Мне выпала честь донести до высокого собрания плоды размышлений о судьбах нашего Отечества президента Международной лиги культуры, вице-президента РАЕН, заслуженного деятеля науки РФ, академика Георгия Николаевича Фурсея и в его лице – научно-педагогической общественности Санкт-Петербурга. К ним присоединяется и профессорско-преподавательская корпорация Российского государственного социального университета, где я преподаю, коллеги из других вузов.

В один голос российские педагоги и ученые вопиют о катастрофичности ситуации, сложившейся в образовании и науке.

В моём распоряжении были несколько текстов Георгия Николаевича:

1)    Доклад «Образование в опасности», прочитанный им на заседании Народного Собора в 2010 г.

2)    Статья «Образование как фундаментальный фактор сохранения социальной устойчивости и формирования будущего России»

3)    Открытое письмо президенту В.В. Путину.

Постараюсь тезисно изложить позицию автора, вытекающую из этих документов.

  1.  Он ставит вопрос о значении образования как стратегической сферы, определяющей будущее России. В подтверждение приводятся слова В.И. Вернадского: «Гибель или упадок высшей уколы есть национальное бедствие, так как этим подрывается одна из основных ячеек существования нации.
  2. Георгий Николаевич анализирует пагубные тенденции в образовании, с неизбежностью приводящие к деструкции в этой сфере:

а) циничным и уничижительным является объявление образования сферой услуг, тогда как оно есть важнейшая сфера формирования нации, возрастания её духа. Учить и лечить свой народ – первичные, естественные установки государственной стратегии;

б) серьёзным ударом по российскому образованию явилось закрытие сельских школ – очагов культуры, рассеянных по всей стране – из них выходили великие люди России;

в) введение ЕГЭ приводит к разрушению критериальной системы оценки знаний. На смену умению творчески мыслить, оперировать теми или иными научными фактами, пришли унизительные игры в угадывание. На продвижение этого механизма отупления народа брошены колоссальные административные и финансовые ресурсы;

г) неадекватная ситуация создалась после введения двухступенчатой Болонской системы. Выпускаются в большом количестве бакалавры – люди с неопределенным образовательным статусом;

д) слияние школ, перетасовка научно-педагогических кадров, объединение разнопрофильных вузов – приводит к разрушению менталитета учебных заведений, научных центров. Вместо этого возникают мёртвые структуры, в которых личностно-ориентированное образование подменяется информационной накачкой;

е) бедой является отсутствие как таковой педагогической парадигмы образования, игнорирование того факта, что все познания группируются вокруг ценностного стержня личности, имеющего духовно-нравственное основание. Детей не учат различать добро и зло, быть патриотами своей страны;

ж) колоссальная бюрократизация, формализация учебного процесса, идущая вразрез с возможностями электронного документооборота – вынуждает педагогов заменять живую работу с детьми написанием отчетов;

з) увеличение ставок вузовских преподавателей до 700 академических часов и выше фактически исключает возможность научной деятельности, творческого роста

Деструктивные процессы происходят и в других стратегически важных сферах – медицине, экономике, юриспруденции и др. Они перестают ориентироваться на  национально-государственные ценности, переключаясь на прагматические задачи извлечения прибыли.

Анализ многих факторов приводит Георгия Николаевича к конструктивным выводам из них, к призыву прекратить самоубийственные реформы образования и науки, чтобы сохранить те наработки, благодаря которым Российское образование занимало ведущие места в мире.

Рупова Розалия Моисеевна,
кандидат философских наук,
 доцент кафедры социальной философии,
религиоведения и теологии РГСУ,
член Союза писателей России