Состояние российского образования вызывает серьёзную тревогу общества.
Комментирует ситуацию в этой сфере профессор, д.э.н., ГУУ Вера Владимировна Водянова:

- Протекание социально-экономических процессов в современном мире наводит на мысль, что всё мировое пространство теперь выступает в качестве объекта управления. Субъект управления меняет внешнюю среду для элементов (государств), которая с этой точки зрения становится внутренней средой объекта управления, и выстраивает цепочку проектов, которые со временем переведут мировое сообщество в желаемое состояние.

Происходит уничтожение или изменение коренным образом систем управления, которые ранее существовали в государствах. В этом случае всегда уничтожаются все самые длинные инвестиционные проекты (в случае с государством – медицина, образование и наука). Причём всё это осуществляется по фрактальному принципу, на всех уровнях иерархии. По сути, идут натурные эксперименты. Но если такое происходит повсеместно и одновременно, то совершенно очевидно, что мировое сообщество стало объектом управления, который пытаются изменить под сформулированные цели. А чтобы никто не задумывался над этим, наносится мощный удар по образованию, науке, здравоохранению – по всем тем сферам общественной деятельности, которые определяют развитие системы, её будущее, формируют качество нации.

Представим себе, что процессы обучения в школе и в вузе описываются соответствующими логистическими кривыми со своими наборами параметров. Параметры функции характеризуют скорость перехода системы от одного режима существования к другому (наклон кривой) и ёмкость системы. Такое представление позволяет построить модель описания условий перехода обучающегося с одной образовательной ступени (со школьной скамьи) на другую (на университетскую скамью).

Идеальная ситуация. Уровень школьной подготовки позволяет школьнику, успешно освоившему программу, поступить в вуз (рисунок 1). 

pict-1

Рисунок 1 – Подготовка выпускника совпадает с требованиями вуза. В модели имеем совпадение значений введенных «школьной» (в интервале АВ) и «университетской» (в интервале ВС) логистических функций в фиксированной временной точке, соответствующей моменту окончания школы

Нарушение идеальной ситуации. Уровень школьной подготовки не позволяет школьнику, успешно освоившему программу, поступить в вуз. В точке окончания школы значение «школьной» логистической функции ниже значения «университетской» логистической функции. Но разность значений конечна. Поэтому возникший разрыв может быть классифицирован как разрыв первого рода – устранимый разрыв (рисунок 2).

pict-1

Рисунок 2 – Подготовка выпускника ниже требований вуза: нарушение идеальной ситуации (возникновение разрыва первого рода, интервал DB)

Устранение разрыва первого рода. Модель позволяет рассмотреть несколько вариантов решения проблемы и очевидные последствия каждого из решений. Во-первых, мы можем подтягивать школьника до нужного уровня с помощью репетиторов. Очевидно, что меняется интенсивность работы школьника, но в «университетской» части модели ничего не меняется. И это решение принимается на микроуровне, родителями (рисунок 3).

pict-1

Рисунок 3 – Устранение разрывов первого рода на микроуровне («снизу»): дополнительная интенсивная подготовка (репетиторы, подготовительные курсы)

Во-вторых, можно восстановить уровень школьной подготовки. Это решение макроуровня, если мы хотим затронуть все школы (рисунок 4). Например, специализированные школы всегда отличались более высоким уровнем подготовки своих выпускников, что позволяло последним успешно поступать в любые вузы. Вселяет надежду на укрепление основ тот факт, что конкурс в математические школы сегодня по-прежнему есть и достаточно высок. Благодаря усилиям представителей естественнонаучных школ сохранены, поддерживаются и всячески развиваются, невзирая ни на что, направления математической подготовки школьников. Это наследие нашей великой советской системы образования.

pict-1

Рисунок 4 – Устранение разрывов первого рода на макроуровне («сверху»): повышение качества школьного образования

В-третьих, можно снизить требования вузов. В модели в фиксированной временной точке, соответствующей моменту окончания школы, значение «университетской» логистической функции опускается до значения «школьной» логистической функции (рисунок 5).

pict-1

Рисунок 5 – Устранение разрывов первого рода на макроуровне («сверху»): снижение требований высших учебных заведений

И это уже есть следствие решения макроуровня, когда вуз, поставленный в крайне тяжелые условия выживания, снижает планку требований к студентам и, как следствие, существенно снижает качество выпускников. Ведь очевидно, что для сохранения прежнего уровня подготовки выпускника вуза потребуется более интенсивная работа преподавателя, так как значительная часть усилий уйдет на ликвидацию разрыва. Поэтому, скорее всего, уровень подготовки выпускника вуза так же снизится, как и требования к абитуриенту, что негативно отразится во всех областях общественной жизни (рисунок 6).

pict-1

Рисунок 6 – Последствия снижения требований вузов к абитуриентам: снижение уровня подготовки выпускников

Деградация. Упрощение школьной программы, загрузка преподавателя видами работ, отличными от его непосредственной деятельности, неэффективные формы оценки качества работы преподавателя, - все это ведет к ухудшению качества образовательного процесса и катастрофическому снижению уровня подготовки выпускников. Если положить, что вуз не может опускать свои требования к абитуриенту ниже какого-то порогового значения, а уровень выпускника ниже порогового, то возникает ситуация неустранимого разрыва – разрыва второго рода. Учитывая, что с годами при отсутствии навыка и желания учиться освоение знаний дается труднее, чем в раннем возрасте, можно предположить, что большинство выпускников школ благополучно забудут то, чему их научили, и мы получим общую деградацию общества. В момент окончания учеником школы «школьная» функция уходит на отрицательную бесконечность (рисунок 7).

pict-1

Рисунок 7 – Деградация. Возникновение разрыва второго рода – неустранимого разрыва

Правда, хотелось думать, что разрыв второго рода – это абстракция, всего лишь математическая модель. Однако совсем недавно довелось столкнуться с этим явлением в реальности. Студент экономического вуза не смог посчитать 0,6% от 100000 рублей, потому что у него разрядился телефон, в котором был калькулятор, а в уме произвести вычисления он даже НЕ ПЫТАЛСЯ! Зато он предстал перед нами как активный пользователь достижений IT-области. Это первый звонок. Нам остается верить, что пока мы имеем разрывы только первого рода в образовательном процессе по подготовке экономистов и управленцев, для устранения которых нужно приложить умственные, творческие и организационные усилия. Так что надежда есть.

Специально для РИА «Семья, любовь, Отечество»