Председатель правительства России Д.А.Медведев одобрил федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», на которую из бюджетов разных уровней планируется потратить 6,8 миллиардов рублей.

Мы попросили прокомментировать эту информацию кандидата исторических наук, заместителя руководителя Центра истории народов России и межэтнических отношений Института Российской истории РАН, старшего научного сотрудника Андрея Владиславовича Марчукова.

Данная программа - очередная иллюстрация той глубоко неверной, не соответствующей нуждам страны и наносящий ей вред национальной и миграционной политики, которую так упорно проводят российские правящие круги.

Будучи помещённой в такой идейно-политический контекст, программа обернётся во многом напрасной тратой значительных бюджетных средств (когда многие статьи бюджета предполагается урезать), ибо не сможет помочь решению имеющихся проблем. Более того, она сама будет способствовать нарастанию острейших противоречий (то и дело прорывающихся наружу) в межнациональной и миграционной сферах.

Почему? На первый взгляд, задачи у программы благие: укрепить единство страны и поддержать «этнокультурное развитие» её народов, их общение и, говоря по-старому, «дружбу» между ними. Здесь её можно только приветствовать. Но это благое пожелание мыслится и осуществляется в рамках общего либерального курса. Укреплять собираются так называемую «российскую нацию» - изначально искусственную, не отвечающую современным этнополитическим реалиям России и за последние годы показавшую свою несостоятельность идеологическую концепцию.

Но российские власти продолжают держаться за неё (кто ошибочно, полагая, что она поспособствует укреплению единства страны), а кто и намеренно (не строя государственнических иллюзий, а следуя в русле либеральной идеологии). А в рамках этой идеологии обеспечить национальное единство и устранить межэтнические противоречия нельзя, ибо они - во многом спровоцированы и подогреваемы самим либеральным курсом.

При столкновении идеологии с подлинными интересами страны и народа предпочтение отдаётся отнюдь не реальности и тому, что нужно России, а «мировой практике» (к чему такая политика привела страны Запада, говорят неохотно). Потому разрешить острейшие проблемы власть не может (и не желает), предпочитая действовать по-своему.

Проблемы замалчиваются, их причины «объясняются» недопониманием, «нетолерантностью» и злонамеренной волей неких «маргиналов», главным образом из числа «местного населения». Так трусливо теперь называют русский народ и целый ряд других коренных этносов России, чьё видение миграционной и ряда межэтнических проблем неотличимо или очень близко их пониманию русскими.

Кстати, отметим, что проблем во взаимоотношениях между подавляющим большинством российских этносов нет. И говоря о межнациональных проблемах, имеют в виду отношения между русскими (и рядом других «местных» народов) и мигрантами - как внутренними (из некоторых регионов Северного Кавказа), так и, главным образом, внешними (из Средней Азии - узбеками, киргизами, таджиками).

И проблемы загоняются вглубь. А заодно самым нетолерантным и бесцеремонным образом подавляются воля и мнение массы того самого «местного населения», которое как бы загоняют в «стойло» (или «лагерь», кому как угодно и как оно пойдёт в будущем) под названием «российская нация». Где все безлики и вроде бы едины. Где нет места «местным» и приезжим. Где нет разницы между «своими» и миллионами мигрантов. А главное, куда открыты двери для всех - точно так же, как и границы Российской Федерации для жителей Средней (и не только) Азии.

И первые, кто должен поселиться в этом очерченном пространстве «российской нации» - это русские. Ибо многие титульные этносы, имеющие «свои» республики, управляемые этнократическими элитами (которые лояльны Кремлю или конкретным фигурам в российской власти лишь до поры до времени), защищены от участи раствориться в общем «лагере». И самими федеральными властями рассматриваются в качестве особых национальных единиц (чего как раз и лишены русские).

А данная программа как раз и предназначена для укрепления этой искусственной и не нужной для единства страны и взаимного уважения между её этносами «квазинации». Ведь её главная цель - не решить проблему, а вновь замолчать её наличие, убедив (или всё-таки заставив?) всех считать, что проблемы-то и нет, и «всё хорошо, всё хорошо». А кто так не считает - тот сам виноват.

Особенно здесь показательны планы награждения «правильных» журналистов за «правильное» освещение межнациональных отношений (читай, в духе всесмешения, толерации, покорности заселению России азиатскими мигрантами и взгляда на саму проблему как несуществующую). Запретили же упоминать о национальности преступников (в том числе из этнических группировок). Как будто убив, изнасиловав и ограбив эти люди (к тому же, в основном не из «местных») свою национальность враз теряют. А вот до этого ещё как имели, и уважать её власти требовали всех неукоснительно. Ибо в этом, по убеждению авторов подобных программ и тех, кто их задумывает и принимает - очевидно, и заключается залог единства страны.

Вот и выходит, что под прикрытием «укрепления единства российской нации» можно продолжать любую антинародную и антигосударственную миграционную и национальную политику, пусть даже она вскоре приведёт к гибели самой России. А не согласных - в лагерь, для начала идеологический. На это, как показывает история, деньги у заинтересованных властей, как правило, находятся при любом кризисе.

к.и.н., зам. руководителя Центра истории народов России и межэтнических отношений Института Российской истории РАН, А.В. Марчуков


Источник