Министерство транспорта РФ будет массово внедрять биометрию в российских аэропортах. Об этом говорится в программе цифровой трансформации ведомства на 2021-2023 годы.

«К 31.12.2023 количество субъектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (аэропортов), использующих биометрические данные идентификации пассажиров и обработку их с использованием искусственного интеллекта для упрощения транспортных процедур, составит шесть единиц», – отмечается в документе.

При этом при базовом сценарии таких аэропортов будет два в 2021 году, четыре в 2022 году, при оптимистичном сценарии – в 2021 году биометрические данные пассажиров будут использовать четыре аэропорта, в 2022 году – 10, а в 2023 году – 15.

Для использования технологий оператор аэропорта должен будет заключать соглашение об информационном взаимодействии с оператором Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Будет ли как-то влиять размер аэропорта по объёму пассажиропотока для внедрения систем, в документах Минтранса не указано.

На развитие системы из бюджета предполагается выделить 585,2 млн рублей. Для «сценария развития» потребуется ещё 3,8 млрд рублей. Всего на реализацию программы цифровой трансформации необходимо 8,7 млрд рублей, размер необходимого дополнительного финансирования оценивается ещё в 12,7 млрд руб.

На данный момент ряд аэропортов в тестовом режиме уже внедряет технологию использования биометрических данных, но о замене традиционных предполётных процедур на данный момент речи не идёт. Так, например, в Домодедово уже тестировали технологию автоматического распознавания лиц. Во Внуково ещё в 2019 году заявляли о планах проведения пилотного проекта по использованию биометрии для идентификации пассажиров, а в Шереметьево планируется протестировать использование автоматических кабин паспортного контроля.

Доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев отметил, что всё большее число стран применяют биометрию для идентификации пассажиров, а в последнее время стал применяться и искусственный интеллект при обработке данных для быстроты транспортных процедур регистрации и мониторинга.

«На конец 2019 года по России насчитывалось 202 аэропорта, в том числе четыре с оборотом более 10 млн пассажиров и 31 аэропорт с пассажиропотоком до 1 млн человек. Ввести биометрию к 2023 году в 6% от 202 аэропортов это 12 аэропортов, то есть это четыре аэропорта Москвы и ещё восемь региональных в городах-миллионниках. План-максимум это охватить 15% аэропортов, что соответствует 31 аэропорту с пассажирооборотом близким к 1 млн в год. Сейчас создаётся единая база биометрии. Скорее всего, аэропорты будут заключать соглашение на доступ к этой информации. В введении биометрии для идентификации авиапассажиров нет ничего предосудительного. Ранее ведь были введены биометрические паспорта с отпечатками пальцев. Такие меры для безопасности людей и для защиты их от терактов», — считает эксперт.

По материалам ТАССРБКRegnum.

http://www.stoletie.ru/lenta/mintrans_nameren_vnedrit_biometriju_v_aeroportah_rossii_977.htm