Комитет Госдумы по финансовому рынку подготовил обновленную версию законопроекта о введении в РФ цифрового рубля.
Депутаты предлагают уточнить полномочия и обязанности ЦБ, ввести существенные послабления для нерезидентов при работе с цифровыми рублями, ограничить рекламное использование словосочетания "платформа цифрового рубля".
Поправки ко второму чтению законопроекта (N270838-8) были подготовлены комитетом и направлены в профильные министерства, рассказал "Интерфаксу" источник, знакомый с обновленным текстом документа.
По его словам, существенные замечания, в частности, правового управления Госдумы, вызвала норма о том, что c цифровых счетов можно будет списывать средства должников без ограничений, связанных с сохранением доходов в размере прожиточного минимума.
Полномочия ЦБ
Регулятор не сможет участвовать в капиталах организаций для обеспечения работы платформы цифрового рубля, но останется, как и планировалось, оператором платформы, следует из обновленного текста законопроекта.
В рамках принятого в марте в первом чтении законопроекта за ЦБ закреплялся статус оператора платформы цифрового рубля, прописывались также функции по организации и обеспечению ее бесперебойного функционирования.
Кроме того, в закон о ЦБ вносилось уточнение о том, что Банк России "для организации и обеспечения функционирования платформы цифрового рубля вправе создавать и (или) участвовать в капиталах организаций".
Сейчас в законе о ЦБ (статья 8) есть закрытый перечень случаев, когда ЦБ может участвовать в капитале организаций. Ко второму чтению норма о возможности участия ЦБ в капитале организаций в рамках проекта по цифровому рублю была убрана.
Как пояснили "Интерфаксу" в пресс-службе ЦБ, платформа цифрового рубля уже создана, и она не является отдельным юридическим лицом. Это система Банка России. "Платформа создавалась силами Банка России, с использованием внутренних технологических и технических наработок", - пояснили в пресс-службе.
За исключением участия в капитале организаций полномочия регулятора в вопросе работы платформы не изменились, зато добавились обязанности.
В частности, Национальный финансовый совет будет обязан рассматривать отчет Банка России в сфере работы "антиотмывочного" законодательства при организации платформы цифрового рубля.
Эта норма уже вызвала замечание правового управления Госдумы. "Между тем законопроектом не предусматриваются изменения в данный федеральный закон, регламентирующие подготовку и утверждение указанного отчета", - говорится в отзыве управления.
В подготовленном законопроекте уточняется, что регулятору будет необходимо обеспечить реализацию мер по зашифровке содержащихся на платформе цифрового рубля сведений о сотрудниках органов Федеральной службы безопасности, о лицах, в отношении которых реализуются меры государственной защиты, об объектах, подлежащих государственной охране в соответствии с законодательством РФ.
Иностранцы и цифровой рубль
В версии первого чтения законопроект предполагал, что нерезиденты смогут получить доступ к платформе цифрового рубля через уполномоченные банки. Кроме того, уточнялось, что нерезиденты имеют право распоряжаться цифровыми рублями в рамках платформы цифрового рубля в соответствии с ее правилами.
В доработанном законопроекте говорится, что доступ к платформе нерезиденты смогут получить как через иностранные банки, так и напрямую через ЦБ.
- "Цифровые счета открываются нерезидентам оператором платформы цифрового рубля (ЦБ - ИФ) в соответствии с законодательством РФ. Доступ к платформе цифрового рубля нерезидентам предоставляют участники платформы цифрового рубля, являющиеся уполномоченными банками, или иностранные банки, являющиеся участниками платформы цифрового рубля, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, оператор платформы цифрового рубля", - говорится в поправках.
Кроме того, в закон о валютном регулировании вводится уточнение: нерезиденты имеют право без ограничений осуществлять операции с цифровыми рублями.
Имущество должников
Согласно поправкам ко второму чтению, в закон об исполнительном производстве вводится норма о том, что взыскание на цифровые рубли, учитываемые на цифровом счете должника, обращается при отсутствии или недостаточности у должника средств на банковских счетах. При этом в отношении цифровых рублей не применяются положения о праве должника на сохранение ему доходов в размере прожиточного минимума.
На это уже обратило внимание правовое управление Госдумы. В своем заключении управление указывает, что проектируемые нормы не согласуются с принципом исполнительного производства о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также ставят в неравное положение должников, у которых денежные средства находятся на банковском счете, и должников, имеющих цифровой счет.
Запрет на рекламу
В доработанной версии законопроекта говорится, что использование словосочетания "платформа цифрового рубля", производных от него слов и сочетаний в рекламе лицами, которые не являются оператором платформы или его участниками, не допускается.
Основные нормы закона должны были вступить в силу с 1 апреля 2023 г., с этой же даты ЦБ планировал запустить с участием ряда клиентов 13 банков пилот по открытию и закрытию цифрового кошелька, его пополнению, переводам, но из-за неготовности нормативной базы срок начала действия эксперимента был перенесен.
Пилот с реальными цифровыми рублями начнется сразу, как будет принята законодательная и нормативная база, говорилось в сообщении ЦБ.
Срок рассмотрения законопроекта в электронной базе Госдумы пока не обозначен. Ранее глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков обещал, что он будет рассмотрен до конца июля.