27 января на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы в 5-ом чтении была принята резолюция 2361 (2021), в которой чётко говорится о том, что вакцинация от COVID-19 не является обязательной - использованный термин "mandatory" также может быть переведён как "принудительной".
Докладчиком, как сообщается, была Дженнифер Де Теммерман, депутат Национального собрания Франции.
В частности, в пункте 7.3.1. говорится: «гарантировать, что граждане проинформированы о том, что вакцинация НЕ является обязательной и что никто не подвергается политическому, социальному или иному давлению с целью провакцинироваться, если они не хотят делать это сами».
«Новые Известия» перевели документ под названием «Вакцины против Covid-19: этические, юридические и практические аспекты», размещённый на сайте ПАСЕ, и предлагают читателям ознакомиться с ним.
- Пандемия Covid-19, инфекционного заболевания, вызванного новым коронавирусом SARS-CoV-2, причинила много страданий в 2020 году. К декабрю во всем мире было зарегистрировано более 65 миллионов случаев заражения, погибли более 1,5 миллиона человек. Бремя болезней, вызванных пандемией, а также меры общественного здравоохранения, необходимые для борьбы с ней, опустошили мировую экономику, обнажив ранее существовавшие противоречия и неравенство (в том числе в доступе к услугам здравоохранения) и вызвав безработицу, экономическую упадок и бедность.
- Быстрое распространение по всему миру безопасных и эффективных вакцин против Covid-19 будет иметь важное значение для сдерживания пандемии, защиты систем здравоохранения, спасения жизней и помощи в восстановлении глобальной экономики. Хотя нефармацевтические меры, такие как физическое дистанцирование, использование масок, частое мытье рук, а также закрытия и локдауны, помогли замедлить распространение вируса, темпы заражения на большей части земного шара сейчас снова растут. Многие государства-члены Совета Европы переживают вторую волну, которая хуже первой, в то время как их население все чаще испытывает «пандемическую усталость» и теряет мотивацию к соблюдению рекомендованного поведения для защиты себя и других от вируса.
- Однако даже быстро применяемые, безопасные и эффективные вакцины не являются немедленной панацеей. После праздничного сезона в конце 2020 года и в начале 2021 года с его традиционными собраниями в закрытых помещениях уровень инфицирования, вероятно, будет очень высоким в большинстве государств-членов. Вдобавок, французские врачи только что научно установили взаимосвязь между температурой наружного воздуха и частотой инфицирования и числом госпитализаций и смертей.
Без сомнения, вакцины будет недостаточно для значительного снижения показателей инфицирования этой зимой, особенно с учетом того, что на данный момент спрос намного превышает предложение. Таким образом, подобие «нормальной жизни» не сможет возобновиться даже при самых благоприятных обстоятельствах раньше середины или конца 2021 года.
- Для того чтобы вакцины были эффективными, решающее значение будет иметь их успешное внедрение и достаточное распространение. Однако скорость, с которой разрабатываются вакцины, может создать сложную задачу по укреплению доверия к ним. Справедливое использование вакцин против Covid-19 также необходимо для обеспечения эффективности вакцины. Если вакцины недостаточно широко распространены в сильно пораженном районе страны, они не смогут остановить волну пандемии. Кроме того, вирус не знает границ, и поэтому в интересах каждой страны сотрудничать в обеспечении глобального равенства в доступе к вакцинам против Covid-19. Неуверенность в отношении вакцины и национализм в отношении вакцин могут сорвать до сих пор удивительно быстрые и успешные усилия по созданию вакцины против Covid-19, позволяя вирусу SARS-CoV-2 мутировать и, таким образом, притуплять самый эффективный в мире инструмент против пандемии.
- Таким образом, сейчас как никогда необходимо международное сотрудничество для ускорения разработки, производства и справедливого и равноправного распространения вакцин против Covid-19. План распределения вакцин против Covid-19, также известный как COVAX, является ведущей инициативой для глобального распределения вакцин. Инициатива, возглавляемая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Альянсом по вакцинам (Gavi) и Коалицией за инновации в обеспечении готовности к эпидемиям (CEPI), привлекает финансирование из подписавшихся стран для поддержки исследований, разработки и производства широкого спектра вакцин против Covid-19 и обсуждения их стоимости. Адекватное распределение вакцин и логистика цепочек поставок, которые требуют международного сотрудничества и подготовки со стороны государств-членов, также будут необходимой мерой для обеспечения доставок вакцин против вируса безопасным и справедливым способом. В этой связи Парламентская ассамблея обращает внимание на руководство для стран по обеспечению готовности к реализации программы и принятию решений на уровне конкретной страны, разработанное ВОЗ.
- Государства-члены уже сейчас должны подготовить свои стратегии по иммунизации для распределения доз этичным и справедливым образом, включая решение о том, каким группам населения уделять приоритетное внимание на начальных этапах, когда поставок не хватает, и как расширить вакцинацию, когда доступность к одному или большему количеству видов вакцин от Covid-19 улучшится.
Специалисты по биоэтике и экономисты в целом согласны с тем, что людям старше 65 лет и лицам младше 65 лет с сопутствующими заболеваниями, подвергающими их более высокому риску тяжёлого течения болезни и смерти, медицинские работники (особенно те, кто работает в тесном сотрудничестве с людьми, входящими в группы высокого риска), а также людям, которые работают на важнейших объектах инфраструктуры, следует предоставить приоритетный доступ к вакцинации.
Не следует забывать о детях, беременных женщинах и кормящих матерях, которым до сих пор не разрешена вакцинация.
- Ученые проделали замечательную работу в рекордно короткие сроки. Теперь должны действовать правительства. Ассамблея поддерживает видение Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о том, что вакцина против Covid-19 должна быть глобальным общественным благом. Иммунизация должна быть доступна каждому и везде.
Таким образом, Ассамблея настоятельно призывает государства-члены и Европейский союз к следующему:
7.1 в отношении разработки вакцин против Covid-19:
7.1.1 обеспечить высокое качество испытаний, которые являются надежными и проводятся этично в соответствии с соответствующими положениями Конвенции о правах человека и биомедицине (ETS No. 164, Конвенция Овьедо) и Дополнительного протокола к ней о биомедицинских исследованиях (CETS No. 195), и которые постепенно будут включать детей, беременных женщин и кормящих матерей;
7.1.2 гарантировать, что регулирующие органы, отвечающие за оценку и выдачу разрешений на вакцины против Covid-19, являются независимыми и защищены от политического давления;
7.1.3 обеспечить соблюдение соответствующих минимальных стандартов безопасности, эффективности и качества вакцин;
7.1.4 внедрить эффективные системы мониторинга вакцин и их безопасности после их распространения среди населения в целом, а также с целью мониторинга их долгосрочного воздействия;
7.1.5 внедрить независимые программы компенсации за вакцинацию, чтобы гарантировать компенсацию неоправданного ущерба и вреда, полученного в результате вакцинации;
7.1.6 обращать особое внимание на возможную инсайдерскую торговлю со стороны руководителей фармацевтических компаний или фармацевтических компаний, неправомерно обогащающихся за счет государства, - путем выполнения рекомендаций, содержащихся в Резолюции 2071 (2015) о здравоохранении и интересах фармацевтической отрасли: как гарантировать примат интересов общественного здравоохранения?
7.1.7 преодолевать барьеры и ограничения, обусловленные патентами и правами интеллектуальной собственности, чтобы обеспечить широкое производство и распространение вакцин во всех странах и среди всех граждан;
7.2 в отношении распределения вакцин против Covid-19:
7.2.1 обеспечить соблюдение принципа равного доступа к медицинской помощи, изложенного в статье 3 Конвенции Овьедо, в национальных планах распределения вакцин, гарантируя, что вакцины против Covid-19 доступны населению независимо от пола, расы, религии, правового или социально-экономического статуса, платежеспособности, местонахождения и других факторов, которые часто способствуют неравенству среди населения;
7.2.2 разработать стратегии для справедливого распределения вакцин против Covid-19 в государствах-членах с учетом того, что предложение изначально будет низким, и подготовиться к тому, как расширять программы вакцинации при увеличении предложения; следовать рекомендациям независимых национальных, европейских и международных комитетов и учреждений по биоэтике, а также ВОЗ при разработке этих стратегий;
7.2.3 обеспечивать равное обращение с людьми из одних и тех же приоритетных групп с особым вниманием к наиболее уязвимым людям, таким как пожилые люди, люди с сопутствующими заболеваниями и медицинские работники, особенно те, кто работает в тесном контакте с людьми из группы высокого риска, а также люди, которые работают в основной инфраструктуре и в сфере общественных услуг, в частности, в социальных службах, общественном транспорте, правоохранительных органах и школах, а также те, кто работает в розничной торговле;
7.2.4 способствовать равенству в доступе к вакцинам против Covid-19 между странами, поддерживая международные усилия, такие как Access to Covid-19 Tools Accelerator (ACT Accelerator) и его механизм COVAX;
7.2.5 воздерживаться от накопления вакцин против Covid-19, что подрывает способность других стран закупать вакцины для своего населения, гарантировать, что накопление запасов не приведет к росту цен на вакцины от тех, кто накапливает их запасы - тем, кто этого сделать не может; провести аудит и обеспечить надлежащее внимание процессу, чтобы гарантировать быстрое развёртывание вакцинирования с минимальными затратами, основанное на необходимости, а не на рыночной власти;
7.2.6 обеспечить, чтобы каждая страна могла вакцинировать своих медицинских работников и уязвимые группы до того, как вакцинация будет распространена среди групп, не подверженных риску, и, таким образом, рассмотреть возможность передачи доз вакцины в дар или согласиться с тем, что приоритет будет отдаваться странам, которые еще не смогли сделать это, учитывая, что справедливое и равноправное глобальное распределение доз вакцины является наиболее эффективным способом победить пандемию и уменьшить связанное с ней социально-экономическое бремя;
7.2.7 обеспечить доступность вакцин против Covid-19, безопасность и эффективность которых подтверждена, для всех, кому они потребуются в будущем, путем обращения, при необходимости, к обязательным лицензиям в обмен на выплату отчислений;
7.3 в отношении обеспечения широкого использования вакцины:
7.3.1 гарантировать, что граждане проинформированы о том, что вакцинация НЕ является обязательной и что никто не подвергается политическому, социальному или иному давлению с целью провакцинироваться, если они не хотят делать это сами;
7.3.2 гарантировать, что никто не подвергается дискриминации за то, что он не был вакцинирован из-за возможных рисков для здоровья или нежелания пройти вакцинацию;
7.3.3 заблаговременно принять эффективные меры для противодействия распространения ошибочной информации, дезинформации и неуверенности в отношении вакцин против Covid-19;
7.3.4 распространять прозрачную информацию о безопасности и возможных побочных эффектах вакцин, работая с платформами социальных сетей и регулируя их деятельность, чтобы предотвратить распространение дезинформации;
7.3.5 прозрачно сообщать о содержании контрактов с производителями вакцин и делать их общедоступными для парламентского и общественного контроля;
7.3.6 сотрудничать с неправительственными организациями и / или другими местными инициативами по работе с маргинализованными группами;
7.3.7 взаимодействовать с местными сообществами в разработке и реализации индивидуальных стратегий для поддержки внедрения вакцин;
7.4 в отношении вакцинации детей против Covid-19:
7.4.1 обеспечить баланс между быстрым развитием вакцинации для детей и надлежащим решением проблем безопасности и эффективности, а также обеспечением полной безопасности и эффективности всех вакцин, доступных для детей, с уделением особого внимания наилучшим интересам ребенка, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;;
7.4.2 обеспечить высокое качество испытаний с должным вниманием к соответствующим гарантиям, в соответствии с международными правовыми стандартами и рекомендациями, включая справедливое распределение преимуществ и рисков среди детей, которые изучаются;
7.4.3. Обеспечить должный учет желаний детей в соответствии с их возрастом и зрелостью; если согласие ребенка не может быть дано, убедитесь, что согласие предоставлено в других формах и основано на достоверной и соответствующей возрасту информации;
7.4.4 поддерживать ЮНИСЕФ в его усилиях по доставке вакцин от производителей, заключивших соглашения с Центром COVAX, тем, кто в них больше всего нуждается;
7.5 в отношении обеспечения мониторинга долгосрочного воздействия вакцин COVID-19 и их безопасности:
7.5.1 обеспечивать международное сотрудничество для своевременного обнаружения и выяснения любых сигналов о безопасности посредством глобального обмена данными в реальном времени о неблагоприятных событиях после иммунизации (ПППИ - побочные проявления после иммунизации);
7.5.2 использовать свидетельства о вакцинации только по их назначению - для мониторинга эффективности вакцины, потенциальных побочных эффектов и нежелательных явлений;
7.5.3 устранять любые пробелы в коммуникации между местными, региональными и международными органами общественного здравоохранения, обрабатывающими данные о побочных проявлениях после иммунизации (ПППИ), а также устранять недостатки в существующих сетях передачи данных о здоровье;
7.5.4 приблизить фармакологический надзор к системам здравоохранения;
7.5.5 поддерживать развивающуюся область исследований - адверсомику (неблагоприятность), которая изучает индивидуальные вариации ответов на вакцины, основанные на различиях в врожденном иммунитете, микробиомах и иммуногенетике.
- Ссылаясь на Резолюцию 2337 (2020) о демократических странах, столкнувшихся с пандемией Covid-19, Ассамблея вновь подтверждает, что как краеугольные институты демократии парламенты должны продолжать выполнять в условиях пандемии свою тройную задачу - представительскую, законодательную и надзорную. Таким образом, Ассамблея призывает парламенты осуществлять эти полномочия, в зависимости от обстоятельств, также и в отношении разработки, распределения и распространения вакцин против Covid-19.