«Мутные дядьки», курсирующие между министерствами, Ниццой и тюрьмой, создадут «высший свет» России?

Картина «Пушкин на лицейском экзамене» (художник И.Е.Репин, 1911 год, холст, масло). Блохин Максим/ТАСС (Фото: репродукция/Блохин Максим/ТАСС)

На недавней встрече с президентом Владимиром Путиным ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров впервые рассказал о новом проекте в сфере образования — «Возрожденный Царскосельский лицей».

Предыстория проекта такова: дефицит компетентных управленцев, искренне преданных российскому государству, без фиги в кармане, стал заметен с началом СВО.

Ряд экс-первых лиц во власти и госкорпорациях, после 24.02.2022 показали удивительное пренебрежение интересами страны. Выяснилось, что верных и грамотных чиновников трудно обучить, но легко потерять, где-нибудь на пляже в Никосии, или на перевале Верхний Ларс.

Между тем, основной поставщик кадров — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте, физически не может перековать всех студентов в пламенных патриотов. Это так.

Но есть выход: патриотов можно вырастить «с нуля», под патронатом РАНХиГС в специализированной школе «Царскосельский лицей», без разлагающих стажировок в Йельском университете. Возведение родословной к учебному заведению времен Александра I как бы намекает, что будущий лицей станет имперской политической школой, для талантливых отпрысков благородных семей.

Идея Комиссарова о возрождения Царскосельского лицея уже вызвала положительные отклики многих экспертов, которые отмечают ее важность и своевременность. Можно навскидку перечислить несколько плюсов.

Первый: в стране, действительно, нет школы, которая, кроме глубокого гуманитарного, научного, либо технического образования, формировала бы систему мировоззрения с Россией «в центре». Воспитывала преданные и квалифицированные кадры администраторов «с младых ногтей», как сказал бы лицеист Пушкин.

Ведь, мало понимать глобальные и локальные механизмы управления, надо на уровне интуиции использовать эти практики на пользу России, а не Джорджа Сороса.

 

Второй: в Британии, к примеру, процесс подготовки политической элиты столетиями оттачивался в таких престижных учебных заведениях, как Оксфорд и Кембридж.

В этом секрет непотопляемости островной монархии. На нашу удачу, бренд «Царскосельский лицей» уже настоялся более двух столетий, чего не хватает тому же «Сколково». Наследственного престижа ему не занимать, бренд сам по себе стоит миллиарды.

То есть, как школа, Царскосельский лицей стартует с изначально высокой позиции. Он потенциально может стать хорошей моделью по подготовке чиновников для всей системы управления в РФ.

Правда, в громком имени, кроме силы, заключается и слабость Царскосельского лицея.

 

Проблема вот в чем: идея благородного учебного заведения интересная, но трудно воплотимая в стране, где нет сословного ценза. В России пруд пруди «элитных» школ, где есть (предполагается) финансовый ценз. Финансовый ценз подразумевает, что купец Серапион Шелудивый без проблем может обучать своего бестолкового дитятю в «элитной» школе, если купец платит. То же касается отпрысков авторитетных борцов сумо и капаэйро, особенно если их в России поддерживают могучие японские и бразильские диаспоры.

На фото: учебный класс с кафедрой в Императорском Царскосельском Лицее в городе Пушкин. (Фото: ТАСС/ Юрий Белинский)

Но обучение в «благородной» школе, в отличие от «элитной», не покупается за деньги. Финансовый ценз присутствует, но не доминирует, иначе бренд будет быстро дискредитирован.

Топовые британские колледжи несколько столетий явно (сейчас — неявно) были ориентированы на сословный принцип набора учеников, с вакансиями для талантливых представителей среднего класса.

На фото: спальная комната А. С. Пушкина в Императорском Царскосельском Лицее в городе Пушкин. (Фото: ТАСС/ Юрий Белинский)

https://svpressa.ru/society/article/389332/?lbq=1