За 33 года, что Лицей располагался в Царском Селе, 12 из 286 его выпускников стали членами Государственного Совета, 19 – сенаторами, трое – почётными опекунами, пятеро – дипломатами, 13 – губернскими и уездными предводителями дворянства… Достаточно назвать князя Горчакова, будущего министра иностранных дел, выдающихся учёных Веселовского, Грота, Данилевского. Однако прежде всего, говоря о Лицее, мы вспоминаем Пушкина и его друзей из самого первого выпуска: Дельвига, Кюхельбекера, Вольховского, Илличевского, Данзаса, Корсакова, Пущина, Яковлева... То, что мы знаем их, и не только как пушкинских однокашников, – лучшая награда учебному заведению, сумевшему так подготовить своих питомцев, что никто из них не потерялся, не оказался на обочине, но каждый, согласно лицейскому девизу «Для Общей Пользы», старался на своём месте принести максимальное благо Отечеству.

Государственный музей-заповедник «Царское Село». Фото ИТАР-ТАСС.

Часто ли мы, нынешние, встречаемся с одноклассниками? В лучшем случае раз в 5–10 лет. А помним ли день рождения альма-матер? Какими же были магнетизм, притягательность, намоленность Лицея, если его выпускники на всю жизнь сохранили верность юношеской дружбе, к 19 октября обязательно слали друг другу весточки, старались собираться вместе, кто где мог – в Царском ли Селе, в Михайловском, в Петербурге, куда Лицей переехал в 1844-м. Именно здесь в 1879 году стараниями воспитанников разных поколений открыли первый пушкинский музей, 19 октября 1889-го перед главным входом установили бюст Александра I, а в саду – первый памятник Пушкину. И после закрытия альма-матер в 1918-м на революционной волне борьбы с привилегиями лицеисты старались держаться вместе (даже огород общий возделывали в голодные годы), а каждое 19 октября в церкви Святых Косьмы и Дамиана заказывали панихиду по умершим и погибшим товарищам.

В 1925 году было сфабриковано так называемое «дело лицеистов», по которому вместе с бывшими офицерами лейб-гвардии Семёновского полка осудили 38 лицейских выпускников. Их обвинили в заговоре против советской власти, в шпионаже. Одних расстреляли, других сослали на Урал и Соловки… Последний из известных лицеистов Дмитрий Лехович, оказавшийся после Гражданской войны в эмиграции, умер в мае 1995 года в США.

Сейчас лицеев в Петербурге не меньше, чем химчисток. Почему-то при «тотальной демократизации» именно в лицеи переименовали значительную часть средних школ и ПТУ, а потом это «ноу-хау» закрепили в документах Минобраза. Улучшилась от этого система подготовки кадров? Что-то незаметно.

В генной памяти поколений остаётся один Лицей – пушкинский.

Название элитного учебного заведения для родовитых отпрысков автор проекта Михаил Сперанский позаимствовал у легендарной школы, основанной Аристотелем в древних Афинах. Создан же Царскосельский лицей по именному указу императора Александра I.

Комната Пушкина в Лицее.

Сюда принимали мальчиков 10–12 лет, число воспитанников колебалось от 30 (в 1811–1817) до 100 (с 1832). За шесть лет обучения отроки постигали науки нравственные (закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия), словесные (российская, латинская, французская, немецкая литература, языки, риторика), исторические (отечественная и всеобщая история, физическая география), точные (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика), изящные искусства (рисование, музыка, пение, танцы) и гимнастические упражнения (фехтование, верховая езда, плавание). Вставали лицеисты в шесть утра. В семь начинались двухчасовые занятия. В десятом часу отроки завтракали, гуляли в парке, после чего возвращались в классы ещё на два часа. В полдень отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После – три часа занятий. В шестом – снова физические упражнения на свежем воздухе. То есть уроки в общей сложности занимали семь часов в день. Плюс прогулки в любую погоду, обязательное чтение книг, занятия творчеством (одновременно издавалось несколько рукописных журналов) и ежевечерние собрания, где воспитанники делились мыслями, впечатлениями, успехами в изящных искусствах.

Выпускники Лицея получали права окончивших университет и гражданские чины XIVIX классов. Для желавших сделать военную карьеру проводилось дополнительное обучение, которое приравнивалось к Пажескому корпусу.

Получается, при семи уроках в день и двух десятках предметов (как в современной школе) за шесть лет можно получить университетское образование и профессию, воспитать творческую личность и Гражданина, готового к служению Отечеству. Вероятно, кто-то поморщится, мол, науки-то за 200 лет шагнули ой как далеко. Бесспорно. Однако количество учебных дисциплин и общее число уроков сопоставимы. Может, дело в продуманности и сбалансированности программ, в педагогах и, главное, в целях – получать знания, учиться мыслить, дружить, держаться в обществе, самосовершенствоваться, приносить пользу, а не зубрить ответы экзаменационных тестов?

Как ни странно, не припоминаю, чтобы с перестроечных времён в лицейских стенах собирались педагоги и на примере пушкинской альма-матер судили-рядили, как же сеять разумное, доброе, вечное, воспитывать настоящих патриотов… А ведь главное, что удалось в нынешнем музее-лицее, – воссоздать удивительную атмосферу уникального учебного заведения. Проходя по коридорам, заглядывая в аудитории и кельи лицеистов, знакомясь с программами, слушая рассказы о профессорах и наставниках, довольно живо представляешь, как воспитанники жили, дружили, учились, шалили, постигали прекрасное, думали, переживали, взрослели…

Большой зал Лицея.

Здесь преподавали замечательные педагоги. Нас гипнотизирует звание «профессор Царскосельского Лицея». А ведь первым профессорам в 1811 году было по 27–28 лет. Они не так далеко ушли по возрасту от воспитанников, хотя уже имели серьёзное образование, которое получили сначала в России, а потом в Европе. Наставники придумывали курсы буквально на ходу, творчески подходили к делу и, что главное, очень внимательно и серьёзно относились к ученикам. Они сумели в каждом из лицеистов узреть нечто самое важное и не мучить их «лишними» предметами. Увидев, что Пушкин пишет стихи, профессор математики Яков Иванович Карцов мудро изрёк: «У вас в моём классе всё равно всё кончается нулём. Садитесь, пишите стихи!»

Неслыханным педагогическим новшеством по тем временам стали отмена телесных наказаний и полное равенство учащихся («Все воспитанники как дети одного отца»). Среди взысканий были занесение имени на чёрную доску (вскоре отменили), особый стол в классе для провинившегося, уединение в карцере. В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности. Им внушали, что никто не может презирать других или гордиться перед кем бы то ни было, что преподавателям и гувернёрам нужно всегда говорить правду; запрещалось кричать на дядек и бранить их.

В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Самое главное, повторю, что требовалось от всех педагогов, – умение разгадать в каждом питомце его способности и максимально их развить. В итоге Лицей не был ни военным училищем, ни дипломатической академией, ни литературным институтом, но воспитанники получили действительно блестящее универсальное образование, и каждый в своей области достиг высот.

Наша справка:

Юбилейная лицейская неделя стартует в воскресенье в Таврическом дворце торжественным собранием и концертом мастеров искусств Петербурга. С этого же дня можно совершить театрализованную экскурсию по Царскому Селу. Уникальные материалы из своего собрания представит Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН) – рукописи великого поэта, лицейские документы той поры, поздравительные адреса к столетию основания Императорского лицея.

Алексей Захарцев

Источник