Пилотный проект по выведению из тени доходов граждан запустили в Саратовской области: изучаются списки граждан, не ведущих никакой официальной деятельности, но приобретающих дорогостоящие объекты

Современных обывателей, по большому счету, одолевают два страха. Первый — потерять все свои сбережения. Второй — оказаться за пределами «золотого миллиарда» нуворишей. Новая российская законодательная инициатива играет как раз на этих двух фобиях.

Пионером по борьбе с необъяснимыми сверъдоходами внезапно стала Саратовская область, которая вдруг взялась за проверку «нетрудовых доходов» у тех, кто приобретает дорогостоящее имущество. Прежде всего, в поле зрения надзорных органов попадают богатенькие… безработные. Таковых в регионе наскребли целых сорок.

Пилотный проект по выведению из тени доходов граждан запустили в Энгельсском районе, сообщил в своем Telegram-канале вице-губернатор региона Роман Бусаргин. «Изучили списки граждан, не ведущих никакой официальной деятельности, но приобретающих дорогостоящие объекты. Уже обнаружено не менее 40 физических лиц, оформивших за прошедший год в собственность недвижимое и движимое имущество на десятки миллионов рублей. Законность происхождения этих средств будут проверять профильные структуры — налоговые и правоохранительные органы», — написал он.

В инициативе есть одно серьезное слабое место: если человек не состоит на учете в налоговой, то поймать его за руку будет сложновато.

Саратовские власти запросили выписки из ЕГРН, полагает адвокат Майя Шевцова. «Если в сведениях о собственнике движимого или недвижимого имущества будет числиться лицо, официально не трудоустроенное или получающее размер оплаты труда, несоразмерный стоимости купленного, это может вызвать интерес у федеральной налоговой службы (ФНС)», — рассказала она.

Проблема с нетрудовыми доходами стоит остро, поэтому в случае их обнаружения виновникам будет грозить до трех лет лишения свободы. «Когда вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что власти не знают, чем занимаются 34 млн человек, понятно, что примерно 4 млн — это инвалиды и домохозяйки. А вот до 30 млн — это люди, которые находятся в тени. И они выдавлены в теневую экономику агрессивной налоговой политикой государства», — пояснил Михаил Делягин.

В Госдуме инициативу саратовских энтузиастов в целом оценили положительно, но с оговорками. Дескать, надо определиться с регламентом проверки для обычных граждан, а не только для чиновников, а также — с тем, кто этим будет ведать. «У чиновников должны быть полномочия, чтобы такие вопросы гражданам задавать. То, что у нас есть нетрудовые доходы коррупционного характера — это факт. Но у нас есть механизм — изымать их. Но заниматься этим должны только профильные органы», — заявил глава комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Безусловно, у этих проверок есть и обратная сторона. Миллионеров контролировать - это хорошо, но под раздачу запросто могут попасть и не хватающие звезд с неба граждане. Попробуй, например, докажи, что родители копили всю жизнь и оставили тебе миллион в наследство. А чиновников, силовиков и судейских от таких проверок охраняет закон о нераглашении сведений об источников их доходов!

Нас же с вами вряд ли кто-то защитит. В 2021 году был принят целый ряд государственных мер по усилению контроля за финансами. В январе вступили в силу поправки к федеральному закону ФЗ-115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Они расширили перечень операций, которые банки должны держать под контролем: здесь и все операции юридических лиц на суммы свыше 600 тысяч рублей, и операции по сделкам с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, и почтовые переводы свыше 100 тысяч рублей.

В марте был объявлено, что Федеральная налоговая служба станет следить за покупками граждан, оплаченными банковской картой. Обязали и отчитываться за электронные кошельки, в которых свыше 600 тысяч рублей. А на днях ЦБ представил методические рекомендации для банков, где перечислен целый ряд операций, за которыми надлежит усилить контроль. Среди них и включающие большое число контрагентов — физических лиц (более 10 в день), и короткий промежуток - менее 1 минуты - между зачислением и снятием денег, и совпадение МАС-адресов и цифровых отпечатков у разных клиентов-физлиц, и т. д.

Очень критически об этой инициативе высказался директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Это происходит в русле общей политики: затыкание и замуровывание всех клапанов, которые есть, — отметил он Росбалту. — И в политике, и в экономике, и в финансах. Государство хочет поставить под свой контроль все, что можно и нельзя, и посмотреть, что из этого получится. Эти решения не с экономикой связаны, а с контролем. Во многом все направлено на то, чтобы вычистить политическую поляну, чтобы ни одного ростка там не осталось. Простым людям до этого дела нет. Пока. А дальше — будет. Вот власти пытаются взять под контроль переводы через систему быстрых платежей. Вы собрали деньги на день рожденья вашему сотруднику, а у вас после этого взяли и заблокировали счет, да еще без всякого судебного решения. Идите и разбирайтесь!»

https://www.km.ru/economics/2021/09/17/ekonomika-i-finansy/891013-zamurovyvanie-vsekh-klapanov-tenevye-millionery-vykr