Стейблкойн рвется в мир денег

Все прошлое десятилетие тема криптовалют была топовой в российских и зарубежных СМИ экономического профиля. Криптовалюту представляли как новый вид денег, причем частных, принципиально отличных от привычных наличных и безналичных денег, эмитируемых центральными и коммерческими банками. Криптовалюта - разновидность цифровой валюты, учёт внутренних расчётных единиц которой обеспечивает децентрализованная платёжная система (нет внутреннего или внешнего администратора или какого-либо его аналога), работающая в полностью автоматическом режиме. Такая система обеспечивает анонимность участников операций (среди них есть простые пользователи криптовалюты и те, кто ее создают – майнеры) и гарантирует надежность операций и сохранность цифровой валюты.

Впервые термин «криптовалюта» начал использоваться после появления платёжной системы «Биткойн», которая была разработана в 2009 году человеком или группой людей под псевдонимом Сатоши Накамото (личность до сих пор не установлена). Широкое распространение термин «криптовалюта» получил после публикации 20 апреля 2011 года в Forbes статьи Энди Гринберга (Andy Greenberg) под названием «Crypto Currency» («Криптографическая валюта»).

Биткойн был самой популярной криптовалютой, но уже в начале прошлого десятилетия как грибы после дождя стали нарождаться другие криптовалюты. В 2015 году количество их видов превысило 2000. Также как грибы после дождя стали появляться криптобиржи – площадки, на которых велась торговля этими цифровыми деньгами. На сегодняшний день в мире насчитывается уже 12.849 криптовалют, которые торгуются на 946 биржах. Мировая рыночная капитализация криптовалют на сегодня составляет 2,1 триллионов долларов. https://www.coingecko.com/ru/global-charts

В прошлом десятилетии внимание к криптовалютам проявили не только простые граждане, бизнес и спекулянты, но также власти многих государств, особенно денежные власти (центральные банки и минфины). В течение нескольких лет большинство из них не выражали своего однозначного отношения к криптовалютам. Взвешивали плюсы и минусы. Но уже в конце прошлого – начале нынешнего десятилетия власти большинства стран мира определились. Их отношение к криптовалютам стало определенно негативным. Аргументы были следующими. Во-первых, криптовалюты ничем не обеспечены. Во-вторых, их курс подвержен резким колебаниям. Цены на эти «цифровые монеты» могут в течение коротких отрезков времени подниматься или опускаться в разы. Фактически криптовалюты нельзя даже назвать деньгами (первая и главная экономическая функция которых, как известно, заключается в том, чтобы служить мерой стоимости). Криптовалюты – инструмент азартных игр.

Вместе с тем криптовалюты могут реально угрожать стабильности официальной денежной системы, за которую отвечают центральные банки и минфины. На первых порах криптовалюты можно сравнить с «хвостом собаки», где «собакой» является официальная денежная система. Но со временем уже «хвост» (криптовалюты) может начать крутить «собакой» (официальной денежной системой).

Было выдвинуто еще много других аргументов против криптовалют. Например, они могут использоваться для финансирования разного рода криминальных операций (терроризм, торговля наркотиками, поставки оружия и др.). Криптовалюта уже фактически использовалась в так называемом «darknet», это «чёрные рынки» в информационных сетях. Один из таких рынков - Silk Road (Шёлковый путь). Он был закрыт в октябре 2013 года, но затем появились новые «черные рынки», обслуживаемые криптовалютами.

Постепенно во многих странах стали приниматься решения на уровне государства (или центрального банка) о запрете или, по крайней мере, резком ограничении использования криптовалют.

После того, как центральные банки заявили о создании своих цифровых валют, называемых CBDC (Central Bank Digital Currency), со стороны общества появился дополнительный интерес к криптовалютам. Многие встретили в штыки планы денежных властей по внедрению CBDC, небезосновательно полагая, что эта цифровая валюта станет инструментом тотального контроля над населением. Образно выражаясь, CBDC – это цифровой концлагерь. И средством защиты от этого концлагеря могут стать криптовалюты. Даже те, кто ранее не поддерживали идею замещения официальной денежной системы криптовалютами, в новой ситуации поменяли свое отношение к частным цифровым валютам. Из двух зол криптовалюта, по их мнению, является меньшим, чем CBDC. Об этом можно даже судить по США. Там в настоящее время разворачивается предвыборная президентская кампания, и ряд кандидатов от республиканской партии заявили, что они категорически против планов ФРС США по введению цифрового доллара. Но одновременно они поддерживают использование биткойна и других криптовалют, которые считают «залогом свободы». См.: «Тема «цифрового доллара» в американской президентской гонке 2024 г.» (https://www.fondsk.ru/news/2024/02/13/tema-cifrovogo-dollara-v-amerikanskoy-prezidentskoy-gonke-2024-g.html)

Денежные власти, продвигая проекты CBDC, пытаются ослабить или уничтожить опасного конкурента в виде частных криптовалют. И ради этого готовы идти на определенные компромиссы.

Главным таким компромиссом, как мне кажется, является «стабильная монета» - stablecoin, или стейблкойн. Это альтернативная (частная) цифровая валюта, чей биржевой курс привязан к чему-то стабильному, например официальной валюте, драгоценным металлам, нефти или ценным бумагам. Сторонники этого вида валюты говорят, что стейблкойны удобны как для накопления, так и для расчетов за товары и услуги. В мире к сегодняшнему дню известно около десятка популярных стейблкойнов. Чаще всего стейблкойны привязывают к доллару США (USDT, USDC, BUSD), реже к товарам (CACHE Gold). Самое главное в них — это механизм обеспечения привязки курса, по типам которого они делятся на два вида.

Первый вид - классические стейблкойны. Самый известный — USDT, привязанный к доллару США. Нуждаются в обеспечении валютой, металлами, ценными бумагами. У таких валют всегда есть централизованный эмитент, который обязуется обменивать свой стейблкойн на доллар, золото и т. д. по фиксированному курсу. В случае падения курса стейблкойна эмитент выкупает его с бирж, повышая курс. Если курс растет выше, чем нужно, эмитент продает на биржах дополнительные объемы стейблкойна, понижая курс.

Второй вид - алгоритмические стейблкойны, такие как USDD и USDN. Курс этих токенов поддерживается специальными протоколами, которые сжигают часть стейблкойнов при падении курса и эмитируют новые токены при росте.

Алгоритмические стейблкойны прозрачны и отчасти защищены от манипуляций со стороны эмитента, однако в силу отсутствия обеспечения участники рынка не так в них уверены. Поэтому явно доминируют стейблкойны первого типа. В отличие от классической криптовалюты с децентрализованной системой стейблкойн является централизованной системой, что, естественно, понижает вероятность сохранения анонимности участников проекта и конфиденциальности транзакций.

Итак, власти в целом ряде стран гораздо более толерантны по отношению к стейблкойнам, чем к обычным криптовалютам. Так, в Японии и Сингапуре уже приняты правила работы со стейблкойнами, и денежные власти выдают лицензии на работу с этим видом цифровой валюты. В Европейском Союзе стейблкойны и порядок их использования для расчетов регулируются в соответствии с правилами регулирования цифровых активов Markets in Crypto-Assets (MiCA). Согласно этим правилам, стейблкойн считается не валютой, а токеном, представляющем активы, являющиеся обеспечением стейблкойна. Близки к полной легализации стейблойнов такие страны, как Великобритания, Канада, Австралия, Объединенные Арабские Эмираты, а также ряд офшорных юрисдикций (Багамы, Бермуды и др.).

Большая часть стейблкойнов, как я отметил выше, привязана к доллару США и около 90% мировой эмиссии стейблкойнов приходится на две валюты, которые эмитируются внутри США - USDT (Tether) и USDC. При этом в США до сих пор нет прозрачного и понятного регулирования стейблкойнов. Летом 2023 году комитеты Конгресса США предварительно утвердили законопроект, посвященный регулированию стейблкойнов - Payments Stablecoin Act. В этом году окончательно должна решиться судьба данного законопроекта. Примечательно, что большинство демократов в Конгрессе откровенно вставляют палки в колеса, препятствуют принятию закона.

Сторонники стейблкойнов в Конгрессе США (преимущественно республиканцы) напирают на то, что в мире сохраняется очень высокий спрос на доллар США. Стейблкойны, привязанные к доллару США, будут способствовать удовлетворению этого спроса. И, следовательно, в конечном счете укреплению доллара США как мировой валюты. Стейблкойны можно и нужно сделать помощниками Федерального Резерва (в отличие от криптовалют, которые были и остаются конкурентами официального доллара). Стейблкойн – слегка закамуфлированный доллар США. Пусть цифровой доллар США, который планирует рано или поздно запустить ФРС, осваивает внутренний рынок США, а стейблкойн может и должен осваивать долларовое пространство за пределами Америки. По оценкам Банка международных расчетов (БМР), оффшорный долларовый рынок составляет более чем 57 трлн долларов.

Пока же капитализация шести крупнейших стейблкоинов (USDT, USDC, BUSD, DAI, TUSD и USDP) колеблется около планки в 140 млрд долл., или чуть более 7% общей капитализации рынка криптовалют. Из названной суммы примерно половина приходится на USDT. Это цифровой токен, выпущенный компанией Tether Limited, которая утверждает, что его стоимость полностью обеспечивается запасами долларов США на банковских счетах или их высоколиквидный эквивалент (преимущественно казначейские векселя). Первый выпуск USDT был проведен в 2015 году. Хотя USDC заметно уступает USDT по капитализации, однако в рейтингах надежности этот стейблкойн находится на первом месте.

Американские сторонники легализации стейблкойна говорят, что если в США в ближайшее время не будет принят Payments Stablecoin Act, то инициативу захватят неамериканские компании, которые будут осваивать бескрайний оффшорный долларовый рынок. Тут и потери для американского бизнеса, и риски снижения управляемости долларом денежными властями США.

На днях член Совета управляющих ФРС Кристофер Уоллер сделал интересное заявление: «Я считаю, что доллар США не потеряет статус мировой резервной валюты в ближайшее время. Я даже не ожидаю значительного снижения его доминирования в торговле и финансах». https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.b41777ff-65d72422-bb9b06dc-74722d776562/https/www.tradingview.com/news/reuters.com,2024:newsml_W1N3E105C:0-us-dollar-to-remain-world-s-reserve-currency-fed-s-waller-says/ Примечательно, что это тот Кристофер Уоллер, который осенью 2022 года раскритиковал идею запуска цифрового доллара. Он тогда заявил, что CBDC не укрепит позицию американской валюты на международной арене. А вот на стейблкойн этот член Совета управляющих ФРС очень рассчитывает, именно благодаря этой цифровой валюте, по его мнению, доллар сумеет сохранить статус мировой валюты. Он пояснил: «Люди часто предполагают, что криптовалюты, такие как биткоин, могут заменить доллар США в качестве мировой резервной валюты. Но в большинстве сделок в DeFi-секторе (секторе децентрализованных финансов – В.К.) используются стейблкоины, привязанные к доллару. Около 99% рыночной капитализации стейблкоинов привязаны к доллару — это означает, что криптоактивы фактически торгуются в долларах».

Я уже неоднократно обращал внимание на то, что США явно не спешат с внедрением CBDC (официального цифрового доллара). См.: «Проекты CBDC: развивающиеся страны почему-то опережают развитые» (https://www.fondsk.ru/news/2023/08/30/proekty-cbdc-razvivayuschiesya-strany-pochemu-operezhayut-razvitye.html). Одной из причин столь прохладного отношения Вашингтона к CBDC может быть ставка на стейблкойны, привязанные к американскому доллару.

Впрочем, легализация стейблкойнов может произойти лишь при условии очень жесткого контроля со стороны Федерального Резерва и других регуляторов. Можно вспомнить историю 2021 года, когда Комиссия по торговле товарными фьючерсами США наказала Tether после того, как обнаружила, что ее обещания полностью обеспечиваться валютой США были ложными. Tether согласилась оплатить штраф, не признавая и не оспаривая претензии. Впрочем, было немало и других скандалов, связанных с тем, что реальных объемов обеспечения у некоторых стейблкойнов было намного меньше заявленных. А, между прочим, для того, чтобы обеспечивать стабильность цифровой валюты, необходимо иметь обеспечение, существенно превышающее 100 процентов (чтобы иметь возможность проводить необходимые для стабилизации курса валюты интервенции на рынке).

Некоторых наблюдателей и экспертов напрягает такое обстоятельство, как высокая централизация систем стейблкойнов, при которой все нити управления могут опять сходиться в Федеральном Резерве.

 

https://www.zolotoy-club.ru/tpost/ud20hmxua1-steiblkoin-rvetsya-v-mir-deneg