Парижская конференция 1867 года



Сегодня мы видим, что существующая международная валютно-финансовая система, основы которой были заложены в конце второй мировой войны (международная конференция 1944 года в Бреттон-Вудсе, США), близка к своему окончательному краху. Интеллектуалы, финансисты и политики обсуждают, что могло бы прийти на смену этой умирающей системе, построенной на гегемонии доллара США.

Обсуждаются разные варианты и сценарии. Как желаемые, так и не очень желаемые. И даже самые нежелательные. Например, вариант полной фрагментации мира на отдельные группы стран, блоки, союзы.

 

Подобные союзы будут осуществлять свои торгово-экономические связи в рамках определенных региональных валютных соглашений (валютные зоны). Или, например, сценарий создания наднациональной валюты, которая будет обслуживать все страны мира (а ее эмиссией будет заниматься некий всемирный Центральный банк).

Многим кажется очень желательным вариант возвращения к золотому стандарту, который существовал в том или ином виде на протяжении примерно полутора столетий – с 1821 года до 70-х годов прошлого столетия. Сторонников восстановления золотого стандарта в мире достаточно много. Они есть и в России. Но, как показывает мой опыт обсуждения с ними вопросов золотого стандарта, у большинства собеседников представления о том, что такое золотая валюта, очень смутное.

Поэтому решил предпринять попытку изложить максимально лаконично историю и суть золотого стандарта, чтобы читатель и слушатель лучше понял плюсы и минусы этой модели денежной (валютной) системы. Чтобы изложение при этом было интересным, предлагаю на историю золотого стандарта посмотреть через призму четырех международных конференций. Тех конференций, на которых шли горячие обсуждения и принимались важные решения по вопросам золотого стандарта.

 

Речь идет о следующих конференциях: 1) Парижская 1867 года; 2) Генуэзская 1922 года; 3) Бреттон-Вудская 1944 года; 4) Ямайская 1976 года. Каждой из них посвящается отдельная статья. Очевидно, что нас будут интересовать не только заседания конференций, но и события, предшествующие конференциям и следующие за ними.

Чтобы сразу «взять быка за рога», воспроизведу смысл определений золотого стандарта, содержащихся в учебниках, энциклопедиях и словарях. Под таким стандартом понимается денежная система, в которой основной единицей расчётов является некоторое стандартизированное количество золота.

 

Это не значит, что в обращении находятся исключительно металлические (золотые) деньги (в виде монет, слитков или каких-то иных формах). В экономике, построенной на основе золотого стандарта, гарантируется, что каждая выпущенная денежная единица (денежный знак – бумажный или даже электронный) может по первому требованию обмениваться на соответствующее количество золота.

 

При расчётах между государствами, использующими золотой стандарт, устанавливают фиксированный обменный курс валют на основе соотношения этих валют к единице массы золота. Это самое общее, предварительное определение, необходимое для дальнейшего разговора.

Также дам периодизацию истории золотого стандарта. Можно выделить три основных этапа, у каждого свое название.

Первый имеет достаточно четкие хронологические рамки: 1821-1914 гг. (золотомонетный стандарт).

Второй: 1925-1936 гг. (золотослитковый стандарт).

Третий: 1944-1976 гг. (золотодолларовый стандарт).

На отрезке времени 1821-1976 гг. были «пробелы», когда золотой стандарт не действовал вообще.

Это период 1914-1925 гг.

Также период 1936-1944 гг.

Наконец, время с 1971 по 1976 гг.

В данной статье разговор пойдет о Парижской международной конференции 1867 года. Ей предшествовали очень интересные и драматические события, отсчет которых можно вести с конца XVIII века, когда Наполеон Бонапарт начал свои войны в Европе. На этих войнах, которые продолжались до 1815 года (последняя битва – при Ватерлоо), очень и очень обогатились Ротшильды. В том числе им удалось сосредоточить в своих руках большое количество европейского золота. Подробнее см.: Фергюсон Н. Дом Ротшильдов. Пророки денег. – М.: Центрполиграф, 2019.

Первой золотую валюту ввела Англия в 1821 году. До этого, как отмечают специалисты, в Англии существовали денежные системы, основанные на серебре или биметаллизме (серебро плюс золото). В некоторых источниках называют более ранние даты перехода Великобритании на золотой стандарт. Даже 1774 год. Или 1816 год.

 

Однако до 1821 года принимались лишь решения о введении золотого стандарта, которые по тем или иным причинам отменялись или не выполнялись. Как пишет известный западный специалист по золоту Питер Бернстайн: «Были…кризисы, слухи, публичные дебаты, инфляция и даже дефляция, пока в 1821 году парламент окончательно не восстановил конвертируемость банкнот в золото… В управлении выпуском национальных денег металл был поставлен над человеком». (Бернстайн Питер. Власть золота. История наваждения. – М.: ОЛИМП-БИЗНЕСС, 2004, с. 190).

Золотой стандарт был в первую очередь нужен Ротшильдам, которые искали возможность превратить их лежащее мертвым грузом золото в работающий и приносящий прибыль актив. Чтобы сделать драгоценный металл востребованным, надо было привязать денежную эмиссию Банка Англии к его золотому запасу. А если такого запаса недостаточно для денежной эмиссии, то Банк Англии должен будет пополнять этот запас с помощью золотых кредитов.

 

А Ротшильды с готовностью под хороший процент такой золотой кредит предоставят. Золото Ротшильдов начнет работать! Этот замысел оказалось возможным реализовать, поскольку Ротшильды в лице Натана Ротшильда (одного из четырех сыновей папаши Майера Амшеля), захватили в 1815 году контроль над Банком Англии и имели в этой стране безграничное влияние.

Конечно, Ротшильды были заинтересованы в том, чтобы золотой стандарт приняло максимально большое количество стран. Однако желающих добровольно надеть себе на шею «золотую удавку» не находилось. Напомним, что Великобритания в 19 веке уже была метрополией, управлявшей величайшей в мире колониальной империей. Используя свой «административный ресурс», Лондону удалось навязать золотой стандарт таким странам, как Австралия (1852 г.) и Канада (1854 г.), которые входили в Британское Содружество на правах доминионов. Кроме них золотой стандарт был еще учрежден в Португалии (1854 г.). И это все.

Большинство стран в организации своих денежных систем в 19 веке ориентировались на серебро или на одновременное использование двух металлов – золота и серебра (биметаллизм).

В серебряном блоке состояли Пруссия, Россия, Австрия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция, Мексика, Китай, Индия, Япония.

Ядро биметаллического блока составляли США и страны так называемого Латинского монетного (валютного) союза: Франция, Бельгия, Италия, Швейцария, Папская область, Греция.

Также к биметаллическому блоку принадлежали некоторые страны, которые формально не входили в Латинский монетный союз: Испания, Болгария, Румыния, Финляндия.

В учебниках по экономической истории отсчет эпохи золотого стандарта ведется от 1867 года. Что произошло в указанном году? - Авторы всех учебников лаконично сообщают, что в Париже прошла международная валютная конференция, которая и дала старт шествию золотого стандарта по миру. А та международная валютная система, которая существовала в период между указанной конференцией и началом первой мировой войны, стала называться «парижской».

 

Вот что, например, написано в авторитетном учебнике «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под ред. Л.Н. Красавиной (М., 1994): «Первая мировая валютная система стихийно сформировалась в XIX веке после промышленной революции на базе золотого монометаллизма (когда единственным денежным металлом выступает золото – В.К.) в форме золотомонетного стандарта. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег».

 

Представляется, что подобного рода утверждения можно отнести к разряду «апокрифов». Оставим в стороне сомнительный тезис авторов о том, что мировая валютная система сформировалась «стихийно» (этому даже противоречит тезис авторов о том, что она была определена межгосударственным соглашением).

 

Кое-какие разыскания по поводу Парижской конференции 1867 года провела профессор МГИМО О.В. Буторина. На ее блоге мы читаем: «…в иностранной экономической литературе я ни разу не встречала упоминания ни о Парижской конференции 1867 года, ни о Парижской международной валютной системе».

 

Далее она продолжает: «Поиск по Интернету ничего не дал. На слова «Париж, 1867, конференция» появлялись только ссылки на Всемирную выставку в Париже 1867 года. Тогда я задала вопрос коллегам, но и они не знали на него ответа. Никто не видел ссылок на первоисточник указанной схемы, и никто не читал документов данной конференции. Ее состав тоже представлялся загадкой, особенно потому, что первой на золотой стандарт в Европе перешла Великобритания — в 1816 году. Следовательно, она, а не Франция, еще не перешедшая на золотой стандарт, должна была быть организатором такого форума. 

https://olga-euro.livejournal.com/43527.html

Буторина ссылается еще на три сообщения о Парижской конференции 1867 года. В книге К. Иглтон, Дж. Уильямса «Деньги. История цивилизаций» (М., 2011) сказано, что «в 1867 году были выдвинуты смелые предложения по созданию «единых денег» на основе золотых монет Великобритании, Франции и Америки, но это, к сожалению, не удалось осуществить».

 

В известной книге А. В. Аникина «Золото» (М., 1988) говорится, что, по сообщению Дж. Гэлбрейта, «юридически золото было признано единственной формой мировых денег на одной довольно мало известной конференции в Париже в 1867 году».

 

А размещенная в Интернете книга У. Скотта «Деньги и банки» (1903 года издания) повествует о том, что «на конференции, приуроченной к Всемирной выставке в Париже, Франция предложила США и Великобритании приблизить вес выпускаемых ими золотых монет, чтобы таким образом перейти к подобию единых мировых денег. Идею поддержали, но к ее реализации никто не приступил».

Могу дополнить приведенные выше источники и ссылки некоторыми деталями. За два года до упомянутой конференции, т.е. в 1865 году в Париже проходила другая конференция. На ней был учрежден Латинский монетный (валютный) союз, который узаконивал биметаллизм в группе европейских стран, причем ядром союза выступала Франция. Возникает законный вопрос: Каким образом через два года была проведена конференция, которая «переиграла» решения 1865 года о создании биметаллического стандарта в международных масштабах?

 

О некоторых подробностях конференции 1867 года мы узнаем у некоторых российских авторов дореволюционного времени (прежде всего, С.Ф. Шарапова). Действительно, роль Парижской конференции в 1867 года в нынешних учебниках явно преувеличена. Это было лишь «параллельное мероприятие», приуроченное к тогдашней всемирной выставке в Париже. На конференции были представители двадцати государств (в том числе России). А главным докладчиком был Наполеон III, который, как мы узнаем из разных источников, был агентом Ротшильдов и использовался ими для лоббирования их интересов.

 

На конференции 1867 года Наполеон III «агитировал» участников за установление золотого стандарта в международных масштабах. Однако, как пишут наши дореволюционные авторы, участники конференции вежливо выслушали посланника Ротшильдов. Большинство делегатов, как отмечает современный исследователь С. Моисеев, действительно проголосовали за золото, но это было лишь знаком вежливости, никакого международного соглашения заключено не было. Россия и Голландия от поддержки золото отказались.

 

«Россия и Голландия, придерживавшиеся серебряного стандарта, выступили противниками золотого монометаллизма. Российская империя имела обширные торговые связи с азиатскими странами серебряного блока, что обусловливало позицию ее делегатов. Представители Голландии занимали более гибкую позицию. По их словам, если главный торговый партнер (Германия) перейдет на золото, то Голландия пойдет за ним» (Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005, с. 95).

Процесс сдвинулся с «мертвой точки» лишь в начале 70-х гг. позапрошлого века. В 1870-1871 гг. произошла франко-прусская война, которая завершилась победой Пруссии и созданием единого германского государства под руководством «железного» канцлера Бисмарка.

 

Правильнее его назвать «золотым», потому что он инициировал введение золотой марки в 1873 году. Обеспечением ее стало золото, которое Германия получила в виде контрибуции от побежденной Франции – всего 5 млрд. золотых франков. Об этом подробно говорится в книге А.Д. Нечволодова «От разорения к достатку» (1906), а также работах русского экономиста и общественного деятеля С.Ф. Шарапова.

 

Сергей Федорович, в частности, раскрывает некоторые пикантные детали франко-прусской войны. Эти детали показывают, что война была дьявольским проектом Ротшильдов. Бисмарк находился под их влиянием. Они предложили ему сделку, от которой тот не мог отказаться: единая Германия в обмен на золотую валюту. Благодаря нерекламируемой поддержке Ротшильдов, Бисмарк одержал без особого труда победы над Францией.

 

Франция была разорена, платить миллиардные контрибуции золотом она была не в состоянии. Опять помогли Ротшильды, которые в Европе организовали заем в пользу поверженной Франции, а собранное золото она передала только что созданному Второму Рейху. А тот не мог не выполнить обещание, данное Ротшильдам. То есть ввести золотую марку.

 

О том, что на введение золотого стандарта Бисмарку «скинулась» вся Европа, мы читаем также у современного специалиста по золоту Питера Бернстайна: «Франция не платила контрибуцию золотом. Она выпустила бессрочные облигации (облигации без срока погашения), гарантированные Ротшильдом, на которые нашлось множество покупателей за пределами Франции. Полученная в результате иностранная валюта была передана Германии».

После этого процесс распространения золотого стандарта по миру сдвинулся с мертвой точки. Тема очень интересная и заслуживает целой книги. Стандарт внедрялся - где силой и шантажом, где подкупом, а где и прямым обманом.

 

Россия присоединилась к клубу «золотого стандарта» в 1897 году. Вернее, ее втянули в него путем интриг и обмана. Но это тема отдельного большого рассказа. Еще раз возвращусь к Парижской конференции 1867 года и повторю: никакого решения о введении на международном уровне золотого стандарта она не принимала.

Это – фейк, внедренный в наши экономические учебники.

https://www.zolotoy-club.ru/tpost/uyz1zzny41-istoriya-zolotogo-standarta-parizhskaya