Ровно 185 лет назад русские деятели культуры выкупили из крепостной зависимости Тараса Шевченко.
Чем украинский «самородок» отплатил своим благодетелям, рассказывает «Страна V».
Тарас Шевченко принадлежал русскому помещику Павлу Энгельгардту. За счет барина юный Тарас учился рисованию, а затем был направлен к портретисту Яну Рустему, преподавателю Виленского университета. Затем Шевченко быстро сошелся со своим земляком и известным художником Иваном Сошенко. Тот сыграл ключевую роль в его судьбе, познакомив с главными русскими живописцами того времени — Карлом Брюлловым и Алексеем Венециановым.
Русские художники пожалели «самородка» и решили его выкупить. Брюллов продал на лотерее портрет поэта Василия Жуковского за 2,5 тыс. рублей. Вырученные деньги пошли на выкуп молодого дарования. Благодарность не заставила себя долго ждать.
Сошенко взял Тараса к себе на жительство, но тот тут же стал домогаться невесты своего благодетеля и был выставлен вон. Успел Шевченко оскорбить и другого своего заступника — Петра Мартоса, который и обнаружил в бывшем крепостном поэтический дар. Впоследствии Мартос охарактеризовал Шевченко словами «С хама не будет пана».
Но самое страшное оскорбление Тарас Шевченко нанес российской императрице, супруге Николая I (внесшего значительную часть выкупа его из крепости), написав про нее следующее:
Цариця-небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще, на лихо, сердешне
Хита головою.
За отвратительную выходку «совесть украинской нации» сослали в солдаты. Правда, и из армии его вытащили русские — граф и графиня Толстые. Через четыре года Шевченко умер от водянки, вызванной тяжелым алкоголизмом.
🇷🇺 Страна V. (https://t.me/+wn-e2CEc3TM4OTY6)