Если не принять кардинальных мер, а они лежат в духовной сфере, то через десятилетие начнётся необратимый процесс исчезновения этноса белорусского и русского
Если не принять кардинальных мер, а они лежат в духовной сфере, то через десятилетие начнётся необратимый процесс исчезновения этноса белорусского и русскогоЛелеемый веками человеческим обществом институт семьи разваливается на наших глазах как карточный домик. Вместе с тем без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество, которое наши православные предки величали «малой Церковью». Только в полноценной семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца.Наше общество, к сожалению, не видит в ней нравственной силы, что способна преобразовать и оздоровить духовную жизнь. Общественное сознание ещё не готово принять идею семейного счастья в качестве высшей человеческой ценности. Как на общественном, так и на бытовом уровне не прекращается опошление семейных ценностей. А СМИ вообще свели прекрасные и великие чувства любви, интимных отношений до скотских побуждений – «безопасного секса» с любым партнером (русская культура, русская литература всегда были стыдливы). Бесконечность жизни в её продолжении и, если Природа сомневается в жизнеспособности возможного потомства, она лишает таких людей кого разума, кого репродуктивных функций. И если с недостатком ума люди находятся в какой-то степени в изоляции от общества, то всевозможные извращенцы всех мастей от голубых до коричневых, сожительствующие дедушки-бабушки со своими внуками и внучками стали главными героями СМИ, кумирами молодежи. Рождение и воспитание детей уже стало товаром – прибыльным коммерческим делом.О, времена! О, нравы!А ведь семейная общность – единственная, с которой человек связан всю жизнь, и именно ей он обязан своим личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонии с миром, а порой и смыслом жизни. Человечество накопило такое богатство знаний, используя которые миллионы семей могли бы стать счастливыми, но молодёжь, родители мало что знают о них. Обучая всему, мы не учим главному – искусству создания домашнего очага, умению передачи педагогического опыта от поколения к поколению.Нравственно и физически тяжело от реальной действительности, когда многим нашим детям сегодня, увы, не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от национальных традиций, разорили уклад.Как найти наседку? Читатели газеты «АиФ в Белоруссии» обратились с просьбой – подсказать выход из возникшей проблемы: «Раньше любую курицу можно было посадить на яйца, и она высидит хороших цыплят. А сейчас не то... Надо еще поискать наседку. Как же быть?»Эта проблема возникла не вчера, и не позавчера, а уже в 60-е годы прошлого века, когда стали появляться в продаже инкубаторные цыплята. До этого момента в деревне не было проблем с наседками. Подросшие цыплята, готовые к самостоятельной жизни, были инициаторами убегания от наседок. И этот момент был своеобразным стрессом для наседок. А сейчас наоборот.Какие рекомендации выдают специалисты?Зоотехник советует, что следует найти хорошую клушу, так как современные высокопродуктивные инкубаторные куры, гуси, утки почти утратили инстинкт насиживания.Но и этого недостаточно, по его мнению. Чтобы вызвать даже у хороших наседок инстинкт высиживания, следует положить в гнездо несколько яиц, посадить на него птицу и, чтобы она не сбежала, на 3-4 дня накрыть корзиной (такой, чтобы позволяла вставать в полный рост). После этого можно подкладывать яйца для высиживания. В наседки следует отбирают не несушек, а более взрослых и в данный момент прекративших яйцекладку кур. Узнать будущую квочку нетрудно: при приближении человека к гнезду она квохчет – издает характерные гортанные звуки – и с гнезда не сходит. Но и такая курица через несколько дней может прекратить насиживание. Поэтому даже её надо сначала проверить на яйцах-подкладышах, и лишь после этого подкладывать яйца для высиживания (Хоробровец А., «АиФ в Белоруссии», № 15, 2024).Но и такая наседка первой оставляет не готовых к самостоятельной жизни своих питомцев, которые не понимают убегающую от них «мамашу» в гарем своего петуха. Сбившиеся в кучу цыплята определенное время не проявляют от стресса никакой физической активности.Пока повременим с выводами, а приведём наблюдения учёных над шимпанзе.В Африке катастрофически стало уменьшаться количество обезьян и в СССР возник их дефицит для медицинских целей. И тогда стал проводиться эксперимент по их возможному разведению в естественных условиях в СССР. К проведению этого эксперимента проявляли интерес и военные. Профессор-приматолог, доктор медицинских наук Леонид Фирсов часто повторял: «Шимпанзе – лабораторный двойник человека». Он объяснял это тем, что «сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная и другие системы у них в точности соответствуют нашим». Под его руководством с 1972 года на безлюдных островах озера Язно Псковской области в летнее время стали наблюдать за поселёнными обезьянами. Учёные опасались, что в холодном климате, новом растительном и животном мире обезьяны не выживут, не станут размножаться. Но эти и другие опасения учёных оказались напрасными. Приматы успешно акклиматизировались. Этот эксперимент с большими искусственными трудностями, вплоть до уголовного преследования руководителя, продолжался с перерывом до смерти Леонида Фирсова в 2006 году.В 2014 г. хотели возобновить исследования, но не оказалось прежних сотрудников. Части из них с охотой предоставили работу за границей, а часть умерло. Возможно, там оказался пропавший архив с документами эксперимента.Наблюдая за поведением обезьян на островах, Л. Фирсов сделал два неожиданных вывода, и нам, людям, есть о чём задуматься. Например, о том, что всему своё время.В первые месяцы жизни на острове шимпанзе стали строить на деревьях теплые и уютные гнезда для сна и для укрытия от непогоды. Все, за исключением по-своему умного, физически сильного вожака Боя и его симпатии Гаммы, которые коротали ночь либо в ящиках, либо согнувшись под деревом. И так на протяжении восьми лет пока продолжался эксперимент. Они не умели строить гнёзда, что поставило учёных в тупик. Почему они не воспользовались наглядным опытом других обезьян? Стали тщательно исследовать их родословную. Оказалось, что Боя и Гамму разлучили с «родителями» сразу после рождения, и они не успели научиться этому у себя на родине, в Африке. А их сородичи, которые были пойманы в возрасте трёх лет, успели. Фирсов сделал вывод, что и у обезьяны, и у человека самой природой отведен некий временной предел, в рамках которого можно чему-то научиться. Потом мозг не работает так интенсивно, а запрыгнуть в уходящий поезд, увы, нельзя…Повторённый эксперимент принёс те же результаты.Второй вывод Л.Фирсова касается материнского инстинкта. Считается, что он есть у каждой особи женского пола и является величиной постоянной. Но это не так. Когда у «островного гарема» появились малыши, ученые заменили им родителей. А путь биологических матерей к детенышам был закрыт. Жестко, конечно, но наука требует жертв. Так вот, спустя несколько месяцев, когда начался очередной дачный сезон на обезьяньем острове, «коварные» ученые решили, наконец, познакомить матерей со своими отпрысками. Самки не просто остались безучастными, но и не приняли малышей в стаю. «Утеря контактов между детьми и родителями чревато печальными последствиями. В будущем восполнить их невозможно», – заключил доктор Фирсов. (Михайлова У. «Обезьяний остров. Их нравы», «Подольская правда», 9.04.2014)Представляет интерес информации, которая поразила меня в своё время. Большинство слепых от рождения и слабовидящих так или иначе примирились со своей особенностью и научились жить с ней. И вот появилась возможность некоторым из них обрести зрение в зрелом возрасте. Об успешных операциях пестрели страницы газет, но потом такого рода сообщения исчезли совсем. Даже видный офтальмолог в этой области сетовал на последней партконференции КПСС в 1989 году, что пациенты отказываются от таких операций, чтобы не потерять право на пенсию. А причина была иная. Обретённое зрение стало им мешать, некоторые из них стали впадать в глубокую депрессию. Органы чувств не могут перестроиться. И было множества примеров, когда людям в 50 лет возвращали зрение, а они уже им пользоваться толком не могут, оно им стало мешать. Не перестраивается глазомер! Они даже боятся дорогу переходить, говорят, что привыкли к своему зрению, а теперь не понимают, сколько метров до машины. Так что, позднее возвращение зрения – это трудно для человека, даже если он потерял его на несколько лет в юности.Как вспоминает главный редактор звукового для незрячих журнала «Диалог» Ирина Зарубина, у которой тотальная слепота, она уже давно ничего не видит. Но так было не всегда.«Зрение начало падать с трёх лет и где-то годам к 13, потом мне сделали операцию и вернули 15% зрения. Но эффект продержался где-то лет пять, потом зрение опять ушло. Так вот, когда мне вернули зрение, я те предметы, которые долго не видела, училась узнавать. Мне мама показывала какую-то вещь и говорила: “Это что?” Но мне всё равно хотелось её потрогать: я только пальцем дотронусь, и уже понимаю, что это. Тогда я поняла, что я заново училась видеть», – рассказывала Ирина.То, что ребёнок по вине матери не дополучил, находясь в её утробе, будет сказываться для него всю последующую жизнь. Ребёнок уже с трех месяцев беременности матери начинает смеяться, если ему всё хорошо. Нынешние дети, как и малолетние узники фашизма, в большинстве своём, не умеют смеяться. Может ли ребёнок научиться смеяться у курящей, матюгающейся и страдающей другими недостатками матери? В утробе матери начинается духовное развитие ребёнка. Уже с первых дней зачатия ребёнок видит и слышит мир глазами, ушами матери. И это его сильное единение с матерью, что ещё не изучено наукой, а отдельные истории, что, например, матери чувствуют боль своих детей на расстоянии (это утверждение поддерживается Церковью), многими ставится под сомнение.Вот одна такая история (у меня их целая коллекция) моего собрата по несчастью – малолетнего страдальца по вине фашистов смоленского поэта Анатолия Парпара, у которого мать белоруска, а отец украинец. Меня поразила его судьба. Каратели сожгли деревню. Матери Анатолия с полуторагодовалым мальчиком на руках удалось бежать. Еще более года продолжалась немецкая оккупация. Оставшиеся после расстрела немногие жители прятались в лесу, кто-то остался жить в колхозных картофельных ямах. Через неделю маленький Анатолий впал в состояние летаргического сна от голода и грохота немецких пушек, которые стреляли по партизанам. Мальчика собирались хоронить, связали из деревянных досок гробик. «А мать, которая лежала больная тифом, – рассказывал Анатолий Анатольевич, – видимо, обостренным, почти звериным чутьём почувствовала опасность для своего первенца и потребовала отвести её к ребёнку. Она упала на гробик, заплакала, и её соленая слеза упала Анатолию на губу. Он облизнулся. Она увидела это и выхватила Анатолия из этого дырявого гробика» (Ушакова И. «Пророки вещают», Рус. Вестник, 12.08.21).Неудивительно также то, что ребёнок не усвоил в начальной школе, он не сможет наверстать в дальнейшем. Этот недостаток в обучении детей повсеместный.Нобелевский лауреат по физике Виталий Гинзбург в беседе с журналистом сказал, что завидует жене, которая занималась в нормальной русской школе, когда большое внимание уделялось арифметическим операциям. Так случилось, что он до четвёртого класса не посещал школу – обучался на дому под руководством отца-инженера. Сейчас с высоты прожитых лет считает это большой ошибкой. Убежден, что отсутствие хорошей нормальной школы самым отрицательным образом сказывается на нем: считает медленно, с натугой, нет автоматизма в счете, всегда боялся расчетов, не любил их. Боязнь перед написанием документов. Считает, что писал мало сочинений.Хорошая тренировка и тренинг могут, по-видимому, сделать достойного профессионала и из человека со средними способностями, который при других условиях будет лишь тянуть лямку, станет неудачником, полагает В.Гинзбург («В нобелевские лауреаты – без аттестата и диплома», УГ, №45, 2003).Ничто не дается человеку просто так, и чтобы развиваться полноценно, нужно максимально задействовать все рецепторы восприятия, стимулировать мыслительную, физическую и эмоциональную активность в соответствии с возрастом. А самое главное – жить в обществе себе подобных, усваивая продуктивные модели поведения и реагирования. Человек не способен реализовать весь свой потенциал без общества себе подобных. А стремление родителей, авторов учебных программ и учебников ускорить умственное развитие детей приводит к противоположным результатам, порождая, дополнительно, повышение уровня агрессивности в школьной среде. Как существует специальная детская пища для его успешного физического развития, так такая же «пища» имеется и для его умственного и духовно-нравственного развития с учётом, что в определенные периоды в самом физиологическом и психическом процессе развития заложен максимальный потенциал для усвоения тех или иных навыков – это связано с темпом, ритмом жизни, формированием базовых систем жизнедеятельности.В возрасте 3-6 лет закладывается родительская школа ребенка, он наблюдает и копирует своих родителей (в нынешних семьях женщина и папа, и мама, и кормилица). И положение настолько тревожное во всем мире, что уже даже папа римский Франциск «запел» по-новому. Он одобрил документ, в котором хирургические операции по смене пола и суррогатное материнство приравнены к оскорблению человеческого достоинства.А отчаянно желающая стать родителями пара должна, по его мнению, рассматривать вариант усыновления, а не суррогатного материнства или экстракорпорального оплодотворения, поскольку такая практика еще сильнее разрушает человеческое достоинство.
Сомневающимся в информации, изложенной выше, рекомендую ознакомиться с судьбой маугли из Подольска Вити Козловцева (о нём множество статей и в СМИ, и в Интернете), который с рождения в течение шести лет до 2005 года жил и воспитывался взаперти с собакой. А в это время вменяемые мать и бабушка жили в соседней комнате, пользуясь всеми благами цивилизации. Когда дверь вскрыла полиция – увидели дикую картину.Пацан был голым, он ползал на четвереньках и издавал звуки, напоминающие собачий лай. Он скалил зубы, выл по-собачьи. Ногти ребенка на руках и ногах были длиной примерно пять сантиметров. Врачи считали, что мальчик никогда не заговорит. И только жертвенный подвиг многодетной мамы семейного детского дома «Милосердия» Лилит Гореловой совместно с её детьми и многими другими помощниками спасли Витю от одиночной палаты детской психиатрической клиники. Сама Лолит Горелова вспоминает: «Самым сложным оказался первый месяц. Витя боялся света, воды – весь дрожал, когда смотрел на кран, из которого она текла. Часами лежал не двигаясь, ночью плохо спал, прислушивался ко всему, иногда просто выл на луну. На кровать укладывался по-собачьи, свернувшись на самом ее краешке колечком. Долго не мог понять, зачем нужно ходить в туалет. Пришлось пользоваться памперсами – от них смогли отказаться, только когда мальчику исполнилось восемь лет. Ходить он не умел и передвигался на четвереньках, от этого на пальцах рук были мозоли. Ел Витя по-собачьи – жадно хватал зубами куски пищи и мгновенно их заглатывал, суп лакал языком, пригнувшись к тарелке.Говорить Витю учили братья и сестры. Выглядело это примерно так. «Витя, скажи: «ма-ма», а он в ответ: «гав-гав». Но большая семья не отчаивалась. Занимались с ним сутки напролет. Даже график составили: с 10 до 11 – Маша, с 11 до 12 – Дима... С непривычки к такому вниманию дикий мальчишка поначалу прятался под кровать, но уже через месяц все изменилось. Он начал внимательно слушать, а потом и говорить. Вот только первым словом Вити, которое он сказал через два месяца после переезда, стало вовсе не «мама».Достигнув совершеннолетия, медицинская комиссия признала Виктора не способным к самостоятельному проживанию из-за ограниченных умственных способностей. В развитии выше трёхлетнего ребёнка он не продвинулся. Ему грозило в дальнейшем проживание в одиночной палате психиатрической больницы.И вновь на помощь Вите пришла Лолит – она оформила, преодолев административные придирки чиновников, пожизненно над ним опеку.Принимаемые в Беларуси и России экономические меры, стимулирующие повышение рождаемости, не принесли ожидаемых результатов. Если не принять кардинальных мер, а они лежат в духовной сфере, то через десятилетие начнётся необратимый процесс исчезновения этноса белоруса и русского.Вновь возникает извечный русский вопрос – кто виноват и что делать?Об этом мы поговорим в следующей статье.
Иван Мартынов, доцент, кандидат физико-математических наук, зампредседателя городского «Русского общества», Могилёв
https://ruskline.ru/news_rl/2024/05/07/inkubatornye_deti_civilizaciyu_ne_spasut