комментарий председателя движения «Семья, любовь, Отечество» Людмилы Рябиченко

Россия приближается к очередной «демографической яме», которую, хотя и в силу ряду серьёзных причин и обстоятельств, мы сами «вырыли» в конце 90-х гг. прошлого века. Остро встаёт вопрос восполнения трудоспособного населения страны, который всё более тесно увязывается спроблемой национальной безопасности. Рожать или не рожать первого, второго и последующих детей, сегодня решают уже не только супруги, но в этот процесс всё активнее включается государство и общественность.

Неутешительные коэффициенты

В последнее десятилетие было принято немало законов, направленных на улучшение демографической ситуации в стране истимулирование многодетности, что наряду с пакетом миграционных законодательных актов, дало определённый, хотя и недостаточный эффект. Однако, несмотря на ряд предпринятых государством мер по стимуляции рождаемости, Россия по- прежнему не вышла на показатели самовоспроизводства населения.

Приведу немного статистики. По данным общественного движения «Многодетная Россия», динамика изменения численности населения такова, что в 2017 году в России в день рождается в среднем 5098 ребёнка, а умирает ежедневно 5559 детей. При этом миграционный прирост составляет 626 человек в день. То есть общими усилиями, вместе с мигрантами, мы вроде как перекрываем убыль населения, но верный ли это дискурс? Уверена, что большинству россиян абсолютно не всё равно, кто заселит бескрайние российские просторы в ближайшее время.А вопрос стоит именно так, поскольку по прогнозам учёных ответ для нас малоутешителен и неоднозначен.

Согласно данным Всемирного банка (Worldbank),коэффициент рождаемости в 2014 году в мире составил 2,5 человека. В России даже в 2016 году он по данным Росстата едва дотягивал до 1,77 (1,46 в 2001 году), а в странах Евросоюза – неписанныхзаконодателях моделей социального, в т.ч. демографического поведения,ситуация ещё более печальная – по данным Евростата,там в 2014 году удалось достигнуть коэффициента 1,58. Зато наши ближайшие соседи по СНГ – Таджикистан и Киргизия, чьих представителей мы всё чаще встречаем на улицах наших городов,по данным Всемирного банка,давали в 2014 году  коэффициент 3,5 и 3,2 соответственно. И, скорее всего, эти показатели за истекшие два года не снизились. Пусть каждый для себя решит, в чью пользу такая математика.

Налог на… малодетность

Ну а теперь, что касается непосредственно последних законотворческих инициатив, в частности «Концепции закона «О статусе многодетных семей в Российской Федерации», поступившей на днях на подпись Президенту. Откомментировать его согласилась известный эксперт по вопросу защиты традиционных семейных ценностей, председатель общественного движения «Семья, любовь, Отечество» Людмила Рябиченко:

- Мы видим, что семейная политика всё больше превращается в сферу восполнения ресурсов и нуждается в корректировке и координации в соответствии с меняющимися геополитическими траекториями. Безусловно, закон о статусе многодетной семьи необходим–государстводолжно показать обществу приоритетность семьи как института и повысить её статус в глазах граждан.

Авторами для этого предусмотрены: «приоритетная поддержка многодетных семей, подтверждающих качество воспитания своих детей»; «увеличенные льготы и компенсации, особенно для неимущих»; «единый социальный пакет и единая социально-платёжная карта»; «компенсация возврата кредита по факту рождения четвертого и каждого следующего ребенка»; «создание Государственного Фонда поддержки многодетных семей» и др.

Вместе с тем, в проекте упомянутого закона наблюдается некоторая дискриминация иных категорий населения, в частности предусмотрено введение налога на малодетных родителей – тех, кто имеет «менее двух детей».

Здесь важно понимать, что меры принуждения не могут быть основанием для прочной мотивации, поэтому такое предложение нельзя назвать удачной находкой. В общественном сознании такая мера будет прочно связана с директивным вмешательством государства во внутренний мир семьи, принуждением её к выполнению навязанных извне стратегий, диктатом и репрессиями. Причём санкции к семье предлагается применять не за антиобщественный поступок или поведение, а за статус. Нужно учитывать, что при этом раздражение и агрессия граждан будут направлены как раз на многодетные семьи, как на первопричину этого давления и, закономерно создадут негативный фон для восприятия самого понятия «многодетность», а это уже создаёт угрозу демографической безопасности страны.

Желание граждан стать родителями связано, в том числе, с пониманием ими отношения государства к институту семьи, её поддержки и защиты. Как бы мы ни относились к самомумеханизму реализации «материнского капитала», он всё-таки стал побудительным мотивом для появления в семьях вторых и третьих детей. Причём главным в этом стали даже не деньги, а ощущение того, что государству не всё равно, может ли семья вырастить и прокормить детей.

Жизнеспособность государства базируется на принципах справедливости, претворённых в праве и социальном устройстве. Семья – основа и главный ресурс любого государства, и привлекательность ей придаёт внятно сформулированная и действенно реализуемая государственная политика, подчёркивающая её приоритет и важность.

Источник