Валерий Фадеев, модератор мероприятия, обозначил тему пленарной дискуссии: «Приоритеты и механизмы повышения конкурентоспособности вузов СНГ».

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» составило первый международный рейтинг университетов по востребованности работодателями. Цель составления – определить университеты, которые готовят наибольшее количество квалифицированных кадров для лучших компаний мира.

Участники форума высказали свои мнения о необходимости подобных рейтингов, несмотря на то, что они, как правило, дают субъективные оценки. В ходе развернувшейся дискуссии прозвучали предложения проводить национальные и межнациональные рейтинги на пространстве СНГ.

По мнению Тамары Румянцевой, генерального директора Фонда Олега Дерипаска «Вольное дело», работодателям нужна независимая, эффективная оценка качества образования молодых специалистов, чтобы не затрачивать время на доучивание и переучивание выпускника вузов. Поэтому рейтингованию уделяется особое значение. Рейтинг может дать информацию о положении и динамике определенного учебного заведения, а не просто обозначить его место в списке.

Она подчеркнула значимость рейтинга, проведенного агентством «Эксперт РА», в связи с тем, что он станет основой для дальнейшей работы по совершенствованию системы высшего образования не только в России, но и будет способствовать интеграции образовательных систем стран СНГ.

Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА», непосредственно в зале конференц-центра провел интерактивный опрос представителей вузов, предложив им, используя устройство для голосования, выбрать из нескольких вариантов один ответ на вопрос: «За что конкурируют Российские университеты?»:

1. За абитуриентов; 2. За ученых, исследователей; 3. Преподавателей; 4 . За финансирование; 5. За мнение работодателей.
Большинство проголосовало за абитуриентов и финансирование.

Затем слово было предоставлено Виктору Садовничиему, ректору МГУ им. М.Ломоносова. В пресс-релизах было отмечено, что в топ-20 рейтинга вузов Росси МГУ им. М.Ломоносова занимает первое место, в топ-50 международного рейтинга университетов по востребованности работодателями − 47-е.

С точки зрения В.Садовничего, основная миссия университетов в существующих рейтингах не отражена, в частности, роль университетов как центров культуры. Он высказал мнение, что рейтинги должны быть всеобъемлющими, разными.

В.Садовничий подчеркнул, что если мы хотим приносить пользу все-таки нашей системе образования, то выход, на его взгляд, один − организовать рейтинг, может быть, с штаб-квартирой в Москве. Он должен получить международное признание, быть узнаваемым. Таким образом, − по мнению ректора МГУ, − появится еще один рейтинг, но только жизнь покажет, какой рейтинг будет обладать более полной информацией.

В.Садовничий остановился на важной теме сотрудничества с бывшими республиками Советского Союза. «Нам надо делать рейтинг со странами СНГ. Мы соседи, мы близки, у нас одна терминология, у нас общая стратегическая задача в экономике».

Он напомнил, что по просьбе президентов стран СНГ Московский университет создал пять филиалов в бывших республиках СССР, в них учатся 3 тыс. студентов. «Это элита! – подчеркнул ректор. − Сейчас мы готовим еще подписание с двумя республиками – будет семь филиалов. Это и есть наша общность».

Далее В.Садовничий сказал: «Мы ставим цель войти в топ-100 лучших вузов мира, но надо знать: зачем и с какими параметрами мы входим». Выражая свое мнение, ректор МГУ заметил, что если бы сегодняшняя дискуссия завершилась единым предложением создать и поддерживать рейтинг со штаб-квартирой в Москве, а также привлечь университеты СНГ, призвать мировое сообщество участвовать в наших рейтингах и сделать более полный формат опросного листа или критериев, «то мы бы сделали пользу для нашей системы образования. Тогда бы нам поверили», − заключил свое выступление В.Садовничий.

Большой интерес всех участников форума вызвало выступление Дмитрия Пескова, директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив.

Он отметил, что в ближайшее время система рейтингов претерпит значительные изменения уже по причине того, что в мире происходит образовательная революция, связанная с распространением обучения в формате онлайн. Из этого следует, что к 2020-му году в первой десятке появятся, как минимум, два онлайновых университета, чьи дипломы будут цениться так же как дипломы ведущих вузов.

«Онлайновые университеты начнут устанавливать сетевое сотрудничество с обычными университетами. И те будут забирать из России даже не студентов, а школьников. Фактически нас ждет наступление эпохи, как мы ее называем в исследованиях, образовательного империализма, когда
топ-5, топ-7 мировых университетов заключают стратегические союзы с крупнейшими стартапами, − (Стартап (англ. startup) – это новая фирма (предприятие, компания) в начальный период своего развития. Создается для реализации перспективных идей, с целью получить хорошую прибыль. Прим. ред.) подчеркнул Д.Песков. И далее заметил, что это политические союзы, поддерживаемые на уровне правящего класса. Как сказала К. Райс: «Никакого диалога. Это наш стратегический выбор».

Высказывая свою точку зрения, Д. Песков обратил особое внимание на то, что очень важно искать партнера на глобальном уровне. Причем, − как отметил выступающий, − можно устанавливать контакты с теми, кто в прошлом, или с теми, кто в будущем. Сейчас, по его словам, мы ищем партнеров среди тех, кто опирается на тотализацию уже сложившихся брендов. А надо кооперироваться с теми, кто вкладывается в новые бренды, ценности, новые технологии, тогда появляются шансы выиграть.

Он подчеркнул, что сегодня ведущие университеты строят такую модель инвестиций, где стартап создается внутри учебного заведения. Если 5 лет назад эту модель в США использовал только один университет, сегодня ее прорабатывают ведущие университеты. Мы же, по словам Д.Пескова, очень отстаем.

Делая вывод из всего сказанного, Д.Песков обратился к участникам форума с призывом: «Давайте работать с теми, кто в прорыве, с теми, у кого максимально растет капитализация, а не с теми, кто работает на окраинах».

Участники форума неоднократно подчеркивали необходимость установления связей между вузами для взаимного обогащения опытом, знаниями, инновационными идеями, ибо на одном прагматизме невозможно двигаться вперед, основа основ всего – творчество.

Также в рамках форума прошла работа секций на следующие темы: «Проект» 5-100-2020»: от дорожных карт» к реальному повышению конкурентоспособности», «Качество кадров» возможности университетов и ожидания работодателей», «Нужна ли альтернатива «англосаксонской» модели идеального университета?»

Тиана ВЕСНИНА

Источник