По сообщению ГУ МЧС по Красноярскому краю, 15 июня в 19:53 по московскому времени спасатели получили информацию о том, что произошло возгорание на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе «Роснефть» в Большеулуйском районе.

По данным МЧС, при проведении пусковых работ на газофракционной установке произошла утечка углеводородного газа, а затем объемный взрыв и пожар. На тушении пожара было задействовано 72 человека и 17 единиц техники. Пожар был локализован 15 июня в 21:05 по московскому времени, а в 00:30 было ликвидировано открытое пламя.

Жители Ачинска (НПЗ расположен в 18 км от города), с которыми беседовал корреспондент «Русской планеты», уверяют: взрыв был такой силы, что взрывная волна дошла до города, и многие ее почувствовали.

На этот момент известно о пятерых погибших и семи пострадавших, они госпитализированы. Ачинское информационное агентство «Градъ» сообщает, что еще четыре человека пропали без вести.

Корреспондент информагентства «Градъ» Виктор Миронов, побывавший на месте происшествия сразу после того, как там начался пожар, дал комментарий «Русской планете», из которого следует, что какие-то неполадки на заводе начались задолго до инцидента:

– Пожарные машины начали двигаться в сторону НПЗ примерно в 19:30 по местному времени 15 июня, т.е. за несколько часов до взрыва. Вероятно, возгорание произошло раньше, чем об этом сообщают официальные источники, и пожарные ехали, чтобы его локализовать. Информация точная: у нас одна дорога от Ачинска до НПЗ, «пожарки» могли ехать только туда, и многие люди их видели.

А взрыв мы услышали в 23:27, — говорит журналист. — Тут же включилась сирена. Мы сразу поехали на НПЗ. За полтора километра до завода было выставлено полицейское оцепление. От завода навстречу нам спешно бежали люди, садились в машины и покидали территорию. Мы тут давно живем, у многих друзья и родственники работают на заводе, и знаем, что если рванет весь завод, то взрывная волна дойдет до города. На место происшествия выехали абсолютно все экстренные службы — Большеулуйского и Ачинского районов, города Ачинска. Территория охранялась — как собственной охраной НПЗ так и полицией, посторонних близко к очагу пожара не подпускали, самых активных охрана пристегивала наручниками к решетке ограждения. На месте происшествия я видел множество карет «скорой помощи». Заводоуправление сильно повреждено, взрывной волной выбиты двери и окна. Сотни квадратных метров прилегающей к нему территории было покрыто стеклом и пластиком. По громкой связи с интервалом в десять секунд звучало предупреждение: «Внимание! Сработала сигнализация. Всем срочно покинуть территорию согласно плану эвакуации!»

По словам корреспондента, столбы пламени было видно с трех километров от НПЗ.

– В нескольких метрах от машины «Скорой» я видел труп, накрытый куртками и медицинским пледом. Начальник охраны НПЗ Сергей Халипов кричал в рацию: «Всех папарацци прочь от территории!».

В три часа ночи, когда журналист был рядом с заводом, пламя, по его словам, полыхало вырывалось на 30–40 метров вверх.

– Как сообщил мне в частной беседе один из сотрудников НПЗ, «теперь завод встанет еще как минимум на месяц. А о проблеме мы знали еще две недели назад, но думали, пронесет. Ликвидация последствий займет много времени. Но какое это имеет значение, если есть уже погибшие». Во время пробных пусков были какие-то проблемы с печами подогрева, но вроде как неисправности устранили и установки запустили. Установка 400 полностью уничтожена взрывом и пожаром. Она выпускала дизтопливо. Теперь цикл нефтепереработки будет неполный, и заводу придется встать.

В толпе работников завода говорили, что причиной взрыва могли стать неквалифицированные работы по монтажу нового оборудования.

– Раньше на НПЗ работало лицензированное предприятие «Карат», которое вело монтаж оборудования, — объясняет ачинский журналист. — Но руководство завода решило сэкономить и стало набирать гастарбайтеров и всякие «левые» организации, которые начали заниматься монтажом. 40 дней шел монтаж и ремонт технологических установок. Это было связано с установкой супер-огромного реактора, который нам долго везли из Италии и о котором писали все газеты.

«Русская планета» попросила одного из бывших сотрудников Ачинского НПЗ поделиться своими соображениями о том, что случилось на заводе. Инженер-нефтяник отработал на НПЗ 12 лет, хорошо знает оборудование завода. Вот что он рассказал:

– Взрыв произошел на установке по переработке нефти ЛК-6У, когда она выходила из ремонта. Высота колонны, которая взорвалась, 50–60 метров. Таких установок на заводе четыре, они стоят одна за другой. Завод компактный, большая насыщенность оборудованием.

Могу предположить, что произошла очень серьезная разгерметизация, пошел газ, а персонал не успел вовремя его перекрыть. Возможно, не успели погасить печи подогрева, а если и успели, то они были еще слишком горячие, вот газ туда и попал. А может быть проскочила электрическая искра.

– Почему не сработала защитная автоматика?

– Газоанализаторы устанавливаются в основном в помещениях, а «пострадавшая» установка стоит под открытым небом, здесь никакой газоанализатор не сработает. И выход газа можно определить только по сильному шуму. Думаю, причиной происшествия стало трагическое стечение факторов — технических, «человеческих». У меня на заводе осталось много знакомых. Мне будет очень горько, если увижу кого-то из них в списках погибших.

Ирина Кочеткова, пресс-секретарь Красноярской краевой клинической больницы, рассказала «Русской планете»:

– Сегодня в 10 часов по местному времени врачи нашей больницы — реаниматолог и хирург (заведующий ожоговой реанимацией и заведующий ожоговым отделением) — вылетели в Ачинск вертолетом санавиации. Там они осмотрели пострадавших, госпитализированных в местную больницу, всего семь человек. Сегодня же, в 14 часов, четверо из них были доставлены этим же вертолетом в Красноярск. А в ачинской больнице осталось трое. Двое из них в удовлетворительном состоянии, у них преимущественно царапины, ссадины, осколочные ранения, они находятся в травматологическом отделении. Один человек — в крайне тяжелом, нестабильном состоянии, опасном для транспортировки. Поэтому было принято решение оставить его пока в ачинской больнице. У него комбинированная травма — кроме ожогов есть еще и механические повреждения, черепно-мозговая травма, переломы.

У всех четверых мужчин, доставленных в Красноярский ожоговый центр, термические ожоги пламенем 2–3 степени и термоингаляционные травмы. Один пострадавший, с 5 процентами ожогов, госпитализирован в ожоговое отделение, а троих госпитализировали в реанимацию ожогового центра — у них по предварительным данным поражено 25, 35 и 60 процентов кожи. Окончательно площадь ожоговой поверхности уточняется дня через три. Сейчас всем пострадавшим ведется противошоковая терапия, интенсивная терапия.

17 июня объявлено в Красноярске днем траура по погибшим.

Сейчас на месте происшествия продолжается разбор завалов, работают специалисты МЧС и сотрудники завода, а также следователи.

Главное Следственное управление Следственного Комитета РФ по Красноярскому краю сообщает, что «по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 217 УК РФ, — нарушение правил безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. В связи с большим общественным резонансом расследование уголовного дела поручено следователям второго управления по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) аппарата ГСУ СК России по Красноярскому краю».

 

* * *

 

Списки погибших и пострадавших в результате аварии на Ачинском НПЗ (по данным ачинского информагентства «Градъ»)

 

Погибли:

 

1. Протасов Алексей Сергеевич 1983 года рождения.

2. Цынаев Сергей Михайлович 1958 года рождения.

3. Захаренко Антон Викторович 1987 года рождения,

4. Марышев Владимир.

 

Пропали без вести:

 

1. Яровой Сергей Александрович.

2. Орешин.

3. Отелицин.

4. Блинов К.И.

 

Госпитализированы:

 

1. Акулич Николай, 37 лет — ожоги

2. Генин Николай, 47 лет — ожоги, раны

3. Дочкин Александр, 22 года — ожоги, раны

4. Давыдов Роман, 33 года — ожоги

5. Прошкин Алексей, 30 лет — ожоги

6. Солодухин Матвей, 32 года — ожоги, раны

7. Чуканов Виталий, 40 лет — раны.

Источник