Налоговые поступления от введения налога с продаж не стали учитывать в проекте бюджета РФ на 2015–2017 годы, заявил сегодня министр финансов РФ Антон Силуанов.

— В проектировках бюджета на 2015–2017 годы введение налога с продаж не предусматривается, — сказал Силуанов.

Введение налога с продаж рассматривалось как мера поддержки крупных регионов и мегаполисов (Москва, Московская область и Санкт-Петербург), объяснил министр. Но в итоге правительство решило «пойти другим путем», отметил Силуанов. Государство выделит Москве и Московской области средства на решение транспортных проблем напрямую из бюджета.

В 2015 году на строительство Московского транспортного узла выделят 32,9 млрд рублей, в 2016 и 2017 годах — по 45 млрд рублей, пояснила «Известиям» пресс-секретарь Антона Силуанова Светлана Никитина.

— Основным получателем средств от налога с продаж могла бы стать Москва, средства должны были пойти в том числе на строительство Московского транспортного узла, — сказала «Известиям» Светлана Никитина. — Другие крупные регионы не были так заинтересованы во введении налога. Но сейчас найдено другое решение, и правительство склонно оставаться в рамках неповышения налоговой нагрузки для населения.

Налог не смог бы ощутимо исправить экономическую ситуацию в регионах, но мог бы навредить экономике, считают эксперты.

— Есть две основные причины для отказа от этого налога, — говорит главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров. — Минфин уже давно высказывал опасения насчет собираемости этого налога, его достаточно сложно администрировать в случае с мелкой торговлей. Вообще задача введения этого налога заключалась в том, чтобы помочь регионам с большим дефицитом в бюджете. Но, по сути, он в основном оказал бы поддержку регионам, которые не испытывают серьезных экономических проблем, например Москве, Московской области, Санкт–Петербургу и Екатеринбургу. Но в других регионах, с более острыми финансовыми проблемами, он сильно картину не изменил бы. Вторая причина отказа от налога с продаж — это сильно подстегнуло бы рост цен и, следовательно, ускорило бы инфляцию. Против этого активно выступал Центробанк. По цепочке замедлились бы инвестиции и общий экономический рост. Думаю, по совокупности этих двух факторов правительство решило не вводить этот налог. Более того, поступления от налога с продаж были бы достаточно скромными — порядка 150 млрд в год.

Введение налога с продаж изначально было очень спорным, отмечают эксперты.

— Даже Минфин, инициатор этого проекта, признавал, что собираемость налога небольшая, а ущерб для бизнеса и инфляции — ощутимый, — говорит партнер юридической компании «Налоговик» Роман Терехин. — Публично никто налог почти не отстаивал. Создавалось впечатление, что всерьез налог и не собирались вводить, а просто рассматривали его как один из вариантов, который просочился в прессу. Также для увеличения бюджетных доходов обсуждались варианты повышения НДС и НДФЛ, но от них также пока решили отказаться.

В случае введения нового налога цены увеличились бы дополнительно на 1–1,5%.

— Более того, такое решение негативно отразилось бы на динамике потребления домохозяйств, которая до недавнего времени была главным фактором экономического роста, — рассуждает главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик.

В начале августа Минфин направил в правительство законопроект с поправками в Налоговый кодекс, подразумевающими введение налога с продаж. Тогда предполагалось, что регионы смогут его ввести с 1 января 2015 года, а ставка будет установлена на уровне 3%. Законопроект вызвал бурные обсуждения в правительстве. В частности, уже в сентябре Силуанов говорил, что Минфин за счет перераспределения доходов нашел необходимые 500 млрд рублей, которые позволят не вводить новый налог. Против его введения также выступали представители Минэкономразвития и Центробанк. Зато активно налог поддерживали московские власти. К примеру, поддержал налог руководитель департамента экономической политики и развития города Максим Решетников. «Для Москвы он может стать существенным источником пополнения городского бюджета, учитывая большой, довольно стабильный потребительский рынок города», — заявлял он в начале августа.

Что касается проекта бюджета на 2015–2017 годы, то он будет внесен в нижнюю палату парламента до 1 октября. Предельный уровень дефицита бюджета составляет 0,6% ВВП в 2015 году.

Источник