Идя на решение о заморозке тарифов в 2014 году, власти исходили из желания избежать стагнации в экономике и заставить монополии уменьшить свои издержки, то есть повысить эффективность своей работы.

Однако на общем фоне проигравшим выглядит население, которому сначала также посулили «тарифную заморозку», но потом пряник быстро спрятали. Главный довод: для модернизации ЖКХ нужны средства, а взять их неоткуда, кроме как из кошельков россиян.

Продолжающийся мировой кризис и приближение российской экономики к стагнации - это когда застой в производстве и торговле, поэтому валовой внутренний продукт либо вовсе не растет, либо растет крайне незначительно - заставляет федеральные власти предпринимать неординарные шаги. Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что стагнация хуже кризиса своей непредсказуемостью. Поэтому именно его ведомство предложило правительству ограничить индексацию тарифов естественных монополий.

Так что теперь несть числа оптимистам, которые уверяют: эпоха ускоренного роста тарифов на газ и электроэнергию в России закончилась. По мнению же других, поступить подобным образом следовало давно. Уже доказано, что высокие темпы индексации тарифов не дали никакого положительного результата. В смысле – не повысили энергоэффективность российской экономики. Не обеспечили требуемый уровень модернизации в энергетических отраслях, да и вообще способны подорвать их конкурентоспособность на мировом рынке. Иными словами, щедрые ежегодные подарки правительства энергетическому сектору - да и не только ему - закончились. К монополиям накопилось достаточно претензий.

Им настоятельно предложено разобраться с банальным воровством средств, отказаться от лишних посредников, провести аудит крупных проектов…

Из чего же складываются тарифы? Наша электросетевая отрасль по сей день выглядит как «терра инкогнита». В развитых странах стоимость передачи электроэнергии составляет в среднем 25 процентов тарифа, у нас - 60-70 процентов. В России это традиционно принято объяснять высоким износом сетей и большими расстояниями. На самом же деле, в сохранении нынешнего положения заинтересованы чиновники, многих из которых имеют конкретный интерес в сетевом бизнесе. «У нас в стране устанавливать надежные сети невыгодно, чем больше и чаще их придется менять, тем больше чиновники будут зарабатывать», - уверен эксперт, главный редактор сайта «Энергоклуб.ру» Алексей Иванов.

К тому же, как показывает практика, в стране сильно завышена стоимость сетевого строительства. Так, поставить опору ЛЭП у нас стоит в четыре раза дороже, чем в Европе, причем речь идет об опорах в Центральной России.

Еще один фактор - это современная конъюнктура на мировых рынках энергоресурсов, которая напрямую влияет на ситуацию в России. Ускоренная индексация тарифов привела к тому, что, например, за последние десять лет внутренние цены на электроэнергию для промышленности увеличились в 3 раза, на газ - в 4,5 раза. Разрыва между внутренними и мировыми ценами на голубое топливо практически нет - они даже несколько превысили американский уровень. И сколько можно на этом фоне говорить о повышении конкурентоспособности?

Сегодня радикально меняется ситуация на мировых рынках газа, в Европе его цена может серьезно снизиться уже через пару лет. На этот рынок выходят новые поставщики, новые контракты заключаются по ценам ниже тех, которые устанавливает в классических долгосрочных контрактах наш «Газпром». Похожая ситуация складывается и в электроэнергетике. На внутреннем рынке прежняя тарифная политика строилась на ожидании резкого роста спроса на электроэнергию, под это закладывались инвестиционные программы. Но в последнее время спрос на электрическую энергию почти не растет, а, если рецессия продолжится, то может просто снизиться.

При любой реформе - а инициатива минэкономразвития именно таковой и является – всегда есть выигравшие и проигравшие. В целом, от «заморозки» тарифов монополий выигрывает вся страна. Может вырасти уровень доходов населения, появится стимул для потребительского спроса, повысится эффективность отечественной энергетики. Однако прогноз на первые три-четыре года после введения новшества не радует: уменьшится объем инвестиций и упадет уровень промышленного производства. Да, от снижения цен наибольшие выгоды получат самые энергозатратные секторы. Но ведь – и этого сценария тоже никто не исключает – они вполне могут вывести «сэкономленные» деньги за рубеж, вместо того, чтобы вложить их в развитие экономики. Пока все долгосрочные оптимистические прогнозы строятся на доверии: власть исходит из того, что все сэкономленные средства будут направлены на инвестиции. Только вот деньги из нашей страны любят уходить за ее границы особенно активно именно в кризисные периоды…

Наиболее убежденно о вреде замораживания тарифов говорит глава ОАО РЖД Владимир Якунин, который оперирует несколькими «страшилками». Во-первых, при нулевой индексации железнодорожных тарифов в 2014 году убыток монополии может достичь двузначной цифры - вместо ожидавшейся прибыли в 1,7 миллиарда рублей, считает он. Во-вторых, бюджет государства может недополучить 350 миллиардов рублей в виде налогов от монополии. В-третьих, заморозка тарифов вынудит компанию снизить объем инвестиционной программы и, самое страшное, сократить 60 тысяч сотрудников. При этом за скобками он оставляет меры, которые предлагает реализовать минэкономразвития. Например, провести аудит проектов дороже 5 миллиардов рублей, повысить долю закупок на аукционах и напрямую у производителей. И, как всегда - усилить борьбу с коррупцией. Глубокая оборона, которую занял В. Якунин, может быть связана еще и с тем, что заморозка тарифов - это предтеча более глубокого преобразования всей железнодорожной отрасли. Недавно все то же минэкономразвития предложило монополии ввести показатели эффективности работы, за нарушение которых штрафовать снижением тарифов. То есть привязать расчет долгосрочных тарифов к качеству работу компании. Пока же ситуация по основным показателям плачевная: на конец 2012 года уровень износа локомотивов составил 74 процентов, средняя скорость доставки грузов - всего 36 километров в час.

Население также не оставили в стороне от «тарифной революции». Сначала власти пообещали гражданам, что тарифы на коммунальные услуги будут заморожены - по крайней мере, в 2014 году. Но довольно быстро эта идея была признана нездоровой.

Заместитель председателя правительства Дмитрий Козак взялся утверждать, что для предприятий тарифы заморозить реально, а вот для граждан - технологически невозможно. Хотя минэкономразвития ранее предлагало эту меру, то есть она была вполне реализуема.

Дело тут, скорее, в другом: федеральные чиновники, видимо, в очередной раз посмотрели на состояние ЖКХ, ужаснулись, и решили оставить хоть какой-то денежный ручеек для проблемной отрасли. Неслучайно Д. Козак сообщил, что новые повышения тарифов для населения оправданы высоким износом коммунальных систем. Объяснений, почему за 13 лет опережающего повышения тарифов ситуация в отрасли не улучшилась, не прозвучало. Впрочем, сфера ЖКХ давно превратилась в бездонную бочку, и ситуация в ней не меняется к лучшему. Это знают даже не эксперты.

В результате тарифы для населения будут расти, как заявил А. Улюкаев, по формуле «инфляция минус 30 процентов», которая распространится на все регулируемые компоненты ЖКХ, включая тепло и воду. То есть, рассчитывается инфляция за прошедший год, и из нее вычитается определенный коэффициент. По предварительным оценкам главы минэкономразвития, инфляция в нынешнем году составит 6 процентов, следовательно, в 2014 году тарифы подрастут для населения на 4,2 процента. Конечно, лучше прежних 12-15 процентов ежегодно. Но зачем? Куда пойдут деньги?

Если максимальная планка роста тарифов в будущем величина пока весьма размытая, то этого не скажешь об оплате потребляемого населением электричества. Кабинет министров упорно продвигает проект под названием «Социальная норма потребления электроэнергии». Его суть такова: в каждом регионе устанавливается верхняя планка в расчете на домохозяйство. Перебрали – заплатите за киловатт-часы согласно повышенным расценкам.

Многие уже вынесли новшеству однозначный приговор – это плохо завуалированное повышение цен.

Эксперимент по введению социальной нормы проводится сейчас в Забайкальском и Красноярском краях, во Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской и Самарской областях. Например, во Владимирской области паек установлен на уровне 50 киловатт-часов на человека, хотя среднее потребление в регионе заметно выше. В Ростовской области норма на человека составляет 96 киловатт-часов в месяц, на семью из двух человек - 146, для больших семей установлена единая норма - 206 киловатт-часов. Получается, что ограничительная норма бьет по карману многодетных семей или молодых семей, вынужденных жить с родителями. Местные депутаты просят отложить введение энергопайка, заставлять граждан платить больше – значит, вызывать недовольство и возможные протесты. Профсоюзы уже готовы в ответ на повышение коммунальных платежей требовать от правительства адекватного увеличения зарплат.

Правительство планирует повсеместно посадить сограждан на «паек» в середине 2014 года, заверяя, что введение нормы почти не увеличит общие платежи населения. Если это верно, тогда вообще зачем все это затевать? Надежда, впрочем, остается. Владимир Путин недавно заметил, что кабинет министров должен будет посмотреть на результаты эксперимента, и лишь потом принимать решение о введении «пайка» по всей стране. По его словам, социальные нормы нужны, но главное - их размер должен соответствовать уровням доходов граждан, объемам платежей в целом за коммунальные услуги. Может, следует посмотреть на опыт некоторых американских штатов? Там за социальную норму человек вообще не платит ни цента. Платит лишь за ее превышение.

В общем, пока что довольных «тарифными новшествами» в стране крайне мало.

Монополисты жалуются на нехватку денег для инвестиций. При этом «простые граждане» очень болезненно реагируют на любое повышение оплаты коммунальных услуг, к концу нынешнего года расходы на оплату ЖКХ вырастут до 10 процентов всех наших трат…

Самое главное, что никто не гарантирует, что последние правительственные инициативы смогут оздоровить нашу экономику.

Сергей Осипов

Источник