Западная масскультура пропагандирует оголтелый сатанизм и разрушает личность

Подходит к концу второй месяц осени. Шуршащие ковры из листьев, первый снег, первые морозы… А на заборах и фонарных столбах кое-где появились мрачные афиши Halloween-вечеринок.

С тех пор как в Россию проник Хэллоуин, вокруг него и его празднования в России ведутся неоднозначные споры. Откуда произошел Хэллоуин и что он представляет собой сегодня, зачем и кто его отмечает, как относиться к подобным празднованиям и что за этим стоит? Попробуем сопоставить разрозненные мнения и ответить на эти вопросы.

Поклонение смерти

Общепризнанным является тот факт, что современный праздник Хэллоуин восходит к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, поэтому традиционно он отмечается в англосаксонских странах. А именно, происхождение Хэллоуина связывают с кельтским языческим праздником Самайном - праздником мертвых. Подвергнувшись христианизации, Самайн, праздновавшийся с 31 октября на 1 ноября, был замещен Днем всех святых, и превратился в его "навечерие" - Хэллоуин.

Итак, Хэллоуин уходит корнями в язычество. Примечательно, что некоторые представители так называемого неоязычества, например последователи викки, отождествляют Хэллоуин с Самайном и отмечают его как свой праздник. Сама викка основана на почитании так называемого "Рогатого бога" и одним из своих главных символов имеет пентаграмму, вписанную в круг, что вызывает вполне однозначные ассоциации… с сатанизмом. Эта связь с культом поклонения смерти едва ли случайна...

Прямая связь с образами смерти заключена и в традиционных атрибутах Хэллоуина. В ночь его празднования причастные наряжаются мумиями, разлагающимися трупами, зомби и прочим, а также всяческой нечистью - смысл наряда как раз в максимально реалистичной передаче всего затхлого, гниющего, мрачного, дьявольского; внешний вид ряженого должен внушать отвращение и ужас. Тематика смерти отражена и в традиционных угощениях Хэллоуина - конфеты в виде обрубленных пальцев, глазных яблок и т. п.

Постмодернистский фарш

Изначально почерпнутые из языческих ритуалов, связанных с культом смерти, образы Хэллоуина сразу стали быстро раскручиваться массовой культурой. Они экранизировались в фильмах и мультфильмах, которые затем очень широко популяризовались; стали предметом вдохновения для рок-групп; начали появляться даже в литературе, ну и, конечно, заполонили интернет. В странах Запада из года в год жители тратят на празднование Хэллоуина огромные суммы.

 
 

Тематические костюмы, украшения, сласти, вечеринки, массовые показы фильмов ужасов и многое другое крайне прибыльны для своих производителей. Хэллоуин сегодня - это прежде всего товар, успешно скупаемый массовым потребителем. Причем товар с неясной начинкой.

Характерной чертой современного глобализированного постмодернистского общества является всесмешение, стирание всяких границ, обесценивание и высмеивание ценностей. И здесь Хэллоуин может служить ярким примером. Это празднество, используя символику древних языческих культов смерти, пытается представить ее как нечто безобидное и веселое, пытается слить в одну хаотичную массу язычество и христианство, детскую забаву и молодежную вечеринку, преклонение перед темной силой и шутку и эту массу под видом праздника активно скармливать нерефлексирующему потребителю - преимущественно детям и молодежи, будущему человечества…

Конфеты и трупы

Как уже было отмечено, Хэллоуин представляет собой попытку христианизации языческого Самайна. Однако возникает вопрос: каким образом празднование Хэллоуина может быть связано с христианством?

В христианстве, как и в других традиционных религиях, отношение к смерти особое. Смерть тела - это важнейшее событие в жизни человека, событие, к которому христианин готовится всю свою земную жизнь. Смерть - это переход в мир иной, истинный и вечный, для встречи с Богом; это таинство, вызывающее в душе благоговение и трепет.

А каково отношение к смерти Хэллоуина? Вполне в духе постмодерна: смерть становится объектом шуток и пародий. Как и, к слову сказать, церковь: в некоторых штатах США во время празднования Хэллоуина используются наряды священнослужителей, часто в явно издевательской форме.

И тем не менее находятся те, кто пытается оправдать Хэллоуин с позиций христианства: так, на одном из англоязычных католических сайтов звучит призыв не препятствовать детям отмечать Хэллоуин перед Днем всех святых и, прежде чем нарядиться трупом, ведьмой или зомби, предлагается прочитать с ними молитву: "…Прежде чем послать их на trick-or-treating, прочитайте вместе молитву архангелу Михаилу и объясните, что как католики мы верим в реальность зла. Ясно укажите связь навечерия и Праздника всех святых и объясните вашим детям, почему мы отмечаем этот праздник, чтобы они не считали День всех святых "скучным днем, когда мы должны пойти в церковь, прежде чем сможем поесть побольше конфет".

Вопрос: что останется в головах у таких детей? Праздник всех святых будет ассоциироваться у них лишь с конфетами и… нечистью, монстрами, трупами. Абсурд? Абсурд.

Итак, хэллоуиновское безумие каждый год охватывает все те западные страны, для которых оно - часть традиции. Правда, не очень понятно, какой. Неоязычники, сатанисты, католики и протестанты, атеисты - все отмечают этот праздник. Это, как уже было сказано, характерная черта постмодерна - всесмешение. Это всесмешение лишает Хэллоуин какого бы то ни было однозначного содержания (если оно вообще когда-либо было).

А теперь главный вопрос: зачем эта пародия на чуждые нам традиции, бессодержательная пустышка, карикатура смерти и загнивания - зачем она нам? Зачем она в России?

Не наша традиция

Тут стоит отметить, что отношение традиционных религий России к празднованию Хэллоуина вполне однозначное. Если на Западе некоторые католики либо протестанты пытаются представить Хэллоуин чуть ли не христианским праздником, то в России представители всех основных конфессий который год ведут с ним упорную борьбу

Так, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Пантелеимон (Шатов) в открытом письме к студентам писал: "…действия, которые вы совершаете, отмечая этот праздник, имеют символическое значение и приобщают вас, хотите вы этого или не хотите, ко злу"; "Хочу предупредить вас об опасности через это светское и шуточное празднование вступить в контакт со злом, приобщиться злу, которое с вами шутить не будет. Последствия участия в этом празднике могут быть очень печальны, хотя и не сразу заметны". Это позиция представителя РПЦ.

Другой известный православный священник, протоиерей Андрей Ткачев называет Хэллоуин "праздником внутренней пустоты и побочным признаком глобализации"; что это "скорее шабаш, чем шабат, скорее знак душевного надрыва, чем признак подлинного веселья".

"Нашей культуре это чуждо, у нас такого раньше никогда не было. Господь нас создал человеками, людьми, и мы до конца жизни должны сохранять этот облик и это высокое имя и не превращаться в кого-то, в животных или в чертей", - это слова представителя мусульман России, муфтия Альбира Крганова. Он также назвал Хэллоуин "богопротивным действием".

Более нейтральна позиция представителя еврейских религиозных организаций России Зиновия Когана: он отметил, что для иудейской общины, как и других традиционных конфессий России, Хэллоуин никаким праздником не является и может быть таковым лишь "для молодых атеистов и веселой молодежи", которой хочется "подурачиться".

Итак, религиозная оценка Хэллоуина однозначно негативная. Это тот вопрос, в котором солидарны все основные конфессии России. С религиозной точки зрения любая игра со злом чревата серьезными последствиями для человеческой души. Полагать, что насмешка над силами зла способствует победе над этими силами, как минимум наивно, потому что это явление иного порядка, нечеловеческого измерения. Обидеться на насмешку может человек, но не потусторонняя сила, о которой мы знаем ничтожно мало. Любая попытка контакта с этой темной потусторонней силой, даже осуществляемая как бы в шутку рискует быть удачной… и в любом случае губительной для человека. Это следует осознать.

Разрушение личности

Но даже и с нерелигиозных позиций звучат предостережения: например, со стороны психологов и психиатров. Ими давно уже было отмечено, что, например, чрезмерное увлечение фильмами ужасов, жестокими компьютерными играми и т. п. негативно сказывается на психике, более того, порой приводит к реальным психическим расстройствам. Особенно это касается детей (а именно они и молодежь составляют целевую аудиторию для Хэллоуина).

Ну и, наконец, последний аргумент. Современное общество - это информационное общество, а современные войны - это по преимуществу информационные войны. И Россия на протяжении нескольких десятилетий и по сей день находится в состоянии войны с США и проамериканскими государствами, с идеологами глобализации и однополярного мира. В этой ситуации крайне важно сохранять информационный, идеологический и культурный суверенитет. И с этой стороны Хэллоуин как продукт западного общества и продукт глобализации неприемлем для русского общества. Неприемлем он и потому, что является издевкой над религией.

Человеку свойственно все наделять смыслом - этим он отличается от животного. Также ему свойственно давать оценку явлениям, особенно явлениям социальной реальности. Поэтому в человеческой реальности нет ничего бессмысленного и нейтрального, даже если так кажется на первый взгляд. Отсутствие смысла в деятельности деструктивно воздействует на человеческую личность, не дает ей развиваться и ведет к деградации.

В Хэллоуине сложно увидеть позитивный смысл; все попытки его вычленения (например, попытка представить Хэллоуин христианским праздником, борющимся со злом) легко разбиваются при простейшем анализе. Поэтому мы вынуждены признать за ним либо негативный смысл (Хэллоуин как заигрывание со злом либо завуалированное поклонение злу), либо отсутствие всякого смысла (Хэллоуин как бессодержательный хаотичный продукт поп-культуры). В любом случае его празднование будет являться разрушительным для человеческой личности.

Если мы мыслим себя русскими, мыслим себя людьми, если мы признаем, что наша жизнь наделена смыслом, а не просто движется в никуда, если нас волнует судьба нашей страны и нашего народа  - отношение к Хэллоуину может быть только отрицательным. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что его празднование неприемлемо ни для христианина, ни для любого русского человека.  

Источник