Мир не примет «евангелие от Байдена», и Штатам придется менять свой взгляд на мир
Во время визита в Оксфорд несколько недель назад Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС, сделал интересное заявление: «Дипломатия — это искусство управления двойными стандартами».
Самый вопиющий пример такого «двойного» мышления связан с тем, как Запад «управляет» созданными реалиями. Создается двойной стандарт — нарратив о том, что мы «побеждаем», а они «проигрывают».
Создавать сказки о победе (вместо того, чтобы действительно побеждать) — может показаться умным выходом из положения, но неопределенность, возникающая при этом, может иметь катастрофические последствия.
Например, намеренно запутанные угрозы президента Макрона отправить силы НАТО на Украину только способствовали тому, что Россия ускорила наступательные операции и подготовку к более масштабной войне против НАТО.
Возьмем более существенный пример — ответ президента Путина на вопрос прессы во время его визита в Узбекистан.
Путин сказал, что представители стран НАТО, особенно в Европе «сначала провоцировали нас на Донбассе, 8 лет водили нас за нос, обманывали о том, что они собираются якобы решать вопрос мирным путем, и вынудили нас предпринять попытки приведения ситуации к миру вооруженным способом.
Потом обманули нас в ходе переговорного процесса, решили, что они победят Россию на поле боя, нанесут стратегическое поражение.
Они хотят глобального конфликта. Мне кажется, они хотели договариваться в сфере стратегических вооружений. Но что-то мы не видим большого желания это сделать… Ну посмотрим, что будет происходить дальше", — заключил Путин.
Естественно, на Западе многие скажут, что это только «российская часть истории», что Запад действовал разумно, и что он отвечал на действия Москвы.
Главный качеством Запада считается так называемое «рациональное мышление» (наследие Платона и Аристотеля). Однако попытка использовать светскую рациональность для анализа геополитических событий может привести к неверным выводам. Потому что такой ограниченный инструмент как рацио вынуждает отсечь глубокую динамику истории и контекста, что рискует привести к искаженному анализу и ошибочным политическим шагам.
Чтобы было понятно: к чему привела эта обманная дипломатия? Только к тому, что Москва совершенно не доверяет европейским лидерам и не желает иметь с ними никакого дела.
Рационально ли заставлять таких деятелей как Путин гадать, действительно ли Россию ждет столкновение с Западом, который решил нанести ей «стратегическое поражение», или просто Вашингтон стремится создать «победную риторику» перед ноябрем?
Путин говорит прямо: европейцы, которые поставляют и эксплуатируют такое оружие, уже воюют с Россией. Попытки «управлять двойными стандартами» не сработают: нельзя утверждать, что как только американские боеприпасы транспортируются, они волшебным образом становятся «украинскими», и в то же время рассказывать, что разведывательная работа специалистов НАТО не подразумевает войну с Россией.
Путин ясно предупредил Запад: «представители стран НАТО, особенно в Европе, особенно в малых странах, должны отдавать себе отчёт, с чем они играют».
Тем не менее в Европе идею удара вглубь территории России рассматривают как вполне рациональную — хотя известно, что такие удары не изменят ход войны.
Путин фактически говорит, что Россия может интерпретировать заявления и действия Запада только как намерение развязать более масштабную войну.
Те же двойные стандарты применяются к Израилю. С одной стороны, Нетаньяху и его правительство показаны в мессианском духе, как будто они противостоят библейскому апокалипсису. При этом Запад утверждает, что он просто преследует то, что в его понимании будет в интересах Израиля, т. е. решение о двух государствах.
Может быть, неудобно это говорить, но «несветский, нерационалистический» дух Нетаньяху, вероятно, отражает плюрализм мнений в сегодняшнем Израиле. Нравится вам это или нет, но таков аутентичный Израиль. И поэтому бессмысленно вести строго светскую политику, которая просто игнорирует эту реальность.
Реальность такова, что на Ближнем Востоке наступает проба сил. И после нее — когда одна или другая сторона исчерпает силы — появится новое политическое течение или сменится дух времени (если Израиль пересмотрит особые права одной группы населения по отношению к другой группе, проживающей на той же земле), что так или иначе может открыть более эффективный путь к разрешению ситуации.
Опять же, акцент на светскую, материалистическую точку зрения приводит к неверному пониманию ситуации и может ее усугубить (потому что это подталкивает Израиль к масштабной эскалации, на пороге которой мы уже находимся).
Когда Ганц, которого считают более разумной альтернативой Нетаньяху, призывает к досрочным выборам, он хочет возобновить контракт между народом и правительством и собраться для второй войны за независимость. Ганц, как и Нетаньяху, не принадлежит к западному, либеральному светскому лагерю.
И вот здесь в уравнение вступает идея Жозепа Борреля об «управлении двойными стандартами»: могут ли Европа или США и дальше терпеть «неразумное» сионистское мировоззрение со всеми его неприятными последствиями для все более нестабильной гегемонии США?
В видении Нетаньяху есть определенная «рациональность», но она не опирается на американскую механистическую онтологию.
Профессор Майкл Влахос, преподававший в Университете Джонса Хопкинса и Военно-морском колледже США, бывший директор Центра иностранных исследований Госдепартамента, утверждает, что Америка также является «религией» и что война — это ее «очистительный ритуал»:
«Отцы-основатели — наши «создатели» — представляли себе больше, чем просто нацию… Они набросали сюжет божественно-героического путешествия, сделав США (будущей) кульминацией Истории… С момента своего основания Соединенные Штаты с религиозным пылом преследовали высшую миссию: искупить человечество, наказать нечестивых, начать золотое тысячелетие на земле.
Таким образом Америка провозглашает себя — в своем собственном писании — первопроходцем и первооткрывателем для человечества."
Именно это отразилось в речи Байдена 25 мая 2024 года в Вест-Пойнте:
«Благодаря вооруженным силам США мы делаем то, что может сделать только Америка, единственная в мире сверхдержава и ведущая демократия в мире.» США противостоят тиранам по всему миру и «защищают свободу и открытость».
Как объясняет профессор Влахос, это катехизис «американской гражданской религии»:
«В глазах мира все это может показаться ритуалом тщеславия, но на самом деле гражданская религия — это символ веры американцев. Это Священное Писание, которое принимает свою риторическую форму через то, что американцы считают историей.»
Юбер Ведрин, бывший министр иностранных дел Франции и генеральный секретарь президентства Миттерана, говорит, что Запад, эти «потомки латинского христианства», «поглощен духом прозелитизма».
По его мнению, слова Святого Павла «идите и проповедуйте Евангелие всем народам» превратились в «идите и распространяйте права человека по всему миру». И этот прозелитизм глубоко укоренен в американской ДНК.
По мнению Ведрина, «безусловно, самый глубокий и важный вопрос, стоящий перед Западом» — это способен ли он «принять инаковость — жить рядом с другими и принимать их такими, какие они есть». Возможен ли «Запад, который отказался от прозелитизма и интервенций?»
На что сам Ведрин отвечает: «У Запада нет другого выхода… Мы не собираемся становиться хозяевами „грядущего мира“. Поэтому мы должны мыслить шире; мы должны представлять себе новые отношения между западным миром и знаменитым глобальным Югом.»
«А что будет, если мы не сможем принять это? Тогда мы останемся маргиналами, которые будут все сильнее отрезаны от остального мира — и которых будут все больше презирать за их неуместное чувство собственного превосходства.»
Автор: Аластер Крук (Alastair Crooke), бывший британский дипломат.
Перевод Анны Полуниной
https://svpressa.ru/politic/article/417508/?lbq=1