В Донецке 7 апреля провозгласили Донецкую Народную Республику (ДНР). Депутаты областного совета и сторонники федерализации Украины объявили и дату проведения референдума о статусе республики — 11 мая.

— Создать Донецкую Республику было решено после заявления председателя областной государственной администрации Андрея Шишацкого о том, что референдум о статусе региона не планируется и проведен не будет. После того как Шишацкий 24 марта это заявил, начались митинги, но во внимание их не принимали. Возмущенные невниманием, 5–6 апреля на демонстрацию только в Донецке вышли более 15 тыс. человек, не считая других городов Восточной Украины, — говорит Екатерина Губарева, лидер «Народного ополчения Донбасса», жена «народного губернатора» Донецкой области Павла Губарева.

После демонстрации 6 апреля люди стихийно пошли к зданию облсовета, требуя рассмотреть интересующие их вопросы.

— Депутаты этого не сделали, поскольку многие из них находятся не то что вне территории области, но даже за пределами страны, — продолжает Губарева. — Тогда мы провозгласили ДНР, которая будет принимать решения независимо от киевской хунты и станет единственным легитимным органом на территории Донецкой области.

По ее словам, сейчас к Донецку стягиваются войска, национальная гвардия, активисты «Правого сектора», члены спецназа СБУ «Альфа» для борьбы с «сепаратистами», как называет их Киев.

— Мы — мирные граждане, мы не хотим кровопролития, нам надо, чтобы нас слышали и чтобы нас защитили от киевской хунты. Поэтому мы обратились к Путину, — говорит Губарева.

Народные депутаты недавно созданной республики уже обратились к России с просьбой о введении миротворческого контингента на территорию региона. Как сказано в распространенном 7 апреля заявлении народного совета Донецкой администрации, «только миротворческие контингенты Российской армии смогут дать убедительный сигнал киевской хунте, которая пришла к власти через оружие и кровь».

— Сейчас, с двухмесячным опозданием, политический класс общества, избиратели Донецкой области создали тот субъект власти, который способен вести легитимную борьбу за интересы региона, — считает экс-руководитель управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров.

Кроме того, полагает эксперт, очень важно, чтобы это решение поддержало большинство избирателей и оно носило характер консенсуса.

— На юго-востоке страны нет сколько-нибудь заметного электората у националистического проекта, что подтверждают многочисленные, в том числе и американские, опросы о приоритетах и государственном языке. А евромайдан в Донецке — он организован административно и не столь многочислен, как в Киеве, — отмечает Колеров.

7 апреля в Донецк срочно вылетела лидер партии «Батькивщина», экс-премьер Юлия Тимошенко. Она призывает силовиков и киевскую власть принять меры для «уничтожения террористов и пресечения захватов зданий сепаратистами».

Там же сейчас находится вице-премьер Виталий Ярема. «У них есть все полномочия для действий, адекватных для противодействия сепаратизму», — говорится в заявлении замглавы СНБО Виктории Сюмар.

Планируемый 11 мая референдум о статусе республики покажет, чего хотят жители.

— Мы координируем свои действия с другими юго-восточными областями, но ситуация везде разная. Донецк и Луганск являются флагманами региона, у нас здесь максимальная поддержка населения, и на референдуме жители определятся с дальнейшей судьбой региона. Думаю, многие поддержат нас, — сказала Екатерина Губарева.

Нынешняя Донецкая Республика — не первая в истории. В 1918 году местным съездом советов уже была образована Донецко-Криворожская Советская Республика со столицей в Харькове, а затем — в Луганске. Она создавалась в противовес Украинской Народной Республике и была принципиально интернациональной, преимущественно русскоязычной.

Источник