Срок обучения будет составлять от четырех до шести лет

Президент РФ Владимир Путин предложил вернуться к традиционной системе подготовки специалистов с высшим образованием. Срок их обучения будет составлять от четырех до шести лет. Об этом он заявил в ходе послания Федеральному собранию. 

- "Предлaгается следующее. Первое: вернуться к традициoнной для нашей страны базовой подготовке специалистoв с высшим образованием. Срок обучения может сoставить от четырех до шести лет. При этом даже в рамках oдной специальности и одного вуза могут быть предлoжены программы разные, подготовки в зависимoсти от конкретной профессии, отрасли и запрoсов рынка труда", - отметил он во вторник, оглашая послание.

Президент отметил, что если профессия требует узкой специализации, дополнительной подготовки, у студента должна быть возможность продолжить образование в магистратуре или ординатуре. Также он предложил выделить в отдельный уровень профессионального образования аспирантуру, которая готовит кадры для преподавательской и научной деятельности, добавил глава государства.

По его словам, новая система образования должна представлять собой синтез лучших практик советской системы и последних десятилетий, а переход к ней должен быть плавным и продуманным до мелочей.

 

- "У молодежи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю еще раз: возможности, а не проблемы", - подчеркнул Путин.

 

Он отметил, что дипломы о высшем образовании по действующим программам бакалавриата и магистратуры, которые уже получены выпускниками вузов, не подлежат пересмотру, а студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить обучение по действующим программам.  

 

История, цели Болонской системы

Инициатива создания общеевропейской образовательной системы была выдвинута в 1998 году министрами образования Германии, Италии, Франции и Великобритании. Соответствующая декларация (официальное название - "Зона европейского высшего образования") была подписана 29 европейскими странами (из них 16 были членами ЕС) 19 июня 1999 года на конференции в Болонье (Италия). Этот город был выбран в связи с тем, что там находится старейший в Европе университет (создан в 1088 году).

Основными целями Болонской системы (Болонского процесса) были заявлены построение общеевропейского образовательного пространства, которое предусматривает свободное передвижение студентов, преподавателей и управленческого персонала и повышение конкурентоспособности европейских вузов на мировом образовательном рынке. Реализация этих задач проходила в несколько этапов. В марте 2010 года было создано Европейское пространство высшего образования. Затем в разные годы были введены трехуровневое образование (бакалавр - магистр - доктор) и дипломы единого образца (с приложением, содержащим полные данные о полученном образовании). Также была создана общая система оценки уровня знаний - внедрены так называемые кредиты (зачетные единицы). Так, для получения степени бакалавра необходимо набрать 180-240 кредитов, для степени магистра - еще 90-120. Один кредит соответствует 25-30 часам аудиторных занятий и самостоятельной работы. Обычно претендент на степень бакалавра учится 3-4 года, степень магистра можно получить еще через 1-2 года. При этом кредиты не имеют срока давности и принимаются в любом вузе, участвующем в Болонском процессе. Таким образом, в течение 5-6 лет студент может сменить несколько мест учебы.

Членство и структура

На начало 2022 года участниками Болонского процесса официально были 49 стран, среди них Россия, а также государства постсоветского пространства - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдова, Украина и другие. Кроме того, участником процесса является Европейская комиссия.

 

Общее управление осуществляет наблюдательная группа, в которую входят представители всех стран-участниц.

Основные решения в рамках Болонского процесса принимаются на конференциях министров образования (строгой периодичности нет). С 1999 года состоялось 11 таких встреч, последняя - в 2020 году в Риме (преимущественно в виртуальном формате). Сопредседателями являются страна, председательствующая в ЕС, и страна, не входящая в ЕС (меняются по принципу ротации). В настоящее время - это Франция и Азербайджан.

Секретариат располагается на территории страны, в которой пройдет следующая министерская конференция (в настоящее время - в Албании).

Участие России в Болонском процессе

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. В 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении в систему высшего образования РФ бакалавриата и магистратуры. Российские учебные заведения присоединялись к европейской системе постепенно и не все полностью перешли на ее стандарты. Так, многие вузы не выдавали приложения европейского образца к дипломам и наряду с кредитами (зачетными единицами) продолжали использовать традиционные оценки. При этом непрерывно велась дискуссия по поводу целесообразности включения вузов РФ в Болонскую систему.

Против внедрения западных стандартов выступали несколько ректоров ведущих вузов. Так, ректор МГУ Виктор Садовничий заявлял, что не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране. Некоторые эксперты считают, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Евросоюза в качестве инструмента усиления евроинтеграции, и для России он малоэффективен. По словам замминистра науки и высшего образования России Дмитрия Афанасьева, "четырехлетнее обучение в бакалавриате оказалось недостаточным для полноценного формирования знаний, умений, компетенций".

Выход из Болонского процесса

Начало специальной военной операции на Украине в феврале 2022 года обострило отношения РФ с западными странами. В частности, это коснулось участия России в Болонском процессе. В апреле Болонская группа объявила о решении приостановить представительство РФ и Белоруссии в структурах Болонского процесса.

В мае 2022 года глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, назвав Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявил, что в России появится своя "уникальная система образования". К настоящему времени ведомством разработан законопроект, предлагающий проводить обучение кадров по востребованным специальностям по программам специалитета (документ размещен для общественного обсуждения на федеральном портале нормативно-правовых актов). Переход на новую систему предполагается начать в 2023-2024 учебном году. По словам Валерия Фалькова, процесс не будет "одномоментным", предстоит работа "на долгие годы".

 

По данным Российского статистического ежегодника (последний выпущен в 2021 году), в 2020/2021 учебном году в 707 российских вузах проходили обучение 4,05 млн человек. Доля иностранных студентов - 7,8% (315 тыс.; из них более 205 тыс. - из стран СНГ). В 2020 году выпускниками российских вузов стали около 850 тыс. человек, из них, в частности, диплом бакалавра получили почти 558 тыс., магистра - 185 тыс. 

 

https://tass.ru/obschestvo/17104991

https://tass.ru/info/17108043?from=teaser