В понедельник президент Владимир Путин одобрил предложение премьера Дмитрия Медведева ликвидировать Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ) и Федеральное агентство по поставкам вооружения (Рособоронпоставка). Соответствующий указ опубликован на сайте Кремля вместе с указом о ликвидации Министерства регионального развития.

На совещании с вице-премьерами Медведев подчеркнул, что ждет от вице-премьера Дмитрия Рогозина, курировавшего упраздненные федеральные агентства, «кадровые предложения, а также предложения по исполнению функций ликвидируемых министерств и ведомств». Медведев отметил, что структура правительства «не является таким окостеневшим монолитом, она может меняться сообразно требованиям жизни, что, собственно говоря, и происходило неоднократно».

Ранее пресс-служба президента опубликовала сообщение, в котором инициатива реорганизации ведомств отводилась премьеру, по мнению которого соответствующие изменения позволят оптимизировать структуру правительства. «Хорошо. Мы с вами уже обсуждали это раньше. Если вы сами считаете, что это целесообразно, то давайте так и сделаем», — согласился с Медведевым Путин.

В Рособоронзаказе не смогли оперативно прокомментировать сообщение об упразднении агентства — до окончания рабочего дня все руководство было на совещании. Сотрудник пресс-службы Рособоронпоставки в ответ на вопросы РБК процитировал указ и добавил, что руководство России «высоко оценило заслуги Рособоронпоставки в лице его руководителя Надежды Синиковой», которая была 1 сентября награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Награда была вручена «за заслуги в укреплении обороноспособности страны и высокие личные показатели в служебной деятельности».

Созданное в 2010 году Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств было основным госзаказчиком при размещении, контроле, оплате и учете оборонных заказов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники. Рособоронзаказ, созданный в 2003 году, сосредоточил основные контрольные функции над ВПК.

Рособоронпоставка упраздняется с 1 января 2015 года, функции в области размещения заказов будут переданы силовым структурам — МВД, МЧС, Минобороны, СВР, ФСБ, ФСКН, ФСО и ФСИН. Эти структуры должны «обеспечить непрерывность осуществления передаваемых им функций», а также представить предложения по изменению своей штатной численности. Полномочия Росборонзаказа разделят Федеральная антимонопольная служба, Счетная палата и Минпромторг.

В начале июня Медведев объявил об ужесточении ответственности за срыв оборонного заказа. На следующий день после постановления Медведева, 3 июня, газета «Коммерсантъ» сообщила, что министр обороны Сергей Шойгу предложил президенту Путину в целом упразднить Рособоронзаказ, распределив функции между другими ведомствами. Якобы, по мнению министра обороны, одной из причин несвоевременного размещения заданий оборонзаказа-2014 является неэффективная деятельность службы «по согласованию проведения закрытых процедур с применением конкурентных способов определения поставщиков», а также «заключения контрактов с единственными участниками торгов». Издание утверждало, что до написания письма Путину Шойгу обращался в правительство с подобными инициативами, но не нашел там поддержки.

Сам Рогозин, обычно активно комментирующий события в своем микроблоге в Twitter, о реорганизации двух федеральных агентств промолчал, дав ссылку на новость о поручении Медведева подготовить кадровые предложения.

Военный эксперт Александр Храмчихин назвал конфликт между Минобороны и упраздненными федеральными агентствами структурным, вытекающим из «вечного конфликта между военной промышленностью и военным ведомством».

Большинство функций Рособоронпоставки перейдут в аппарат заместителя министра обороны по вооружениям, с которыми там справятся без труда, считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. «Все бюджеты и так находились в ведении Минобороны, упраздняется лишний бюрократический аппарат, созданный во времена [экс-министра обороны Анатолия] Сердюкова, когда у министерства были сложные отношения с промышленностью», — опроверг Коротченко тезис о борьбе ведомств за бюджетные потоки.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов связал упразднение ведомства с желанием оптимизировать все возрастающие расходы на оборону. «Беспрецедентные средства, направленные на перевооружение армии за всю постсоветскую историю, сделанные в последние годы, нуждаются в рачительном отношении, особенно на фоне сокращения расходов в других сферах», — констатирует Пухов.

Политолог Константин Калачев считает, что в правительстве, оптимизируя расходы, легко пожертвовали сразу двумя ведомствами Рогозина — аппаратный вес вице-премьера был связан в первую очередь с его имиджевыми, а не деловыми качествами. «Рогозин был уместен, когда Минобороны руководил Сердюков, — комментирует Калачев. — Во время украинского кризиса образ плохого парня, который играл Рогозин, потерялся на фоне, когда плохими парнями стали все».

Максим Солопов

Источник