В ходе проверки фонда «Сколково» Генпрокуратура России установила многочисленные факты финансовых нарушений, допущенных в его стенах, выявила серьёзный ущерб, причинённый сколковским руководством как самому фонду, так и государству, и пришла к выводу об угрозе нецелевого использования и хищения бюджетных средств на сумму более 125 млрд. руб., которые ещё только планируется выделить на развитие данного центра. Соответствующее сообщение было опубликовано 30 октября на сайте Генпрокуратуры.

Размеры злоупотреблений огромны, размах потенциальных «распилов и откатов» поражает воображение. Генпрокуратура сообщает о 50 млрд. рублей, выделенных государством «Сколкову» «в условиях отсутствующего бюджетного контроля и без утверждённых конкретных целевых показателей его деятельности». Из них более 22 миллиардов прокручивались в банковских схемах вместо того, чтобы пойти на развитие «иннограда». На консультационные услуги фондом было потрачено 600 миллионов, тогда как по реальным расценкам можно было обойтись втрое меньшей суммой. Некоторые заключённые фондом договоры, в частности, на создание рекламных видеоматериалов, превысили рыночную цену аналогичных проектов почти в 11 (!) раз: возможный «откат» составил здесь порядка 50 млн. рублей.

Фирмы, аффилированные с фондом, купались в деньгах: «Сколково» выделяло миллиарды рублей «налево», не доводя их до собственно научной деятельности. Многомиллионные гранты «нужным людям» и «правильным компаниям» раздавались безо всяких смет и утверждённых отчётов: деньги на это транжирились даже тогда, когда профильный сколковский кластер выносил отрицательное заключение о необходимости подобной «щедрости». Однажды фонд заплатил 2,7 млн. рублей за составленную на стороне методичку развития «иннограда», авторы которой слово в слово передрали чужую диссертацию. При этом как минимум в трёх случаях необоснованного выделения грантов президент «Сколкова» Виктор Вексельберг имел, по утверждению Генпрокуратуры, «личную заинтересованность». И это лишь часть выявленных нарушений.

По результатам проверки Генеральная прокуратура внесла в адрес Вексельберга «представление, в котором поставлен вопрос о возмещении причинённого ущерба, устранении выявленных нарушений закона, их причин и условий, а также привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности». Говоря проще, господин миллиардер, в своё время назначенный руководить фондом как «человек, не имеющий стимулов воровать», теперь должен каким-то образом покрыть обнаруженные издержки, исчисляемые миллиардами рублей.

Эта новость, едва появившись на лентах информационных агентств, вызвала широкий резонанс в российском обществе. Причиной тому стали не только масштабы уже совершённых и ещё только готовящихся злоупотреблений в «Сколкове», вскрытые прокурорской проверкой, но и давно подпорченная репутация этой «витрины инновационной экономики».

Внимание и забота, которыми на протяжении четырёх последних лет было окружено «Сколково» со стороны высокопоставленных представителей исполнительной власти, резко диссонировали с чередой скандалов, сопровождавших становление этого «прорывного научно-технологического центра». То вдруг откроется казус с финансированием полумифических лекций «болотного» оппозиционера Ильи Пономарёва, за которые фонд заплатил аж 750 тысяч долларов. То Генпрокуратура обнаружит 24 млн. долларов, незаконно потраченные руководством фонда на аренду недвижимости. То неожиданно придёт в негодность пятикилометровая дорога от Москвы до «Сколкова» стоимостью в рекордные 6 млрд. рублей.

Эти и подобные им случаи вызывали закономерный вопрос: если такие непотребства творятся в паре километров от столицы и с любимым детищем правительства, то чего ожидать от прочих затей наших «инноваторов»?! При этом никакой реальной пользы «Сколково» за все четыре года своей кипучей деятельности так и не принесло. Ни единого научного прорыва, ни одного успешного инновационного проекта фондом продемонстрировано не было. Тем не менее, на его развитие правительство уже потратило и готово было ещё потратить десятки миллиардов бюджетных рублей, больше, чем на остальные наукограды страны, вместе взятые.

Всё это подталкивало общественное мнение к тому, что «Сколково» напоминает скорее мега-кормушку для разбазаривания государственных средств, нежели реальный проект ускоренного научного развития. Нынешние выводы Генпрокуратуры фактически подтверждают эти подозрения. Как следует из новости, наиболее масштабные нарушения связаны не столько с деятельностью фонда, сколько с вопиющей неразберихой, царящей в финансовом секторе страны. Бесконтрольно и бесцельно выбросить в трубу 50 миллиардов государственных рублей, планируя отправить туда же в два с лишним раза большую сумму в условиях кризиса и бюджетного секвестра, – такое рвение чиновников нуждается в срочном внимании со стороны компетентных органов.

Что же будет теперь? Генпрокуратура заявила о том, что ею установлен контроль за возмещением ущерба, причинённого государству и фонду. По реноме Вексельберга нанесён серьёзный удар: вероятна его скорая отставка с поста президента «Сколкова». Министру финансов предложено «принять меры к повышению результативности и соблюдению целевого характера» будущих траншей на счета фонда, чтобы не были расхищены оставшиеся 125 миллиардов инвестиций. ФНС России, в свою очередь, предписано проверить участников проекта «Сколково», воспользовавшихся правом на льготное налогообложение. Эти проверки могут принести новые сюрпризы.

Всё сводится к тому, что новые бюджетные траты на «Сколково» теперь будут, скорее всего, остановлены. Во всяком случае, до наведения порядка в самом фонде и в соответствующих кабинетах его главного спонсора – государства.

Илья Протасов

Источник