О полемике вокруг статьи «Вакцинация похоронила «крымский консенсус» власти и патриотов»

Новогодние дни ознаменовались бурным обсуждением на форуме РНЛ статьи главного редактора А.Д. Степанова «Вакцинация похоронила «крымский консенсус» власти и патриотов». Таким бурным, что я не могла пройти мимо, тем более что в оживленном гомоне спорящих женский голос был слышен всего один раз. Необходимость поддержания гендерного равновесия требовала вмешаться, что я и делаю.

После внимательного прочтения статьи и комментариев под ней я отметила для себя одну важную деталь.

Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Вы начинаете обороняться. Это плохо, потому что при обороне нормальная дискуссия невозможна, так как внимание и силы направлены на то, чтобы удержать и парировать удар с наименьшими потерями для себя. С одной стороны, я понимаю вас: среди тех, кто высказывал свое мнение под вашей статьей, абсолютное большинство не разделяют ваши взгляды, и вы вынуждены прижиматься спиной к стене, чтобы защитить тылы. Но, с другой, может, это как раз повод задуматься о том, что вы, собравший и сплотивший нас на Русской народной линии, в чем-то заблуждаетесь? Как так получилось, что вы стали главным оппонентом своим читателям? Ведь именно вы много лет формировали информационную политику на РНЛ, именно вы внесли огромный вклад в создание того самого православно-патриотического движения, которое сейчас безвременно хороните. Именно благодаря вам многие из комментаторов имели возможность в одном месте познакомиться со взглядами В. Катасонова, В. Расторгуева, Н. Старикова, С. Михеева – не говорю уже о том, что именно у вас на сайте в нулевых и в десятых годах публиковались защитники традиционных семейных ценностей И. Медведева, Т. Шишова, Л. Рябиченко, О. Четверикова и прочие. Ваш сайт многие годы был дискуссионной площадкой, местом притяжения православных патриотов. Да он и сейчас пока еще остается таким местом, но... Но что-то сломалось – говорю это как ваш многолетний автор.

В ваших последних статьях, посвященных проблеме отношения православных патриотов к вакцинации, сквозит растерянность. Вы не ожидали такого бурного отпора? А почему? Это было закономерно – слишком много липкой лжи вокруг всей этой ситуации с внезапной навязчивой заботой властей о здоровье граждан. Заметим, именно властей – не медиков. При этом никто – ни Голикова, ни Попова, ни Собянин, ни другие губернаторы и мэры – не говорят о необходимости укрепления иммунитета, о необходимости постоянного обеззараживания самолетов, поездов, междугородных и международных автобусов, снующих как внутри страны, так и между Россией и «заразными» странами. Никто не вводит режим ЧС, – но при этом все действуют так, будто у нас эпидемия бубонной чумы, от которой есть только два средства для спасения: маска на лицо и укол в руку. И люди почувствовали неправдишность этой показной заботы – и отшатнулись от тех, кто ее неумело симулирует. И, вслед за великим Станиславским, коллективно воскликнули: «Не верю!»

Нет, я конечно, не отрицаю наличия короновируса как такового – искусственно созданного или естественно взбесившегося, уже не важно. Он есть, и помяни, Господи, души многих усопших от него и от осложнений, им вызванных. Но меня, как и многих других, отталкивает ложь, сопровождающая его появление с самого начала. Помните? – кадры из Уханя, где якобы зараженные ковидом люди падали на землю и тут же умирали, корчась в судорогах... Что-то я за два года эпидемии в России не видела ни одного заболевшего, кто бы так картинно растянулся на тротуаре, показательно задыхаясь. Изначальную ложь для того, чтобы посеять панику, лишить людей воли и способности к сопротивлению, подхваченную и раскрученную СМИ, – вот что увидели и почувствовали многие в этой эпидемии.

Это была первая реакция. А вторая была реакцией нормального думающего человека: «Ищи, кому эта ложь выгодна». И люди стали искать – тем более что и ходить-то далеко не надо было, всё лежало на поверхности.

Собянин с его беспрецедентными, супержесткими ограничительными мерами и введением тотального QR-контроля не мог не оттолкнуть людей от власти. Никому, знаете ли, не нравится, когда его ломают через колено, когда за шаг вправо – шаг влево (в полном смысле) тебя отслеживают по твоему же телефону и штрафуют не на 500 рублей, а сразу на 15 тысяч. Одобрить эту политику могли лишь мазохисты, коих в любом обществе не так уж много.

Но самым главным, самым опрометчивым шагом власти в том, чтобы оттолкнуть от себя именно православных патриотов, стало закрытие доступа в храмы в самые святые для любого верующего человека дни – на Страстную Неделю и в Праздник Пасхи 2020 года.

Сейчас уже, мне кажется, для каждого очевидно, что это был удар власти под дых именно православной общественности. Можно рассуждать задним числом о том, что Попова, как неверующая, не представляла себе, чем является закрытие храмов в эти дни для православных христиан. Что Голикова (кстати, позиционирующая себя как православную) просто перестраховалась. Что владыки пошли на это под жестким прессингом местных властей, – сейчас это уже не имеет значения. Перелом в душах многих православных патриотов произошел именно тогда, когда перед ними закрыли ворота храма, когда они, стоя в Святую Ночь на улице, просовывали головы через решетку, чтобы уловить великий миг первого возгласа: «Христос Воскресе!»

Говорить после этого о каком-то «консенсусе», «симфонии» между властью и православной частью общества смешно и грустно одновременно. Мы тогда убедились, что светская власть, если ей не противостоять, с невозмутимой жестокостью может попрать любые религиозные традиции для достижения своих целей. Что со времен СССР, по большому счету, ничего не изменилось, во власти всё те же атеисты, и если в один непрекрасный момент губернаторам и мэрам сверху скажут «фас!» (хотя бы тот же Роспотребнадзор), то они беспрекословно обеспечат массовое закрытие церквей к установленному сроку, невзирая ни на какие мирные протесты.

Как вы, Анатолий Дмитриевич, помните, «неистовый Артюх» иже с ним именно после этого начали обвинять всё священноначалие подряд в продажности «мировой закулисе» и, в лучших традициях большевизма, требовать их отставки. Я не берусь с той же непревзойденной легкостью, как упомянутые «православные миряне», судить о действиях иерархов нашей Церкви, но то, что это их решение очень сильно повлияло на настроения их же паствы и в конечном итоге существенно изменило структуру, цели и методы работы православно-патриотического движения в России, – несомненно.

Господь любые непростые жизненные ситуации оборачивает для нашего блага, для нашего спасения. На форуме кто-то написал, что вся эта ковидная истерия преследует своей целью «спрямить пути для антихриста». Возможно, у неких сил и есть такое желание, как у трансгуманистов – обеспечить к 2025 году технологическую сингулярность, основанную на тотальной цифровизации. Но «человек предполагает – Господь Бог располагает». Всё будет в конечном итоге не так, как хочется кому-то, а так, как решит Господь, взирая на наши дела и молитвенные труды.

Анатолий Дмитриевич, по моему скромному женскому суждению, основанному на тесном общении с теми самыми православными патриотами, которых вы уже похоронили, сейчас идёт процесс переплавки – подобный тому, что происходил в конце 90-х и в конце нулевых: зарождается новая форма православно-патриотического движения. Его можно назвать движением профессионалов с православным мировоззрением. То есть это уже не только бывшие неофиты, пришедшие к вере в зрелом возрасте, а и 30–40-летние специалисты, впитавшие в себя православный дух с детства. Их отличие от нас в том, что они мыслят не как прозревшие комсомольцы, а как люди, которые просто не умеют мыслить по-другому. И вот они разговаривают с властью уже без навязанного некогда православным комплекса неполноценности «невежественных мракобесов». Если та, не дай Бог, действительно, начнет повсеместно закрывать храмы, ссылаясь на эпидемическую ситуацию, они будут отстаивать свои религиозные права, ссылаясь в ответ на законы и статьи Конституции. Да, они более прагматичны, чем мы, – но поэтому и более успешны в достижении своих целей. Они знают, как разговаривать с чиновниками и депутатами, потому что понимают логику их мышления и поступков. И они не против этой самой власти, отнюдь, они против ошибочных решений, которые она подчас принимает.

Пока была доковидная, мирная ситуация общения власти и верующих, процесс смены православно-патриотической парадигмы происходил незаметно и постепенно. С ее изменением, с возникновением, как сейчас говорят, «новых вызовов», положение изменилось.

Обратите внимание на появление в последнее время совершенно новых форматов взаимодействия патриотической общественности и представителей власти: пресс-конференции в Общественной палате России, многочисленные организованные звонки и письма в Аппарат Президента, в приемную Государственной думы... А последнее обращение новосибирских православных активистов в Следственный комитет России по поводу концерта лидера группы «Rammschtein» Тилля Линдеманна в Новосибирске? На него немедленно отреагировал глава СКР Бастрыкин, о чём сообщили все СМИ. Когда еще такое было?!

Власть, хоть и нехотя, но признала право православной патриотической общественности отстаивать свои убеждения, свои ценности. А ведь, по большому счету, началось всё именно с протестов тех, кого вы называете антиваксерами – с их писем, их обращений, их требований к чиновникам объяснить законность массовой принудительной вакцинации, введения противоэпидемических ограничений и QR-кодов. И к их голосам прислушались, вот что важно! Прислушались, потому что сегодня в их рядах юристы, политики, ученые, которые не стесняются признаться, что они исповедуют православную веру, что они патриоты своей страны. Это огромное достижение последних лет, к которому, заметим, напрямую причастны и вы, Анатолий Дмитриевич.

Так что не переживайте, православно-патриотическое движение не умерло и умирать не собирается. Наоборот, оно обновляется, становится более сплоченным, более грамотным, более профессиональным, начинает разговаривать с властью на равных. И, как ни парадоксально, во многом это результат непродуманных действий вакцинаторов и «куаркодизаторов». Именно в противостоянии с ними православные патриоты отрабатывают методы борьбы за свои права, за традиционные ценности, против навязывания нам западной глобалистской повестки.

Поздравляю вас, Анатолий Дмитриевич, и всех авторов и форумчан РНЛ с Рождеством Христовым!

С НАМИ БОГ! РАЗУМЕЙТЕ ЯЗЫЦЫ, И ПОКАРЯЙТЕСЯ: ЯКО С НАМИ БОГ!

Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, директор Межрегионального правозащитного центра «Соотечественник», Новосибирск

ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ АНАТОЛИЯ СТЕПАНОВА

Хотел бы, прежде всего, поблагодарить Галину Анатольевну, что чувство гендерной справедливости сподвигло её столь внимательно прочитать мою статью. Её возражения дают мне возможность пояснить некоторые вопросы, которые, как выясняется, не совсем правильно были поняты, а в чём-то и возразить моей оппонентке. И я прошу прощения у автора, что использую служебное положение и делаю это здесь, под её статьёй. Просто боюсь, что до написания самостоятельного текста руки не дойдут. Да и так удобнее для читателя.

Итак, что я хотел бы пояснить и на что возразить.

Первое. Я вовсе не «хороню православных патриотов». Напротив, я надеюсь, что православные патриоты – это пока еще не востребованный властью резерв, которые может принести пользу России. Поскольку это – искренние, духовно и идейно мотивированные, любящие свою Родину, готовые послужить своему государству люди. Однако сегодня православные патриоты зашли в тупик, многие из них ступили на стезю борьбы против своего государства. И поводом для разделения власти и патриотов стала именно вакцинация. Кто-то решил использовать недоверие населения к вакцинации, чтобы извлечь из этого политические дивиденды в рамках пресловутой идеи «третьей силы». Разумеется, в благородных целях спасения Отечества. Кто-то по наивности не смог критично оценить антиваксерную пропаганду, которая появилась, кстати, на Западе, в протестантских кругах.

Я не хороню православных патриотов, но я призываю к ревизии патриотического движения, к освобождению от тех, кто уже начал открытую борьбу против своего государства. Поскольку эта позиция не только ведёт в тупик православно-патриотическое движение, но и грозит серьёзными потрясениями для страны. Патриоты куда более опасный противник для государства, чем навальнята и либералы.

Второе. Не думаю, что ситуация выглядит так, что я, как главный редактор, оказался едва ли не в одиночестве, что читатели РНЛ выступают против моей позиции, что я прижат к стене, обороняюсь, растерян и т.д. Конечно, глядя на форум, может сложиться впечатление, что большинство читателей – воинствующие антиваксеры. Но, во-первых, я знаю, что есть много читателей РНЛ, и некоторых я знаю лично, которые поддерживают мою позицию. Некоторые просто не хотят выступать публично, кое-кто побаивается подвергнуться травле. Во-вторых, мы ведь публикуем и альтернативную точку зрения, если она не оголтело антиваксерская (я использую этот термин, кстати, не с целью оскорбить кого-то, а как уже устоявшийся в общественной дискуссии).

Да, за годы существования «Русской линии», затем «Русской народной линии», от нас уходили некоторые авторы. Помимо названных Г.А. Пырх, можно вспомнить бывшего священника Алексия Мороза, бывшего диакона Илью Маслова, Владимира Семенко, Игоря Друзя, Анатолия Артюха, Владимира Хомякова, Андрея Цыганова и некоторых других. Порой причиной был уход в раскол, делавший сотрудничество невозможным, как в случае с А.Морозом. Или вскрывшиеся обстоятельства отсутствия законного рукоположения, как в случае с И.Масловым. Но чаще возникали разногласия по каким-то вопросам редакционной политики, например, отношения к Священноначалию или понимания места патриотов в политической жизни. Ничего не поделать, это – живой процесс. По крайней мере, я всегда старался не допускать до разрыва и до последней возможности пытался умирять возникавшие конфликты. Возможно, не всегда был убедителен, но тут уж ничего не поделаешь. Есть вопросы, по которым не полезно высказывать противоречивые точки зрения.

Ну а для человека консервативных взглядов, каковым я являюсь, привычно плыть против течения. Истина ведь не определяется большинством голосов.

Третье. Мои оппоненты пытаются представить мою позицию как пропаганду вакцинации, что в корне неверно. Больше того, сам я до сих пор прививку не делал, поскольку после болезни у меня сохраняется вот уже год высокий титр антител, который в последнее время даже вырос. Но я серьёзно отношусь к вакцинации и не вижу никаких препятствий, чтобы её сделать при необходимости. Все эти антиваксерские утверждения про «модную процедуру», которая не страшнее гриппа; про «непроверенную жижу» под видом вакцины; про утрату образа Божия у привитых; про чипизацию под видом вакцины; про сговор власти с ВОЗ и Гейтсом для утилизации населения России и проч., я считаю просто бредом.

Но моя тревога связана с тем, что, увлёкшись борьбой против вакцинации, патриоты незаметно стали бороться против власти. Что и требуется нашему внешнему врагу. Все мои статьи на тему вакцинации посвящены именно этому.

Четвёртое. Порой Галина Анатольевна сама становится на сторону той самой части православных патриотов, которых я критикую, когда начинает обличать власть во лжи. Всё-таки важно называть вещи правильно. Я считаю, что корректнее говорить об ошибках власти, особенно на первых порах, после появления морового поветрия. Да, была истерия, которая выразилась, в том числе, в требованиях закрыть храмы. На практике, впрочем, многие храмы не закрывались, православным просто предложили не афишировать своё участие в богослужениях на Пасху и на Страстной. У нас в храме так и было. Хотя истерика подействовала на многих. Были ошибки и с несвоевременным закрытием авиасообщения, но власть можно понять, она боялась недовольства населения. В целом власть всё время с начала пандемии пытается пройти между Сциллой ограничительных мер и Харибдой народного недовольства.

После создания вакцины была определённая эйфория, что она будет помогать долго, потом выяснилось, что болезнь опаснее и сложнее. Я не вижу и тут никакой лжи, вижу только уточнение позиции врачей, создателей вакцин и представителей власти.

Пятое. Это не значит, что у меня нет никаких претензий к действиям властей во время пандемии. Самая главная претензия заключается в том, что власть фактически переложила расходы на плечи населения. По большому счёту, власть должна была не только бесплатно предоставлять вакцину, но и организовать бесплатное обследование на предмет необходимости вакцинации, например, то же обследование на антитела, довольно дорогое. Одно дело – введение режима чрезвычайной ситуации, что, кстати, предлагает автор статьи, это привело бы к серьёзным издержкам для госбюджета, и тут я власть понимаю, другое дело – расходы на подготовку к вакцинации, которые переложены на плечи населения.

Шестое. Отдельно хотел бы остановиться вот на этой мысли автора статьи: «Со времен СССР, по большому счету, ничего не изменилось, во власти всё те же атеисты, и если в один непрекрасный момент губернаторам и мэрам сверху скажут «фас!» (хотя бы тот же Роспотребнадзор), то они беспрекословно обеспечат массовое закрытие церквей к установленному сроку, невзирая ни на какие мирные протесты». Категорически не согласен с этим утверждением. Автор, похоже, исходит из иллюзии, что православных в обществе – большинство. А на деле нас очень мало, и без помощи государства, без благосклонной позиции власти сегодня православным в России не выжить. В разгар истерии весны 2020 года, когда звучали призывы закрыть храмы, я вдруг отчетливо представил, что будет, если власть устранится и даст свободу истеричной пропаганде, что православные – враги общественного здоровья. Нас бы просто порвали обезумевшие обыватели, священники боялись бы появляться в облачении на улице. Так что власть нужно благодарить, что она нас защищает. Не там Вы видите реальную угрозу, Галина Анатольевна.

Наконец, седьмое. Я надежды связываю не с тем, что 30-40-летние православные, выросшие в православной традиции, не состоявшие в комсомоле и компартии, не пережившие ломки эпохи распада великой страны, смогут успешно отстаивать свои интересы перед лицом государства. Я надеюсь, что они придут на чиновничьи должности, займут позиции в бизнесе и общественной жизни и обеспечат симфонию между государством и патриотами. Наше государство не может быть враждебно православным патриотам. Если это происходит, что-то не так в сознании людей, называющих себя православными патриотами.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор портала «Русская народная линия», председатель «Русского Собрания»

https://ruskline.ru/news_rl/2022/01/08/rano_horonit_pravoslavnyh_patriotov_?page=2