Послесловие к неудавшемуся мятежу

По мере того, как страна немного перевела дух по завершению похода «вагнеровцев» на российскую столицу, время задаться вопросами относительно причин и предпосылок наметившейся катастрофы, которую только Провидение на этот раз отвело от России. 

Ассоциации со Смутным временем получили 24 июня 2023 г. неожиданное символическое и практическое подтверждение: именно близи тех скоростных трасс, по которым мчались на Москву недавние «солдаты удачи», три-четыре столетия назад пролегали степные шляхи, коими накатывались на Русь отнюдь не только степные кочевники. Разного рода «лихие люди» и мятежники точно также устремлялись на Первопрестольную через Воронеж, Елец, Каширу и Серпухов. Имена Ивана Болотникова и Истомы Пашкова обрели в наши дни неожиданных продолжателей. 

Самое простое объяснение произошедшей в июньские дни трагедии — это сведению ее к личному конфликту «Пригожин—Шойгу/Герасимов». Безусловно, отношение высших военных чинов к наемным контракторам еще с сирийских времен было чванливым и потребительским, да и вовлеченные в эти сложные отношения персоны — отнюдь не обладатели утонченных манер или мастерства корректного диалога. Однако  будь стороны конфликта сдержаннее или осмотрительнее, он все равно бы прорвался наружу ввиду системных ошибок и провалов в политике обеспечения обороны страны.

Один из них попытались исправить, намереваясь к 1 июля 2023 г. завершить эпопею «Вагнера» в качестве предоставленного самому себе незаконного вооруженного формирования. Это и стало, как полагают, спусковым крючком для явно преждевременного выступления, которое готовилось не один месяц.

Главная из стратегических причин  мятежа — катастрофическое «реформирование» Вооруженных Сил, которое сводилось на деле к тому, чтобы российская армия и не помышляла всерьез воевать с противниками времен «холодной войны». Ведь теперь эти противники стали партнерами постсоветского «политического класса», которые, очевидно, требовали от своих визави все больших и больших доказательств отказа от былого «имперского наследия», главным из которого как раз и выступали остатки советской военной машины, некогда способные вести масштабные общевойсковые операции. Что таковые не по плечу современной российской армии, стало понятно после начала СВО довольно быстро, приведя на фронт в частную военную компанию Евгения Пригожина, в то время компактную и немногочисленную. 

Однако привлечена она оказалась на особых, привилегированных условиях, которые никак не согласовывались с фундаментальными установками военного дела. Был вбит один из первых гвоздей — наряду с особым статусом чеченских формирований, в разрушение системы единоначалия и централизации, на которых и держатся армии современных государств.

Это менее, чем за год превратило обычное, хотя и незаконное ЧВК в настоящую частную армию, коих никогда не наблюдалось в военной истории России. Даже в эпоху феодальной раздробленности воинскими корпорациями, автономными от государства, никак не могли непосредственно руководить люди торгового звания. 

Однако теперь, благодаря и развалу ельцинского периода, и сердюковскому погрому, не у дел оказались многие тысячи профессионалов ратного мастерства, которые, не осознавая того, были превращены в выгодный актив, своей кровью приносящий прибыль новым хозяевам жизни.

Сначала продвижение проектов нелегальных ЧВК велось под лозунгом обеспечения национальных интересов России в ближнем и дальнем зарубежье. Но когда на месте самой успешной из них оформилась, по сути, милитаризованная коммерческая секта, еще только предстоит выяснить.  

События июня 2023 г. доказывают, что во главе ее оказались некогда заслуженные люди, сознание которых за время пребывания вне сферы действия воинских уставов и военной прокуратуры оказалось необратимо деформировано.

Вольная жизнь, постоянный риск и высокий достаток сформировали новую генерацию полевых командиров, которые чем дальше, тем больше отдалялись от своих бывших соратников по службе. Для последних же, пока не начались убийства верных присяге солдат и офицеров, именно командиры «Вагнера» превратились в образец для подражания, ведь именно они показали выдающиеся тактические умения, лучшую организацию и не боялись ставить на место паркетный, да и боевой тоже, генералитет. 

Апогеем и вершиной морального превосходства частных контракторов над высшими регулярами несомненно останется беседа во дворике штаба ЮВО с Евгением Пригожиным, во время которой двое заслуженных генералов выглядели как провинившиеся старшеклассники на уроке начальной военной полготовки.

Никто не задумывался, правда, отчего у ЧВК и у позывного военного лидера компании такое чуждое русскому слуху название, происходящее от имени любимого композитора одного немецкого ефрейтора. По всей видимости, не обошла командный состав «Вагнера» и мода на неоязычество, характерная как для российских спецназовцев, так их натовских коллег. 

Очевидно, что дерзкие и предельно циничные действия «вагнеров» в период мятежа основаны на сложившемся в их среде культе своей исключительности, который только подогревался на фоне той среды, среди которой им приходилось действовать в 2015-2023 гг. 

Понятно, что некомпетентные российские военные чины, продажные восточные владыки, нищие  племена Африки — это тот окружающий мир, который порождает соблазны поверить в собственное особое предназначение. Убежденность в котором и сделало высшие касты организации «Вагнера» весьма удобной средой для манипуляций по поводу реванша из-за нанесенных командой Шойгу унижений и обид.

Стратегическая цель владельца частной армии, несомненно, шла куда дальше.  Действия «вагнеров» на деле выходят за рамки военного мятежа. Показателен факт умелой работы с общественным мнением и информационной средой со стороны пропагандистов «Вагнера»: все видели, как на улицах Ростова обычных горожан, призывавших парней из ЧВК одуматься и вернуться к своему долгу, постепенно вытеснили некие «сочувствующие», которые почти с той же энергией чествовали готовыми обратить в пепел их родной (родной ли?) город путчистов,  с какой на камеры то же самое и не столь давно демонстрировали  африканские аборигены.

Не приходится сомневаться, что подобные заготовки, причем уже с использованием неких медийных личностей, имелись в распоряжении мятежников и в российской столице.

Очевидно, что при захвате стратегических объектов Москвы, неудавшиеся триумфаторы не ограничились бы только отставкой министра обороны или начальника Генерального Штаба. Как минимум, выдвигались бы собственные кандидатуры на эти посты, кого-нибудь из условных «Селезнева», «Гусева» или «Уткина» — неважно кого именно, но лично преданных Е.В. Пригожину бывших российских офицеров.

Не вызывает сомнения, что основная часть политической программы владельца частной армии содержится во второй, пока неопубликованной, части статьи Пригожина. Зато первая, выпущенная в свет за два дня до захвата Ростова-на-Дону, вызывает предположения в наличии зарубежного следа в выступлении «вагнеров».

Пока о такой версии заявил только многострадальный президент Сербии Александр Вучич, который руководствуется в большей мере собственным политическим опытом, нежели непосредственной информацией. Однако не оставляет убеждение, что день ото дня доказательств внешнего раздражителя мятежа на Юге России, будет появляться все больше и больше.

Е.В. Пригожин и сам дал повод так считать, ибо в опубликованной части его последнего предмятежного выступления прямо опровергаются цели Специальной военной операции  России на Украине —  той самой, в которой погибли десятки тысяч русских мужиков, имевших неосторожность оказаться под командованием олигарха.

Владелец «Вагнера» прямым текстом провозгласил причиной СВО не борьбу за Новороссию, не собирание русских земель, а личные амбиции министра  Шойгу и генерала армии Герасимова, а также желание российских олигархов «ограбить Украину», тем самым пропев в унисон с заказными пропагандистами Голобородько-Зеленского.

Были в статье и сетования по поводу якобы недостатка желания Кремля договариваться с киевской стороной, и прямая ложь о восьмилетнем спокойствии в терзаемых нацистским террором ЛДНР. В свете чего неудивительны прямые поощрительные шаги руководства США по отношению к частной армии Пригожина: временная отмена принятия очередного санкционного пакета в адрес ЧВК «Вагнер», а также благоприятный информационный фон в западных СМИ во время самого мятежа — мятежа в стране, с которой Вашингтон имеет дипломатические отношения. 

Аксиомой является тот факт, что тщеславный, амбициозный и оскорбляемый долгие годы субъект — это первый претендент на контакт со стороны вражеских представителей.

Рады бы ошибиться, но почему-то кажется, что во второй, неопубликованной части последней статьи Пригожина могли бы содержаться призывы к отказу от изначальных задач СВО и заключению очередных похабных соглашений с Киевом. Впрочем, второй части этого манифеста, общество уже никогда не увидит, ибо путчистам не удалось добиться стратегического успеха. 

Причин тому несколько — и устойчивость «вертикали власти», которую кто только не ругал, но которая не дала видимых колебаний хотя бы в информационной сфере. И наличие серьезного противовеса в лице «кадыровцев», которые в отличие от русской армии не разделяли пиетета к «вагнерам» и могли начать с ними реальный бой в Ростове-на-Дону. И профилактические мероприятия в столице и в других городах, начавшиеся несколько ранее вооруженного мятежа. 

Главная же причина в том, что русский солдат и русский фронтовой офицер не позволили себе колебаний в условиях тяжелого внутреннего кризиса и стойко выполнили свой долг даже после предательства тех, кого пропаганда превратила в популярных кумиров.

Сейчас мы можем наблюдать только экстренные, первоочередные меры по ликвидации опаснейшего кризиса. Представляется, что они должны быть дополнены  мерами уже системного порядка. 

Во-первых, недостаточно простого перевода отношений различных добровольческих формирований на контрактные отношения с военным ведомством. Такие формирования должны быть включены на правах линейных частей в соединения регулярной армии. 

Во-вторых, необходим отказ от наличия национальных и региональных частей, ЧВК государственных корпораций и переход уже существующих структур подобного рода на экстерриториальный принцип комплектования. То же самое, при всей сложности такого начинания, должно касаться и большей части чеченских формирований, особенно — задействованных в зоне СВО. 

В-третьих, требуется создать особые зоны обороны вокруг Москвы, Петербурга, ряда других стратегических мегаполисов, особенно — расположенных на дальневосточных рубежах. Конкретные контуры таких укрепленных районов — территориальные, организационные и кадровые — в целом хорошо понятны представителям военного ремесла.

 

Выполнение последней задачи неисполнимо без новой волны частичной мобилизации, реальность которой будет определяться  итогами летне-осенней кампании 2023 г.

 

Дмитрий Цыбаков, доктор политических наук

 

https://www.segodnia.ru/content/275318