегии Синодального миссионерского отдела о проекте «Евангелие в манге» // . – 05.03.2023. Лутовинов В.И., Гаврилова О.В., Цеханская К.В. Чавк-чавк, или «Евангелие в манге». О комиксах о. Павла Островского // . – 03.11.2022. О миссионерской безответственности священника Павла Островского // .

47. Христос не нуждается в России, но Россия нуждается во Христе»: Отец Павел об интервью с Дарьей Касаткиной и ЛГБТ / «Осторожно: Собчак» / Интервью П. Островского К. Собчак // . 00:07:59 – 00:08:16.

48. Биолог Александр Панчин vs священник Павел Островский. Перепрограммируем душу? // . 00:47:54 – 00:48:19.

49. Христос не нуждается в России, но Россия нуждается во Христе»: Отец Павел об интервью с Дарьей Касаткиной и ЛГБТ / «Осторожно: Собчак» / Интервью П. Островского К. Собчак // . 00:00:38 – 00:00:48.

50. Островский П. Текстовое сообщение, начинающееся со слов: «Дерзну сказать за народ русский…» // . – 22.11.2022.

51. Островский П. Текстовое сообщение, начинающееся со слов: «Илья Варламов поднимает справедливый вопрос о ценностях…» // . – 21.07.2022.

52. Павел Островский: эмиграция, как любить врагов, зачем верить в своих детей» // . – 25.11.2022. 00:43:34 – 00:44:53.

53. Православный стендап. Священник Павел Островский / Интервью П. Островского С. Мезенцеву // . 00:03:33 – 00:03:34; 00:05:12.

54. Встреча с отцом Павлом Островским 2 февраля 2023 года // . – 02.02.2023. 00:56:22 – 00:56:32.

55. Нестор и развитие женщин / Трансгуманизм и коровы / ЕГЭ и депрессия / Манга и корейский поп. Несерьёзно-8 // . – 29.12.2022. 00:11:50 – 00:00:11:57.

56. См., например: Православный стендап. Священник Павел Островский / Интервью П. Островского С. Мезенцеву // . 00:04:11 – 00:04:51. Женщины – источник зла / Отец Павел ревнует / Нестор воюет с аниме / Аня борется за еду. Несерьёзно – 5 // . – 13.11.2022. 00:22:39 – 00:22:53.

57. Православный стендап. Священник Павел Островский / Интервью П. Островского С. Мезенцеву // . 00:19:53 – 00:19:57.

58. Женщины – источник зла / Отец Павел ревнует / Нестор воюет с аниме / Аня борется за еду. Несерьёзно – 5 // . – 13.11.2022. 00:20:24 – 00:20:35.

59. Православный стендап. Священник Павел Островский / Интервью П. Островского С. Мезенцеву // . 00:04:11 – 00:04:51.

60. Женщины – источник зла / Отец Павел ревнует / Нестор воюет с аниме / Аня борется за еду. Несерьёзно – 5 // . – 13.11.2022

https://ruskline.ru/analitika/2023/04/24/eta_informacionnoprosvetitelskaya_deyatelnost_ne_yavlyaetsya_pravoslavnoi_i_missionerskoi