Участник боевых действий полковник запаса Владимир Азаров о резонансном инциденте в Сирии ...

Бывший миротворец, начальник службы безопасности миссии ООН, участник войны в Афганистане, боевых действий на Балканах, в Приднестровье и странах Западной Африки, полковник запаса Владимир Алексеевич Азаров в интервью газете «Слово» рассказал о том, как России предотвратить в будущем потери, которые понесла наша армия в Сирии в борьбе с террористами. И ответил на острый вопрос: По ошибке или с умыслом был сбит российский военный самолет?
 
«Это известие меня просто ошеломило, - признался эксперт, - потому что ситуация выглядела совершенно нелогичной. Как могло случиться так, что самолет радиоэлектронной разведки, комплексной фоторазведки, радиоперехвата, оснащенный самым современным оборудованием - "глаза и уши" нашей группировки ВКС в Сирии (!) - был так легко уничтожен по нелепой случайности, по стечению обстоятельств, которыми, как заявило наше военное командование, умело воспользовались израильские летчики? Погибли пятнадцать высококлассных офицеров, для подготовки которых нашему государству потребовались многие годы. Чудовищная и невосполнимая потеря!»
 
«Вспоминаю события почти двадцатипятилетней давности, связанные с моим пребыванием на Балканской войне в Югославии. Я тогда служил в миротворческих войсках ООН и был среди тех, кто старался делать все возможное, чтобы предотвратить разрастающийся в этой стране межнациональный и межконфессиональный вооруженный конфликт между сербами, хорватами и мусульманами. Оказавшись в самом эпицентре событий, мы, бывшие советские военные и нынешние миротворцы, вспоминали опыт предыдущих сражений и войн - Великой Отечественной, войн в Корее и Вьетнаме, в Персидском заливе - искали способы применить этот опыт на практике. Одновременно делились с нами своим опытом НАТОвские офицеры, которые на протяжении десятилетий принимали участие в миротворческих операциях по всему миру. Они знали и всегда соблюдали неоспоримое правило и объясняли нам, что для организации полетов авиации над территориями государств, где проводятся боевые действия конфликтующих сторон и действуют миротворческие войска, должны заключаться специальные Соглашения по совместному использованию воздушного пространства всеми вовлеченными и не вовлеченными в проведение миротворческих операций сторонами», - рассказал Владимир Алексеевич.
 
«На основании такого Соглашения все воздушное пространство над Югославией было распределено по зонам ответственности, - вспоминает он. - Во всех зонах были указаны высоты, эшелоны, направления и другие необходимые параметры для использования авиации. Наблюдение за исполнением Соглашения осуществляла Центральная воздушная комендатура и региональные воздушные комендатуры ВВС участвующих в конфликте стран и НАТОвских сил, привлекаемых для решения задач миротворческих контингентов, которые находились в подчинении Центральной комендатуры».
 
«Миссией UMPROFOR (УМПРОФОР) Центральная воздушная комендатура была организована в Сараево, столице республики Босния и Герцеговина. В ее работе принимали участие в основном офицеры из Норвегии. Эти офицеры MovCon (Мувкон- Управление движением) отлично справлялись со своими обязанностями во многих миссиях и на Балканах также зарекомендовали себя с очень положительной стороны. Таким образом, самолеты всех сторон, вовлеченных в урегулирование конфликта, действовали только в указанных зонах, - подчеркнул Владимир Азаров. - В случае нарушения Соглашения следовали серьезные разбирательства, проводился анализ происшествия и принимались суровые меры по отношению к нарушителям».
 
«Все эти действия значительно помогли облегчить безопасность полетов в воздушном пространстве Югославии, - не сомневается он. - В результате, более чем за четыре года действия миссии UNPROFOR на территории бывшей Югославии не произошло ни одного серьезного происшествия, связанного с потерей по вине одной из сторон воздушного судна».
 
«К сожалению, - посетовал эксперт, - в наших Вооруженных Силах с давних пор существовала такая практика, что в военных училищах и академиях активно изучался опыт ведения боевых действий и военных операций только времен Великой Отечественной войны. Анализу других военных кампаний и различных вооруженных конфликтов, проходивших после Второй Мировой, особенно таких войн, как: Корейская, Вьетнамская или Афганская, уделялось очень мало внимания. Возможно, поэтому в современных учебных планах что-то оказалось забытым, не проанализированным тщательно, и очень важные вопросы, связанные с ведением боевых действий, особенно на зарубежных театрах военных действий, выпали из поля зрения командного и преподавательского состава военных учебных заведений. Особенно это касается "Войны в заливе" и Балканской войны, где применялись новые формы и методы ведения боевых действий, использовались современные системы управления, техника и вооружение последних поколений. Наряду с этим в Армии после волны увольнений в девяностых и нулевых годах опытных офицерских кадров, кто лично принимал участие в различных, еще не таких далеких по времени, войнах, и прежде всего таких офицеров, которые могли бы передать молодому поколению свой собственный бесценный боевой опыт, практически не осталось».
 
«Зато НАТОвские офицеры, военное командование США прекрасно владеют опытом прежних лет, - заявил Владимир Азаров. - Почему они не предложили Российскому командованию определить четкие зоны ответственности для действия авиации каждой из вовлеченных в конфликт в Сирии сторон, стоит только догадываться. Во всяком случае, в настоящее время происшедшее в Сирии событие ясно указывает на необходимость срочно активизировать работу международного сотрудничества всех воинских контингентов и армий, совершающих полеты в этой стране, и, прежде всего, определить зоны полетов.
 
С этой инициативой следует выступить Российскому командованию, поскольку наши войска находятся на территории Сирии на законных основаниях, по приглашению сирийского правительства. Безусловно, сделать это следовало намного раньше, после первого инцидента с нашим самолетом, сбитым турецкими войсками».
 
«Сейчас такая необходимость назрела особенно остро, - подчеркнул он. - В противном случае подобные инциденты могут повторяться, несмотря на принимаемые руководством страны и военным командованием меры по усилению безопасности полетов наших летательных аппаратов в воздушном пространстве Сирии».

Источник