29 декабря 2016 года Президент отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон о создании информационной системы «Контингент».
Комментирует инициативу эксперт, председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Людмила Рябиченко:
- Принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 16 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, предполагает создание информационной системы «Контингент» - всеобъемлющей базы данных на всех граждан страны, и это вызвало бурную реакцию российской общественности.
Президент воспользовался правом вето и отклонил спорный закон, после чего комитет Госдумы по образованию и науке предложил создать согласительную комиссию для выработки текста закона с учетом предложений президента.
Чтобы правильно оценить происходящее и понять суть данных событий, важно знать предысторию появления и содержание самого документа.
Информационная система (ИС) «Контингент» создаётся на основании положений одноименной Концепции, принятой Правительством, которая определяет срок её готовности – 30 декабря 2016 г., оттого столь скоропалительно принимался одноименный закон.
Система "Контингент" состоит из федерального и регионального сегментов; сейчас федеральный сегмент по запланированным срокам должен начать работать – объединять информацию обо всех гражданах страны воедино.
Из названия следует, что речь идёт о создании единой федеральной межведомственной системы учета контингента «обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам».
Но лукавство авторов инициативы состоит в том, что речь вовсе не идет только о школьниках, но и – о студентах, взрослых людях, пенсионерах.
В методических рекомендациях по заполнению ИС «Контингент» предписано внесение в неё данных о человеке, начиная с рождения и кончая смертью: сведения о трудоустройстве, перемене места жительства, выходе на пенсию, психологические характеристики, медицинская информация, социализация или, напротив, десоциализация человека.
В регионах сейчас нарастает давление на родителей: в школе от них требуется дать согласие на обработку информации не только о ребенке, но и о них самих – жильё, работа, привычки.
Информация собирается изо всех ведомств, с которыми гражданин хотя бы раз встречался в жизни – Минздрав, ФНС, ФМС, Пенсионный фонд, Минтруда, Рособрнадзор и проч. Идентификатором этой информации, уникальным ключом для каждого человека станет СНИЛС, номер которого даже после смерти владельца не будет никому передаваться. То есть человека раз и навсегда пронумеруют, и в общем реестре человечества он будет иметь свой индивидуальный номер.
Также в системе «Контингент» предусмотрено составление портфолио на каждого человека – то есть внесение данных о его успехах, с последующим делением всех на четыре группы в зависимости от их перспективности.
Здесь одновременно происходит и закрепление механизмов сингапурской модели образования, которую нам сейчас навязывают через самые различные проекты. В основе этой системы лежит кастовое образование, то есть разделение людей на группы и их обучение согласно тому, к чему готовят представителей данной категории. Если человек – обслуживающий персонал, то зачем ему высокие материи, высшая математика, художественная литература и мировое искусство. Ему достаточно технологии и знания английского языка для того, чтобы уметь понимать команды, которые будет давать ему хозяин-работодатель.
Стоит отметить, что разработчиком «Контингента» являются Минобр и Минсвязи, а тендер на разработку этой системы получил ряд организаций, в том числе "Ростелеком", а также фирма "Дневник.ру", которая создала всем известный "электронный дневник". Она находится в офшоре на Кипре, а её владелец Гавриил Леви уже сейчас имеет неограниченный доступ к информации обо всех школьниках страны. Он не гражданин России, но именно он станет основным оператором системы ИС "Контингент" и владельцем всей полноты информации обо всех жителях России.
Мы создаем систему, в которой о нас будет написано. Но нас никто не будет спрашивать о том, что именно мы готовы туда внести, и никто нам не покажет, что уже внесено. В «Концепции ИС «Контингент» сказано о том, что доступ к информации будут иметь только представители федерального сегмента; на региональном или индивидуальном уровне права на доступ нет.
Будет принудительно создана система внешнего контроля над гражданином, без доступа к информации о нём, в результате он останется совершенно беззащитным.
Можно ли улучшить закон и, соответственно, саму ИС «Контингент», как это намереваются сделать депутаты? Тут следует задать вопрос, насколько вообще необходимо существование такой информационной системы.
Каждое ведомство и без того имеет свои базы данных, которые позволяют ему четко отслеживать, как, например, Минобру, нуждаемость в учреждениях образования; поликлиники и ЗАГСы также знают, сколько будет в первом классе детей; руководители социальных служб и ведомств также имеют эту информацию, то же самое есть и в здравоохранении.
Целый ряд ведомств собирает нужную для своей работы информацию, но незачем ее делать массивной и обширной. Отталкиваясь от того, что информация – это ключ доступа к человеку, мы понимаем, что в данном случае пропуск к этой информации получат граждане иностранных государств, и нас не только не спрашивают о согласии, но даже не объявляют о намеченных изменениях.
При этом происходит нарушение 23 и 24 статей Конституции – каждый гражданин человек имеет право охрану и защиту личной информации, и только он сам может давать согласие на то, чтобы информацию о нем собирали.