В материале «Труба в обмен на Европу», который был опубликован в журнале «Вести.Репортер» (Выпуск №11, 8 ноября, пятница), «Репортер» разобрал варианты торговых войн с Россией после саммита в Вильнюсе.

Если наша страна потеряет льготный режим в торговле с Россией, то в этом случае на нас будут распространяться те же пошлины, что сегодня действуют для торговых партнеров РФ из числа членов ВТО. Средневзвешенная импортная пошлина для них составляет 7,8%. То есть разрыв с ЗСТ приведет к уплате отечественными экспортерами дополнительно около $1,4 млрд в российский бюджет. Еще порядка $400 млн — это потери при экспорте в Белоруссию и Казахстан, которые вслед за РФ должны будут ввести импортные пошлины. Цифра потерь легко может перевалить за $2 млрд ежегодно.

Уже сейчас страны ТС начинают сворачивать отношения с Украиной. Так, решено не продлевать действие квот для украинских труб. Это автоматически привело к установлению антидемпинговых пошлин на трубную продукцию в пределах 19–38% от их стоимости. Уходит из Украины и российский бизнес. Например, за последние пять лет российские нефтяные компании полностью вышли из сегмента нефтепереработки. В других отраслях ситуация схожая. Единственное исключение — банки, которые не только закрепились на достигнутых позициях, но и расширяют свое присутствие на рынке.

Импортные пошлины — не самый жесткий барьер, который может поставить Россия на пути украинских товаров. Куда сильнее по экономике могут ударить разнообразные нетарифные ограничения. Ключевую роль здесь играют такие органы, как таможня, Роспотребнадзор «имени Онищенко» и прочие министерства и ведомства.

Торговля между Украиной и Россией может сопровождаться бесконечной чередой расследований. До сих пор «молочные», «сырные» и «конфетные» войны были ограничены во времени. Теперь они рискуют стать постоянными. Несмотря на то, что доля пищепрома в общем экспорте Украины в Россию не превышает 5%, удельный вес РФ в экспортных поставках того же сыра составляет 80%. А значит, потеря этого рынка остановит отрасль: внутренний рынок перенасыщен, а переориентировать поставки на Европу быстро не удастся.

Еще одно самое слабое звено — машиностроение. Экспортируя в Россию транспортные средства, Украина получает почти $3 млрд. При этом украинские вагоны нигде, кроме как в самой Украине и России, спросом не пользуются.

Процесс идет даже в ВПК и аэрокосмической отрасли, где кооперационные связи были традиционно сильны. Минобороны РФ уже отказалось от совместного с Украиной проекта серийного производства самолетов Ан-140 в пользу чисто российского Ил-112.

Ранее советник президента России Сергей Глазьев заявил, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС не будет подписано. Также Глазьев высказал мнение, что подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом спровоцирует раскол внутри украинского общества.

А 8 сентября он прогнозировал дефолт Украины в течение полугода, объяснив это ростом дефицита торгового баланса после создания зоны свободной торговли между Украиной и странами ЕС, который, по его мнению, истощит валютные резервы Киева.

Источник