Китай намерен бросить новый серьезный вызов США в Латинской Америке - проложить канал из Атлантического океана в Тихий океан по территории Никарагуа. Сын президента Никарагуа Даниэля Ортеги обсудил перспективы этого проекта в Гонконге и континентальном Китае. Новый канал рассматривается как альтернатива Панамскому каналу - детищу США, сообщает Голос России.

Делегация Никарагуа впервые за 23 года посетила Китай. Визит носил неофициальный характер и не получил особой огласки. Дело в том, что между двумя странами прерваны дипломатические отношения - Манагуа поддерживает официальные связи с Тайбэем, что неприемлемо для Пекина. Как бы то ни было, никарагуанцы побывали в Пекине, Ухане, Сюйчжоу и Гонконге. Их пригласила гонконгская компания HK Nicaragua Canal Development Investment. Именно она получила 50-летнюю концессию на строительство и эксплуатацию канала.

Глава компании 41-летний миллиардер Ван Цзин подчеркнул, что проект носит "чисто коммерческий характер" и не имеет правительственной поддержки. Между тем для подготовки технико-экономического обоснования Никарагуанского канала наняты эксперты государственной корпорации China Railway Construction.

Идея прокладки канала обсуждается еще с середины прошлого века, но сегодня она актуальна как никогда, считает заместитель директора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов:

"Панамский канал не справляется с нагрузкой с учетом того, что центр экономического развития переместился в Азиатско-Тихоокеанский регион. Даже если его пропускная способность возрастет в два раза, это не многим поможет делу. Панамский канал построен еще в 1904 году. Его единственной целью была не торговля, которая сейчас приобрела глобальные масштабы, а переброска военно-морских кораблей США из Атлантического океана в Тихий и обратно. Это была военно-стратегическая затея США".

Никарагуанский канал - конкурент Панамского канала. Именно поэтому проект сопряжен с огромными политическими рисками - США без борьбы не уступят свой контроль над этим регионом. Между тем новый канал может обеспечить около 5 процентов глобального морского трафика, убеждены эксперты. Отсюда и готовность гонконгской компании стать главным инвестором проекта. Называется общая стоимость прокладки 286 километров канала - примерно 40 миллиардов долларов. Однако, по мнению Бориса Мартынова, даже она весьма неточна:

"Похоже, может получиться мыльный пузырь, причем очень здоровый. Расчеты показывают, что использование озера Никарагуа, которое посередине между Атлантическим и Тихим океаном, оно немного дает, потому что оно мелководное, его надо углублять. То есть фактически финансового выигрыша не дает никакого. Другая проблема - экология озера. Если через него вести канал и соединять его с океаном, то пострадает вся флора и фауна озера Никарагуа. Оно единственное в мире, где водятся, например, пресноводные акулы. И мы это потеряем с необратимыми последствиями".

Горячим сторонником проекта является президент Никарагуа. Ему удалось очень быстро получить поддержку парламента. Оппозиция недовольна торопливостью этого решения. Но перспективы Никарагуанского канала для одной из беднейших стран Латинской Америки выглядят уж очень заманчивыми. Как экономические, так и политические.

Первые десять лет гонконгская компания HK Nicaragua Canal Development Investment будет платить правительству этой страны по 10 миллионов долларов ежегодно. Затем расчеты перейдут на проценты от доходов. Через 50 лет канал со всеми зданиями и инфраструктурой должен перейти к правительству Никарагуа. Между тем, очевидно, что китайцы сегодня роют яму под Панамский канал - вотчину США - не для того, чтобы через полвека уступать кому-то право контроля.

Источник