Госдума на заседании во вторник приняла во втором и третьем чтениях «антиофшорный» законопроект, определяющий механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов иностранных организаций. Новый механизм обяжет российских резидентов — компании и людей — платить налог с нераспределенной прибыли их иностранных активов. Цель — так называемые кошельки, в которых накапливаются дивиденды и проценты по кредитам.

Законопроект принят в «жесткой» версии — 50%-ный порог контроля в КИК, начиная с которого владелец обязан платить налоги в России, будет действовать только в 2015 г., а с 2017 г. он будет снижен до 25%. В первом чтении предлагалось, чтобы до 2017 г. налог в России должны были бы платить владельцы не менее 50% долей в КИК. Компании будут платить 20%, физические лица — 13% с нераспределенной прибыли их иностранных структур. Сейчас на такие иностранные структуры российские владельцы выводят прибыль из России через дивиденды и проценты, налоги по этой схеме они могут почти не платить. Деньги идут не напрямую в офшор, а через компании-прослойки, к примеру, на Кипре: при выплате дивидендов на Кипр в России ставка налога у источника благодаря налоговым соглашениям составит всего 5% вместо 15%, а на Кипре эти дивиденды будут и вовсе освобождены от налога.

Так как поправки правительства в закон КИК были отвергнуты депутатами, в уже принятый закон о деофшоризации будут вноситься изменения — возможно, весной, рассказал замминистра финансов Сергей Шаталов. Поскольку поправки носят смягчающий характер, их можно будет вводить с обратной силой, объяснил Шаталов. «Я очень надеюсь, что нам удастся вернуться весной к этому законопроекту, который станет уже законом, чтобы его поправить», — сказал замминистра.

Хорошо бы, чтобы правительство не отказалось от смягчающих поправок в антиофшорный законопроект и предложило изменения в весеннюю сессию Госдумы, надеется старший юрист Goltsblat BLP Артем Торопов. У поправок, по его словам, принципиальный характер — в частности, они предусматривают дифференцированные правила для различных видов «хороших» и «плохих» трастов в зависимости от степени контроля и прав учредителей, а не стригут все трасты под одну гребенку. Кроме того, поправки позволяют не облагать налогами активный бизнес российских компаний за рубежом в странах, которые не успели заключить налоговые соглашения с Россией, в то время как депутатская версия де-факто считает все такие страны офшорами и предлагает облагать российскими налогами прибыль активных компаний в таких странах, указывает Торопов. Налогоплательщикам в любом случае уже сейчас нужно начинать реструктуризацию бизнеса, но помнить, что в закон могут быть скоро внесены поправки, обнадеживает он.

На прошлой неделе бюджетный комитет отклонил смягчающие правительственные поправки в антиофшорный проект. Поправки правительства концепцию не меняли, но делали работающим механизм КИК, устраняли технические ошибки и лишнюю нагрузку на бизнес, говорили «Ведомостям» чиновник и участвовавший в обсуждении документа эксперт. Например, они упрощали перераспределение прибыли между иностранными структурами холдингов. Не пришлось бы платить налог в России с прибыли КИК, если на 90% она формируется из дивидендов иностранных структур, занимающихся активной деятельностью.

Законопроектом устанавливается, что прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по налогу на доходы физических лиц в том случае, если ее величина составила более 10 млн руб. Кроме того, вводится понятие «контролирующего лица». Им признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в уставном капитале организации составляет более 25% (до 2016 г. — более 50%). Если общая доля налоговых резидентов РФ в организации составляет более 50%, то контролирующим лицом признается физлицо или организация, которая обладает долей более 10%.

В тексте документа также описаны критерии, которым должна отвечать контролируемая иностранная организация, прибыль которой будет освобождена от налогообложения. Это будет касаться, например, некоммерческих организаций, которые не распределяют полученную прибыль между акционерами, организаций, образованных в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза, банков и кредитных организаций, находящихся на территории государства, с которым у России действует международный договор по вопросам налогообложения.

Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, будет уменьшаться на величину налога, уплаченного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранного государства. Ответственность за сокрытие имущества и доходов в офшорах будет введена с 2017 г. Закон вступит в силу с 1 января 2015 г.

Источник